Надо сразу сказать, что забота о чистоте природы, о борьбе с загрязнениями ручьев, речек и рек, впадающих в Байкал, о сохранении окружающей среды не очень-то овладевала сибирскими жителями, живущими в прошлые века. Наиболее совестливые и нацеленные на охрану природного мира старожилы пытались с помощью разного рода публикаций и увещеваний влиять на нравственные чувства своих современников.
Так, сибирские писатели-краеведы во многих статьях и заметках более 150 лет назад укоряли жителей сибирских городов за то, что они заваливают улицы города и берега рек разной дрянью, из-за чего после собравшегося за зиму мусора ее вода в весеннее время становится совершенно непригодной для питья. Весьма дикими были привычки некоторых старожилов, когда они вместо того, чтобы влезть на кедр и обобрать шишки с орехами, срубали дерево, приговаривая: про мой век станет! Аналогично поступали с дикими яблонями, черемухами, некоторыми другими плодовыми кустарниками. Обеспокоенные вредным воздействием на природу необдуманной жизнедеятельности людей некоторые сибирские интеллектуалы по обеим сторонам Байкала писали о разрушительном влиянии неконтролируемых «палов» на состояние лесов и растительности в целом. Но зачастую такие эмоциональные призывы оставались криком вопиющего в пустыне.
Говорить о каких-либо стойких экологических привычках в среде старожилов надо с определенной осторожностью. Так что «царское время» своей особой рачительностью и бережливостью к природе не отличалось (за исключением, может быть, видов хозяйственной деятельности, которые были «вписаны» в окружающую среду). «Советское время» в связи с индустриализацией и электрификацией страны так же не сумело реализовать свои потенциалы в этой области. И как вечный вопрос встает задача сохранения Байкала, которую истинные его сыновья воспринимают как сохранение своей души. Образно и убедительно сказано об этом в стихотворении Е.Евтушенко «Байкал».
Ты за мною, Байкал,
словно Бульба Тарас за Остапом,
Если сети ты рвешь
И, поднявшись, кудлато, горбато,
«Слышишь сынку?» — ревешь,
отвечаю тебе: «Слышу, батько!»
В небоскребы втыкал
я, немножно озороватый,
твое знамя, Байкал, —
словно парус — кафтан дыроватый.
К твоим скалам, Байкал,
Не боясь расшибиться о скалы.
Я всегда выгребал —
беглый каторжник славы.
Без тебя горизонт
быть не может в России лучистым.
Если ты загрязнен,
не могу себя чувствовать чистым.
Словно крик чистоты
раздается над гибнущей синью
голос твой: «Защити, защити,
Слышишь сынку?»
Сегодня полезно для многих понять, что борьба за Байкал и природу имеет не столь давнюю историю, в ее методах только начинают проявляться истинные «жемчужины», которые станут достоянием нашего времени и его отличительной чертой. При этом важно отметить один психологический нюанс. Участвовать в различных мероприятиях по «борьбе за экологию», в противоборстве с людьми, губящими природу, и социально и политически престижно, и это повышает статус человека. Но современный термин «защита» требует зачастую просто рядовой, рутинной и малопривлекательной работы. «Звезд с неба» от нее не достанется, но только она приведет к реальному влиянию на чистоту и сохранность Байкала и всей природы.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей