Местами, где воздействие религии и нравственных принципов, распространявшихся духовенством было особенно значительным, оставались церкви. Хотя, как выяснено в предшествующем параграфе, численность их на душу населения в регионе не возросла, появилось много крупных храмов, особенно в губернских и уездных городах. Новые вместительные и богато украшенные, обеспеченные необходимой утварью и облачениями для причта храмы, даже внешним видом и интерьером производили сильное впечатление. Многие городские, а иногда даже сельские церкви были снабжены иконами, выписанными из Москвы или Троице-Сергиевой лавры 215. Немало икон было создано сибирскими художниками. В одном Иркутске в этот период были написаны тысячи икон, там существовало не менее 8 иконописно-иконостасных мастерских; известны имена 62 иркутских иконописцев ХIХ — начала ХХ вв 216. Таким образом, многие храмы второй половины XIX — начала XX вв. имели внушительный облик и оказывали религиозное воздействие даже самой обстановкой в храме.
Заметно вырос уровень и церковного пения. Если в первой половине XIX в. оно вызывало критические замечания даже в отношении городских храмов, то в рассматриваемый период исполнительское искусство певчих было усовершенствовано. В создании религиозных музыкальных произведений с конца ХIХ в. принимают участие известные композиторы. С 1883 по 1894гг. придворной певческой капеллой руководил М.А. Балакирев, который привлек в помощники Н.А. Римского-Корсакова. В развитии церковного певческого искусства, наряду с Капеллой, важную роль играли Синодальный хор (певший в Успенском соборе Московского Кремля) и училище церковного пения. В этих всероссийских центрах готовились или проходили курсы регенты провинциальных соборов. В Восточной Сибири лучшие певчие находились обычно в соборах и крупных монастырях. Так, в конце XIX — начале ХХ вв. славился хор в Нерчинском соборе, которым управлял учитель пения Т.М. Масюков, а после переезда его в Читу — хор духовного училища в Чите 217.
Что же касается среднего качества богослужения, то его в своем отчете за 1880г. иркутский архиепископ Вениамин характеризовал таким образом. Богослужение «не всегда совершается с должным вниманием к требованиям церковного устава и благочиния. Недостаток духовенства вынуждает определять на псаломщицкие места мальчиков, мало разумеющих, что читается ими в церкви, и еще менее владеющих твердым голосом и искусством в пении. Где два псаломщика, такие малолетки могут еще служить с пользою, но где он один, там по необходимости за всенощную священник сам становится на клирос, а литургия поется по силе и умению псаломщика» 218.
Но богослужения, проводимые в крупнейших храмах, своим оформлением, слаженностью, наличием опытных и талантливых проповедников, нередко производили сильное впечатление. Приведем отзыв одной из прихожанок о первой пассии (Чине Страстей Господних), состоявшейся 21 февраля 1914г. в Казанском кафедральном соборе при участии архиепископа Серафима: «Богослужение это, впервые совершаемое в Иркутске, привлекло много молящихся и своею трогательно-печальной красотой создало у собравшихся высокое молитвенное настроение. Слушали Св. Евангелие с возженными свечами. Я стояла в толпе железнодорожников. Пораженная, смотрела я, как благоговейно ждали они прибытия архиепископа и начала богослужения, от которого, очевидно, ждали многого. И не ошиблись.
Красота богослужения превзошла все ожидания — красота не в пышности обстановки, а в печали святых слов и в проникновенном произнесении их. Меня, привыкшую в окружающей среде видеть почти полное равнодушие к религиозным обрядам, поразило и трепетное ожидание и слезы умиления на глазах этих людей, благоговейно слушавших, как казалось, очерствелых, но еще способных оценить действительно прекрасное богослужение» 219.
