Большое Голоустное: интересные факты // Карнышев А. Д. «Байкал таинственный, многоликий и разноязыкий» 3-е изд. (2010)

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Большое Голоустное

Большое Голоустное.
Большое Голоустное.
ОЭЗ "Ворота Байкала" (Большое Голоустное).
ОЭЗ "Ворота Байкала" (Большое Голоустное).
Дельта реки Голоустной.
Дельта реки Голоустной.
Автор: Александр Мамонтов
Источник: Байкалер.ру
Большое Голоустное. Праздник Николая Чудотворца.
Большое Голоустное. Праздник Николая Чудотворца.
Мумия маленькой девочки, хранившаяся в гроте возле дороги на участке Малое Голоустное — Большое Голоустное.
Мумия маленькой девочки, хранившаяся в гроте возле дороги на участке Малое Голоустное — Большое Голоустное.
Источник: Журнал Шаманство

Поселок Большое Голоустное расположен невдалеке от устья речки  Голоустная  и является  одним из старейших байкальских поселений. С начала 19-го и по сере­дину 20-го века в селе и близ него наряду с бурятами жило немало эвенков, но различные перипетии свели численность этого аборигенного народа на нет. В свое время и деревня, расположенная в небольшой степи у озера, и сама степь на­зывались «подкамень», поскольку были окружены пусть небольши­ми, но горами Приморского хребта. Поселок длительное время был пунктом, откуда проезжающие перебирались на другой берег. В нем расположена церковь, с некоторыми атрибутами которой связано не­мало легенд. В 18веке, когда вместо церкви в селении была часовня, основанная в 1709 году, в ней находилась икона святителя Николая. Со временем стало традицией доставлять ее в расположенный на дру­гом берегу Байкала Посольский монастырь и отсюда торжественно носить ее по Забайкальскому краю вплоть до Нерчинска. В этих торжественных шествиях иконы активное участие принимали коче­вавшие в тех местах буряты по причинам, о которых мы еще скажем ниже.

В не столь далекое время (2006 г.) в иркутских газетах промелькнула другая сенсация, теперь уже о скульптуре Николая Чудотвор­ца. Основываясь на рассказах местных жителей, журналисты пишут, что эта скульптура появлялась в церкви четырежды. Впервые «де­ревянный» старец появился в церкви в XVII веке, затем скульптура дважды исчезала и вновь появлялась, оказывая на людей чудотворное влияние: исцеляла больных, спасала рыбаков, дарила бесплодным женщинам беременность. В 1930-е годы церковь была уничтожена, но в 2004 году скульптура вернулась в восстановленную церковь.

Б. Голоустное выделяется не только символическими иконами и скульптурами. Вблизи села в 2002 году была найдена мумия малень­кой девочки, тело которой достигало в длину около 60 см. Мумия некоторое время находилась у иркутского художника В. Несыно­ва, а затем была передана в музей Тальцы. Неплохо сохранившее­ся в течение нескольких десятилетий тельце девочки кое-кто даже называет «байкальской принцессой». Буряские шаманы предлагают общественности обязательно возвратить мумию на «свое» место, в грот близ Голоустного, соблюдая все обрядовые традиции и ритуалы, чтобы душа «принцессы» успокоилась, а то ее гнев может принести большие беды. Именно с этим гневом шаманы связывают ряд траги­ческих событий, происшедших на иркутской земле.

В Голоустном была осуществлена попытка открыть первую на Байкале научно-исследовательскую станцию. Это было сделано в 1896 году на средства купца Пятидесятникова, сын которого вместе с товарищем по университету находился в Голоустном в политической ссылке. Попытка удалась, но уже через год, когда ссылка сына за­кончилась, Пятидесятников перестал финансировать станцию, пере­дав ее Восточно-Сибирскому Географическому обществу, у которого не оказалось достаточных средств.

Современным «чудом» для Большого Голоустного могло высту­пить неожиданное перенесение в посёлок в 2007 году центра особой экономической зоны (ОЭЗ) из Листвянки. Этот «подарок судьбы» мог стать и для жителей, и для окрестных мест точкой отсчёта, ко­торая во многом изменила бы образ жизни людей и ландшафты при­брежья священного моря. Но чуда не случилось. Трагедия 2009 года, унесшая в окрестных местах жизнь губернатора Иркутской области (как сначала официально утверждали, инспектировавшего на вер­толете ОЭЗ), повлияла и на его инициативу. Центр ОЭЗ, сначала негласно, а потом и вполне законным путем, начал смещаться на юг Байкала - в город Байкальск и Слюдянский район. И это, по-моему, разумная тенденция. А Голоустное от этого выиграло по край­ней мере более высокую сохранность окрестных мест.