Рост числа образованных или просто грамотных людей, развитие политической жизни, появление в Сибири газет, формирование общественного мнения требовали от служителей церкви поисков новых способов влияния на массы. В 1915г. в «Иркутских епархиальных ведомостях» публикуется статья «Живое слово». Автор ее пишет о том, что в последнее время все чаще в церквях звучит живое слово проповедника, что даже в сельских деревнях можно встретить священника, который произносит проповедь, не заглядывая в тетрадку, что сами проповеди теперь стали ближе к жизни и реальным явлениям. Далее автор приводит текст речи архиепископа Владимирского Алексия во время выступления его перед собранием духовенства г.Владимира: "Настоящее время есть, если можно так выразиться, время власти, могущества слова. Раньше люди жили проще, бесхитростнее, слушались авторитетов, повиновались приказаниям их, а теперь хотят знать во всем причину, почему должны делать так, а не иначе. В настоящее время развит критицизм, запросы человеческой мысли увеличились и расширились больше, чем когда-нибудь" 220.
Появляется традиция чаще читать проповеди в соборах, привлекая не только священников данного храма, но и из других церквей. Кое-где даже стали в начале года печатать «расписания» на произношение проповедей в течение года, указывая и темы выступлений, и ораторов. Так, 15 января 1915г. в «Енисейских епархиальных ведомостях» публикуется подобное расписание, из которого следует, что до конца этого года в Красноярском кафедральном соборе намечалось прочесть 88 проповедей, т.е. почти каждый четвертый день, С ними выступали десятки священников, причем некоторые читали по 2-3 проповеди 221.
Совершенно новым явлением в православной жизни стало создание церковной журналистики. В 1857г. стали издаваться первые газеты в регионе — Иркутские и Енисейские «губернские ведомости», вслед за тем появляются первые частные газеты, правда, существовавшие недолго: «Амур» в Иркутске (1860г.) и «Кяхтинский листок» (1862г.). Руководство Иркутской епархии, действуя весьма оперативно, в следующем году начинает выпуск собственного органа.
Этому предшествовала большая подготовительная работа. В ответ на просьбу владыки Парфения Синод указом от 23 октября 1862г. разрешил издание «ведомостей». Редактором журнала был назначен протоиерей Прокопий Громов, обладавший всеми необходимыми качествами для этой должности. Журналу была обеспечена широкая реклама. Было предложено выписывать ее для каждой церкви, священника, духовного учебного заведения. Подписка первоначально шла туго, причты нередко отказывались от выписки ведомостей или затягивали платеж денег. Тем не менее, первый номер «Иркутских епархиальных ведомостей» вышел 1 января 1863г., во вторник, а в дальнейшем, за исключением некоторых периодов в начале ХХ в., он выходил еженедельно по субботам.
Ведомости состояли из двух отделов. В первом печатались официальные документы: манифесты, повеления императоров по церковным делам, указы и распоряжения Синода, сведения о назначениях на должности в епархии, о строительстве церквей, миссионерской деятельности, наградах духовным лицам, извлечения из отчетов религиозно-общественных организаций.
В «Прибавлениях» к ведомостям, называвшихся также «неофициальным отделом», публиковались различные статьи духовно-нравственного характера, историко-статистические материалы, акты и документы о церквях и духовенстве Сибири, описания нравов, религиозных обычаев, объявления, связанные с религиозной деятельностью.
Первоначально ведомости издавались тиражом в 1200 экземпляров, но тираж не раскупался, и в 1864г. издатели «спустились на 600, да и тех сбыть не можем», говорилось в 1865г. Подписчиков в 1864г. было 526, в том числе из Москвы, Орла, Рязани, Смоленска, Архангельска 222.
«Иркутские епархиальные ведомости» - незаурядное явление в сибирской журналистике и ценнейший источник по истории церковной и религиозной жизни региона. Об этом, в частности, свидетельствует содержание издания за 1863-1888гг. 223
За эти годы в части первой, официальной опубликован 1231 материал, в том числе: высочайшие манифесты, указы и определения Синода — 920 текстов; распоряжения иркутского епархиального начальства — 311 материалов.
Во второй части — неофициальной, имевшей 9 отделов, напечатано 2243 материала. В отделе историческом — 355; отделе проповедническом — около 270. Сюда включены речи, наставления, слова, в том числе и при погребениях, приведено 35 слов и поучений Иннокентия Кульчицкого. Встречаются проповеди и слова, авторами которых не являются служители Иркутской епархии. В отделе миссионерском — 310 материалов. В их числе — 204 текста по Иркутской епархии (отчеты миссий, отчеты о поездках, тексты о верованиях аборигенов, записки, методические статьи). По Пекинской миссии с 1863г. публикуются 33 статьи; по Камчатской епархии с 1869г. — 20 материалов, по Японской миссии с 1870г. - 16 материалов, по Енисейской епархии с 1868г. - 11 статей, по Якутской епархии с 1870г. — 9 статей, по Алтайской миссии с 1880г. — 3 статьи. 25 статей перепечатано из других изданий.
В отделе «епархиальной жизни» напечатано 468 статей. В том числе —374 по Иркутской епархии (рассказы о конкретных событиях, письма в редакцию, полемические материалы, статьи нравоучительного характера, адреса юбилярам). По Камчатской епархии опубликовано 50 материалов с 1863г., по Якутской епархии с 1870г. - 10, по Енисейской с 1865г. — 34.
В отделе «известий и заметок» - 687 материалов. С 1863г. выделен отдел стихотворений (их опубликовано 45, в основном религиозного содержания). С 1860-х гг. существуют отделы медицинский (49 материалов), биографический (47 статей), библиографический — 12 статей. Всего в «ведомостях» напечатано около 3500 материалов.
С образованием в Восточной Сибири новых епархий «Иркутские епархиальные ведомости» служили фактически в качестве восточносибирского церковного органа, печатая много материалов и относительно этих территорий, где не сразу смогли начать издание собственных «ведомостей». Объем одного номера мог быть разным, чаще всего он составлял 50-96 страниц.
С 1884г. выходят «Енисейские епархиальные ведомости», с 1887г. Якутские, с 1900г. — Забайкальские (их тираж был 300 экземпляров). Они так же, как и Иркутские, издавались обычно семинариями (за исключением Читы, где семинарии не было). По своему характеру они близки Иркутским, но несколько бледнее по содержанию, поскольку в других епархиальных центров было меньше подготовленных кадров. Выходили они, в отличие от иркутских, не еженедельно, а по 2 раза в месяц.
Приведем для примера «Программу Якутских епархиальных ведомостей», издаваемых с апреля 1887г.: 224
«Отдел официальный.
Высочайшие манифесты, указы Св. Синода, правительственные распоряжения, преимущественно относящиеся к Якутской епархии, и распоряжения епархиальной власти.
Отдел неофициальный.
Поскольку епархиальные ведомости были для духовенства официальным инструктивным органом, имеется возможность, используя их как важный источник, рассмотреть те идеи, которые внедрялись духовенством в массы прихожан. Их можно разделить на следующие 5 групп: защита интересов самой официальной церкви и духовенства; чисто религиозная пропаганда; восхваление самодержавия и обличение революционного движения; патриотическое воспитание; нравственное воспитание.
В своей деятельности церковь пользовалась не только методами убеждения, но довольно часто и методом принуждения. Духовенство не устраивало то обстоятельство, что по воскресеньям далеко не все прихожане посещали храмы. Сельское духовенство было недовольно тем, что значительная часть крестьян в воскресные и праздничные дни уезжала в соседние города или крупные села для торговли; городскому духовенству не нравилось, что многие горожане, вместо того, чтобы присутствовать на богослужении, торопились на базар. В 1860-х гг. духовенству Енисейской епархии удалось добиться переноса торговых дней на субботу. Под заголовком «Завидное известие» орган иркутского духовенства сообщал о красноярских новостях: «Но что всего утешительнее! Базарная торговля, бывшая прежде сего в воскресный день, в самую обедню, перенесена ныне на субботу.
Когда-то ты, наш пресловутый Иркутск, поймешь четвертую заповедь Божию и... опомнишься? В деле добра опередил нас Красноярск, совсем недавно вышедший из городов уездных. Стоит отметить это на скрижалях Восточной Сибири золотыми буквами» 225. В том же 1865г. в Иркутских ведомостях еще дважды были сообщения по этому поводу. В №22 утверждалось, что не только в самом Красноярске, но и в других городах Енисейской губернии базарная торговля в воскресенье не ведется, а в №48 говорилось, что в Иркутской губернии подобного добиться не удалось: «Архипастырь и устно и печатно ратует против базарной торговли во дни воскресные и великопраздничные, и что на стороне сего ратоборства и Начальник края, но иркутяне упорны, не могут расстаться с привычкой бывать в праздники на базарах» (Прибавления, с.642) .