Севернее посёлка Большое Голоустное расположены три мыса с объединяющим названием: Нижний, Средний и Верхний Хомуты. И опять вопреки желанию объяснить все по-русски, название их, ско­рее всего, связано с эвенкийским словом «хомоты» — медведь, мед­вежье. Для эвенков медведь всегда был наиболее чтимым священным животным.

Неординарным и, отчасти, таинственным явлением, встречающим­ся в этих местах, как и по всему Байкалу, выступают миражи, возни­кающие из-за особого состояния нижних слоев воздуха и их соотноше­ния с водной поверхностью озера. Местные жители издавна называли такое явление голоменицей и поясняли, что оно «состоит в том, что далекие предметы становятся ближе и яснее. Они как бы приподнима­ются. В голоменицу можно видеть то, что с данного места совершенно нельзя видеть при нормальных условиях. Так из Мысовой Голоустное вовсе не видно, но иногда там можно даже избы пересчитать... Гололедица - «очистка мороков» и бывает во время перемены ветра». Это описание со слов местного жителя сделано в 1905 году. Голоменицу — мираж описал известный байкаловед В.В.Ламакин, ко­торый в сентябре 1957 года ночью находился на катере близ села Голоустного. «Выйдя в начале ночи на палубу, я увидел поразительное зрелище. Передо мной совсем близко на расстоянии как - будто не более одного километра, над озером как бы по воздуху проходил пас­сажирский поезд. В действительности поезд находился на противопо­ложном берегу Байкала, т.е. на расстоянии 50 км. Призрачный поезд шел совершенно беззвучно. Никакого шума и стука колес, разумеется, нельзя было расслышать на таком большом расстоянии. Черная ночь и безмолвие подчеркивали таинственность явления. Собственно говоря, сам поезд, т.е. паровоз и вагоны, не были видны. Отчетливо разли­чались только освещенные окна в виде больших прямоугольников. В некоторых окнах были заметны силуэты людей. Светящиеся окна рас­пределялись на несколько групп. Они разделялись более широкими темными промежутками. Можно было сосчитать количество вагонов. Поезд, безмолвно шедший в черной темноте по воздуху, казался ноч­ным привидением. На несколько минут он остановился. По-видимому, это была станция Боярская. Затем воздушный поезд отправился даль­ше - к Танхою».

При всей своей кажущейся приукрашенности данной картины, следует отметить, что видения подобного рода вполне закономерны. С ними автору этих строк удавалось встречаться на другом берегу Байкала в дельте Селенги. Когда ранними летними утрами прихо­дилось отплывать от берега в заливе Провал, острова дельты, от­стоящие от этого места на несколько километров, казалось, нависали совсем близко над утренней туманной дымкой. О подобной картине в районе Ушканьих островов рассказывает А.В.Тиваненко, который со спутниками увидел однажды, как участки суши оказались приподнятыми над морем фантастическими миражами на высоту несколь­ких сотен метров. Это удивительное явление природы позволило за короткие секунды увидеть то, чего нельзя было рассмотреть даже с помощью самого мощного бинокля.

Бухта Песчаная - одно из самых чудеснейших и известнейших мест на Байкале. Здесь очень мягкий, теплый и «добрый» песок, спускающийся от изрезанных трещинами скал к самому берегу. Уди­вительными долгое время были «ходульные деревья» — сосны, под­нятые на своих корнях высоко над песком: вернее песок выветрился из под них. Любовно закрывают бухту от северных и южных ветров два скальных мыса с религиозно-поэтическими, соответствующими своему виду названиями Малая и Большая колокольня. Это райское место с удовольствием посещают туристы, и экологическая нагрузка на местность здесь очень высока.

К содержанию книги К списку источников книги

Выходные данные материала:

Жанр материала: Отрывок из книги | Автор(ы): Карнышев А. Д. | Источник(и): Байкал таинственный, многоликий и разноязыкий, 3 изд-е, Иркутск, 2010 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2010 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Статьи | Карнышев А. Д. "Байкал таинственный ..." | Иркутский район | Библиотека по теме "Байкал"