Опираясь на Четвертую заповедь, богословы требовали от населения «не осквернять праздничные и воскресные дни работой», занимать эти дни только делами, связанными с религией. «В назидательных православных изданиях ХIХ в. регулярно публиковались... подборки материалов, в которых приводились свидетельства очевидцев божьего гнева за непочтение церковных праздников» 226. Духовные власти требовали также от населения ежегодного посещения исповеди и соблюдения постов.
Епископ Енисейский Никон в 1915г. предлагал настоятелем церкви, в которых имеются два престола и два священника, «озаботиться теперь же обязательным совершением ранних литургий (7В� ч. утра) для учащихся, на которых дети должны сами участвовать в чтении, пении и прислуживании в алтаре». В тех церквях, где есть только один престол., дети все же должны за службами быть все, стоять впереди и непременно участвовать в чтении, пении и прислуживании в св.алтаре» 227.
Епископ Забайкальский Иоанн 31 августа 1913г. на съезде законоучителей заявил, в частности: «Для навыка в христианской жизни необходимо учащихся приучать к исправному посещению богослужения, к участию в религиозных процессиях, к соблюдению постов, к руководству авторитетом церкви, которая есть столп и утверждение истины» 228. Когда в том же году епископ Иоанн узнал, что в Чите по воскресениям и в праздники до начала литургии для детей стали проводить экскурсии, он «видя в этом стремление господ руководителей воспитать детей вне влияния христианства, обратился к губернатору с просьбой о запрещении таковых экскурсий по праздничным дням». Губернатор выяснил, что в этих экскурсиях участвуют дети летней детской площадки и потребовал от городского головы не допускать таких экскурсий «в часы, в которые дети должны быть в церкви» 229.
В 1916г. Енисейские ведомости рекомендовали духовенству книгу, в которой были такие статьи: «Пастырский авторитет законоучителей в деле воспитания юношества. Правительственный контроль законоучительского дела. Церковная безграмотность в гимназиях» 230.
Уже в 1860-х гг. в Сибири были газеты, которые критиковали консервативную направленность епархиальных печатных органов. Оказывается, еще до начала выпуска «Иркутских епархиальных ведомостей», в газете «Амур» было напечатано, что «издание ведомостей — разорение причта; и будто бы какой-то церковник приходил даже к составителю статьи и жаловался, что на епархиальные ведомости взяли у него последние деньги». В той же статье автор отчета об издании «ИЕВ» даже сделал вывод, «что встреча нашим Е.В. в Иркутске довольно не благоприятна, и отношения к ним собственно большинства (по количеству) иркутских граждан далеко не любовны» 231.
Полемизируя с авторами других печатных изданий, епархиальные ведомости подчеркивали исключительное право церкви давать заключения не только по религиозным, но и по нравственным вопросам. Так, когда в «Иркутских губернских ведомостях» иностранец Франц Ратти написал о том, что содержанные им кафе-ресторан и балаганы, находящиеся недалеко от православного храма, «не вредят религиозно-нравственным понятиям общества», редактор «ИЕВ» П. Громов заявил: «Наконец, самому иностранцу Ратти, конечно, хорошо известно, что правительствами терпится, и публике нравится многое такое, что обличать и запретить само же Правительство предоставляет влиянию духовенства, ему одному исключительно вверяя право решать, что вредит и что не вредит религиозно-нравственным понятиям общества» 232.
Борьба с атеизмом, по существу, также была направлена на защиту собственных интересов духовенства, хотя, конечно, являлась одновременно и пропагандой религии. Многие устные и печатные выступления духовенства второй половины ХIХ — начала ХХ вв. резко критиковали вольнодумцев, выступавших против церковных учений. Так, выступая 19 мая 1913г. на вселенской панихиде на Иркутском Иерусалимском кладбище, епархиальный миссионер И. Климюк говорил: «В настоящем месте, среди окружающих нас могил, каждому невольно приходит на мысль кажущееся противоречие того, что воспевает в своих пасхальных песнях Православная церковь с тем, что каждый видит в жизни. Так, св.Церковь радостно поет: «Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробе живот даровав». Но как смерть попрана смертию Христовою, если она и доселе попирает всех, рожденных живыми? Какой живот дарован сущим во гробех, если все они продолжают оставаться в хладных могилах своих? Что это за поражение, если пораженный продолжает поражать всех? Подобные мысли, вероятно, не раз приходили каждому из нас на ум, и в маловерных и слабых не мало омрачали светлость пасхальных торжеств». И затем оратор в продолжительной речи стремился «рассеять мглу этих сомнений» 233.
В 1914г. викарный епископ Зосима приехал в с. Шипицыно (видимо, где-то на Ангаре). До этого епископ посетил село 18 лет назад. Встречающих было много. После молебна в церкви Зосима обратился к народу с проповедью. «Он говорил о Боге, об умных века сего, отрицающих Его, что о них сказано давно сказано, что безумные они в сердце своем; привел доказательства бытия Божия, говорил также о возможно частом посещении храма» 234.
В 1915г. епархиальные ведомости опубликовали «Слово на вторую неделю Великого поста» протоирея М.Копылова, лейтмотивом которого служит все таже тема: «Конечно, вы знаете, что неверие быстро растет и развивается и беспокоит людей верующих. При поверхностном взгляде действительно может показаться, что наука разрушает религию и что чем более люди учатся, тем стают менее религиозны». И затем проповедник старается доказать, что это неверно, что большинство «истинно ученых людей» - люди религиозные 235.
Преследовались произведения Л.Н. Толстого, разошедшегося с официальной церковью и создавшего свое нравственно-философское учение. В 1887г. было предписано не публиковать его рассказов без предварительной цензуры. Тогда же в Красноярске перепечатали поучение Никанора, архиепископа Херсонского и Одесского «о том, что ересеучение графа Льва Толстого разрушает основы общественного и государственного порядка». В своем большом, занимающем 12 страниц тексте, архиепископ, в частности, писал: «И граф проповедует. Граф, литератор, романист, творец Анны Карениной, великий, по его собственной исповеди вслух всего света, греховодник, сочиняет новое евангелие! И есть умники и много их, которые новое евангелие из рук графа-литератора приемлют с таким же умилением и благоговением, как и Анну Каренину» 236. Через 6 лет всем цензорам разослали перечень запрещенных произведений Толстого, в который вошли 19 названий. Когда в 1901 г. Синод отлучил великого писателя от церкви (из-за того, что в образе циничного Топорова из романа «Воскресение» все стали узнавать обер-прокурора К.П. Победоносцева), на писателя обрушились новые проклятия в печати и устных проповедях.
Церковь требовала от всех признать, что главным для общества, является сверхчеловеческое существо. Священник С.Х — в свою статью «На действительной и мнимой службе» начинал следующим образом: "Бог есть причина всего сущего; Он есть и последняя цель всего, в том числе и цель разумной, человеческой жизни. Он есть самое ценное, что мы имеем, и служить Ему, чтить и познавать Его есть самый высший долг человека — цель его жизни" 237.
Требуя от населения чтить христианство, церковь объявляла священными и основное место своей деятельности, храмы. По мнению епископа Забайкальского Иоанна, в храмах «соединены для человека все важнейшие события его жизни. Здесь он после своего появления на свет получает духовное возрождение. Здесь он посредством таинств покаяния и причащения очищается от приражений зла, от греховной нечистоты, и соединяется с Господом. Здесь освящается и брачный союз его с избранным лицом, без чего их союз был бы только угождением плоти и грехом. Здесь, в храме, человек ищет у Господа помощи в своих делах, защиты от напастей, избавления от опасностей, благословения на свои начинания и труды. Здесь человек духовно и благодатно возрастает. Здесь он лечится от своих недугов и страстей. Из храма его провожают и в загробный мир. В храме его и после смерти вспоминают молитвами, благопожеланиями и жертвами» 238. Поэтому епископ советует «прилагать всякое попечение о храмах Божьих», говорит что в городах и селениях, в которых нет церквей, «живущие там находятся еще в стране и сени смертной. Там царствует еще велиар, а не Христос» 239.
В связи с прославлением церкви, каждая имела особый день — день храмового праздника, отмечавшийся с большим размахом.
По учению церкви, «все умершие весьма нуждаются в молитвах за них живущих на земле. В житиях святых описывается множество случаев, когда умершие, являясь живым, просили их за себя молиться, по усилении же за них молитв опять являлись, давая знать об улучшении своего загробного существования» 240. Автор цитируемой статьи, архимандрит Ефрем, в подкрепление этой мысли приводит рассказ Забайкальского епископа Иоанна, который, будучи в Иркутском Вознесенском монастыре, слышал от его настоятеля, что однажды «монастырская братия стала забывать» преподобных Герасима и Синесия, почитаемых иркутянами и «стала мало и лениво за них молиться и редко поминать».Тогда преподобные стали сниться некоторым монахам, укорять их за это и просить молиться за них. После этого «молитвы за них, конечно, были усугублены, установлено в определенное время обязательное служение в определенное время панихид», гробницы их были благоустроены. Архимандрит Ефрем заканчивает статью предложением усилить молитвы за мучеников, почитаемых в Иргенском стане Забайкалья.
Как и в первой половине ХIХ в., духовенство было склонно истолковывать стихийные бедствия и несчастия как предупреждение свыше за недостаточное рвение в молитвах, или греховные поступки. Подобные идеи продолжал, в частности, развивать протоиерей П.Громов, высказывавшийся в таком же духе в сборнике своих проповедей, вышедшем в 1857г. (см. гл.3). Став в 1863г. редактором «ведомостей», он в «Прибавлениях» к №1 «ИЕВ» за 1863 г. писал: «Помните ли, обитатели Иркутска! Как условленные восторги в вечер Новый 1861г. смутила в Иркутске внезапная тревога? Кому надлежало быть в главе встречи нового года, тем довелось встретиться в эти часы лицом к лицу с пожарными трубами близ женской Знаменской обители. Вместо бальной музыки за полночь раздавался набатный колокол. А встревоженная обитель уже во все колокола призывала на помощь себе. Но еще страшнее была встреча нового 1862 года! За день до его наступления прогневанный грехами нашими Господь поколебал иркутскую землю, а за 10 часов до обычного полунощного торжества потряс ее снова, и более всего погрозил святым храмам, к которым охладело усердие многих, так, как грозил он разрушением Храму Иерусалимскому за нечестие Израиля».
Подробному развитию идеи о том, что землетрясения в Восточной Сибири 1861-1862гг. - кара небесная за неверие, была посвящена другая статья П.Громова. Образованию залива Провал в результате мощного декабрьского землетрясения 1861г. автор дает такое объяснение: «А из-за Байкала не раз приносились вести, что там, где, оскверненное вековою скверною шаманских жертвоприношений, лицо земли вот уже целый год погрузилось как бы для омовения в воду, - что там бывали слышимыми и очень чувствительные и даже грозные колебания земли, и что последнее перед праздником Рождества Христова было довольно сильное» 241. Мысли о том, что Первая мировая война есть наказание за грехи людские, высказывалось и в епархиальных изданиях тех лет (см. гл. 4.1).
Как и в первой половине ХIХ в., духовенство продолжало прославлять царскую фамилию и даже приписывать подобные настроения народу. Так, епископ Забайкальский Иоанн в «Слове в день рождения Государя императора» писал: «Замечательно, что наш простой народ, обыкновенно, молчаливый и стоящий в стороне от политических движений и веяний, как только услыхал, что власти Государя грозит опасность, встревожился и поспешил свои мысли и чувства по сему поводу довести до сведения Государя. В 1905, 1906 и 1907 годах к нему непрерывно текли из разных мест... адресы и приговоры, летели телеграммы, посылались воззвания и обращения, в коих народ, выражая Царю свою любовь..., умоляет его не отдавать своей власти и управлять государством по заветам прежних веков...» 242. Очевидная фальшь приведенной выше цитаты стала ясна в 1917г., когда не только народ, но и духовенство, недовольное гнетом самодержавия над церковью, безоговорочно высказалось в поддержку Временного правительства.
В конце ХIХ — начале ХХ вв. ощущается стремление духовенства в своем общении с населением иногда опираться и на научные данные. Любопытна статья под названием «О предстоящем в нынешнем году солнечном затмении 7 августа». В ней говорится: «Одна из московских газет сообщает, что между суеверными людьми много возбуждено толков о предстоящем солнечном затмении в августе месяце. Находятся среди этих людей и такие, которые уверяют, что наступает конец миру, и что антихрист давно уже народился и возмужал. В виду таких нелепых толков, могущих смутить простой народ, -говорит газета, - нашему сельскому духовенству следовало бы уяснить прихожанам значение солнечного затмения и тем предупредить простолюдинов, не имеющих никакого понятия о таком небесном явлении, от могущих произойти несчастий вследствие суеверных предсказаний фанатиков и раскольников» 243. И далее автор совершает краткий экскурс в астрономию.
В другом епархиальном журнале в статье «Научное значение постов Православной церкви» говорится о том, что помимо религиозного значения, «посты имеют еще и веские научные основы». Вслед за этим рассказывается о медицинском значении постов и делается не вполне логичный вывод: «Отсюда следует, насколько ошибочно предвзятое мнение, так например, передовой интеллигенции..., что посты будто бы установление устарелое, несоответственное жизни, а потому выполнение их необязательно» 244.
Как и прежде, церковь вела пропаганду патриотизма во время выступлений в храмах, проведения манифестаций под открытым небом, участия в различных церемониях государственного значения. Так, в 1887г. «12 апреля в Красноярске совершено было освящение знамени, Всемилостивейше пожалованного Государем Императором Красноярскому резервному батальону, в 30 день августа 1884г.». После прочтения грамоты императора «его преосвященство, преосвященнейший Тихон, епископ Енисейский и Красноярский, ...отслужил молебствие, по окончании которого окропил знамя святою водою, прошел со святым крестом по фронту с правого фланга и окропил святою водою нижних чинов» 245. 12 марта 1915г. епископом Никоном совершено в кафедральном соборе Красноярска «благодарственное Господу Богу молебствие по случаю взятия доблестными русскими войсками австрийской крепости Перемышль. Собор был переполнен молящимися... После молебна войска местного гарнизона пропели на площади «Спаси Господи люди твоя...». По окончании молебна учащимися была устроена патриотическая манифестация. Молодежь, в сопровождении громадной толпы народа, прошла по улицам города с национальными флагами, царскими портретами, криками «ура» и пением гимна и песен в честь славянского народа... Город был убран флагами и вечером иллюминирован. Всюду царило оживленное, радостно-восторженное настроение» 246. О пропаганде патриотизма в годы Первой мировой войны говорилось также в Вз1 данной главы.
Большое значение имела деятельность духовенства по воспитанию нравственности. В ежегодных отчетах архиереи давали оценки нравственности населения, оценки довольно точные. В отчете за 1880 г. иркутский архиепископ Вениамин указывал, что «пьянство и нецеломудренная жизнь — самые распространенные пороки» заявлял, что, по церковным документам, в Иркутске треть рождающихся детей — незаконнорожденные. Отмечались и положительные стороны характера местных жителей: «Сибиряк не только охотно помогает всякому бедному, просящему милостыню, но не откажет в куске хлеба и беглому каторжнику. Гостеприимство не считается даже за добродетель; всякого странника в любом доме накормят и напоят, не поставляя в том никакой заслуги» 247.
Приведем часть тем проповедей и наставлений, с которыми священнослужители выступали по вопросам морали 248: «Десять горьких гроздьев пьянства», «Как лучше провести праздничный день», «Доброе слово земледельцу», «Не завидуй и зависть незлобием побеждай», «О любви к врагам», «На прощеный день», «О благодарности», «О притеснении ближних», «Кто употребляет время как должно и кто злоупотребляет им», «Воззвание о помощи бедным», «На новый год», «О вреде табакокурения», «О том, какой труд и в какой мере может быть спасителен для человека», «Об учении грамоте», «О свободе», «Отношение родителей к прирожденным задаткам детей», «Чему родители должны приучать детей своих», «Мудрые советы родителям», «Родители, берегите своих детей», «К чему ведут семейные раздоры», «Дорожите, дети, благословением родительским», «Как учить детей добродетели», «Храните, дети, завет родительский».
Оглавление книги "ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ В XVII – НАЧАЛЕ ХХ ВЕКОВ"
Глава 4. Православная церковь Восточной Сибири в 1861-1917 годах
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей