Бадай

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Бадай — деревня в Усольском районе Иркутской области, примерно в 13 км от районного центра. Входит в состав Новомальтинского муниципального образования.

Бадай: общие сведения

Население: 270 человек (2010 год).

Почтовый индекс: 665453.

История деревни Бадай

Впервые в документах упоминается в 1682 как вотчина Вознесенского монастыря. Кроме чисто сельскохозяйственных функций, население села занималось извозом, рыбалкой. В 1755 по указу губернатора в Бадай переселили 12 семей из села Новая Уда Балаганского уезда. В 1765 в Бадае стояла 91 изба, где проживало немногим более 500 человек. В 1774 году селение имело 85 дворов с 644 жителями.

В 1897 в селе было 185 дворов, 1030 жителей, открыта школа на 50 учеников. В селе постоянно проживало большое количество ссыльнопоселенцев. Так, в 1901 на 537 взрослых мужчин приходилось 310 ссыльных.

Церковь Святителя Николая Чудотворца (1774)

Время строительства первой церкви в деревне не установлено. Вероятно, возведена она в конце XVII века, по­скольку на чертеже С.Ремезова она уже изображена. В 1706 при учрежде­нии особого викариатства при Тобольской епархии составлена опись суще­ствующих к тому времени храмов, в которой упоминается Николаевская церковь Бадайского селения.

Во второй половине XVIII века церковь эта сгорела и вместо нее в 1774 году строится новая, также деревянная. Селение Бадайское к тому времени имело 85 дворов с 644 жителями.

Древний рисунок, выполненный до перестройки церкви, знакомит нас с храмовой архитектурой XVIII века. Монументальная, выразительная по силуэту и насыщенная крупномасштабными пластическими элементами по­стройка характерна для этого столетия. Двухэтажная церковь была рубле­на из бревен, причем нижний подклетный этаж; использовался для хозяйст­венных целей. Храм был трехъярусным, с широким восьмериком на четве­рике и с малым венчающим восьмериком. Вдоль южного фасада на массив­ных фигурных столбах тянулась галерея. Отдельно от храма стояла высо­кая шатровая колокольня, построенная в традициях Русского Севера.

Ремонт конца XIX века значительно исказил и обеднил облик построй­ки. Рубленые стены были обшиты гладкими досками, сломаны галерея и крыльцо. На старом основании было возведено совершенно иное здание с кубическим одноглавым храмом. В 1880 году вплотную к его трапезной пристроили колокольню.

Церковь закрыли в 1935 году. Здание окончательно разобрали в связи со строительством в 1950-е Иркутской ГЭС.

Археологические памятники в окрестностях посёлка Бадай

Мальтинская стоянка, Усольский район. Долина р. Белой Одна из самых древних стоянок каменного века Сибири. На этой стоянке человек обитал 50-60 тысяч лет тому назад.

Горелый лес, Усольский район. В 3 км от п. Мишелевка, ниже по течению р. Белой. Стоянка эпохи мезолита.

Сосновый бор, Усольский район. На правом берегу Белой, выше устья. Стоянка периодов мезолита и палеолита. Находки: керамика, пластинки, кремни, кости животных и рыб.

Поселение Усть-Белая, Усольский район. На 8-метровой левобережной террасе р. Белой при впадении её в Ангару, в 1 08 км на северо-восток от Иркутска. Разновременное поселение (от раннего мезолита до железного века). Обнаружены: 3 кострища, битый кремний, 855 изделий из кремния, рога и кости, перламутровые украшения.

Бадай 1, Усольский район. Левый берег Белой в 6 км выше устья, у с. Бадай Стоянка каменного века протянулась вдоль берега на 1,5 км. Раскопки (около 100 предметов) представлены изделиями из камня.

Перешеек, Усольский район. В излучине правого берега Белой напротив окраины с. Бадай, на восток от неё. НазваниеПерешеек дано древнему памятнику в связи с его особым положением между долинами двух рек — Ангары и Белой.

Черемушник, Усольский район. Левый берег Белой, в её излучине, в 3 км выше устья Обнаружены призматические пластинки, долотовидные инструменты из камня.

Современное состояние

Село было расположено вдоль реки Белой. Во времена строительства Братской ГЭС село попало в зону затопления Братского водохранилища и его перенесли на более высокое место.

Сейчас население посёлка насчитывает около 270 человек, из них подавляющее большинство составляют пенсионеры, молодые после окончания учебы стараются остаться работать в городе, поскольку дома работать просто негде.

В Бадае нет ни больницы, ни школы, ни детского сада. Раньше в селе была школа, в которой учились до пятого класса, но школьников было мало. Здание школы сохранилось до сих пор. Небольшое одноэтажное помещение расположено на окраине деревни. Сейчас оно принадлежит одному из местных фермеров. В бывших школьных классах обитает разная живность из фермерского подворья. Здание огорожено небольшим забором, виднеется невысокая вышка.

На местных фермерских хозяйствах (помимо школьного есть еще одно) подрабатывает небольшая часть рабочего населения. Другая часть трудится на аэродроме, расположенном недалеко от села.

Село Бадай целиком и полностью зависит от расположенного вблизи поселка Новомальтинск. Отсюда в село приезжают и фельдшер, и участковый. В Бадае привозная вода, приобретается по талонам.

В основном дрова жители возят сами на телегах — лес находится рядом. Всем необходимым бадайцы запасаются сами. На все маленькое село один небольшой магазин, цены в котором достаточно высокие. Каждый день утром и вечером в Бадай ходит рейсовый автобус.

Здравоохранение

Как отметила Татьяна Крон, главный врач амбулатории поселка Новомальтинск, фельдшер в Бадай ездит два раза в неделю, возит необходимые препараты, ветеранов обслуживает на дому. По словам Татьяны Крон, в селе проводится просветительская работа с населением, которая уже принесла свои плоды. Так, благодаря работе акушера с населением был предотвращен криминальный аборт у женщины, находившейся уже на большом сроке беременности. Жители сами обратились к фельдшеру, рассказали, что женщина хочет сделать аборт. Сейчас у нее родился здоровый, крепкий ребенок.

Переселенцы

В Бадае не обошлось и без пострадавших от токсического гепатита. Как выяснилось в ходе проверки, не все заболевшие оказались жителями деревни. У многих отсутствовали паспорта и медицинские полисы, от лечения они отказались.

— Это переселенцы из Иркутска, Усолья, — объясняют жители, — у них риэлторы квартиры забрали, а их сюда отправили жить. В основном, конечно, это пьющие люди.

Подобные переселения не редкость: целые семьи в результате махинаций риэлторов из благоустроенных городских квартир перевозились в убогие деревянные бараки отдаленных районов. Одним из основных переселенческих регионов черных маклеров считается Усольский район.

Тем не менее, как отметил Евгений Жестянкин, участковый Бадая, громких преступлений в селе нет, даже не воруют, поскольку все друг друга хорошо знают.

Связь

Интернет, мобильная связь:

  1. ЗАО "Байкалвестком"
  2. ОАО "МТС"
  3. ОАО "МегаФон"

Примечания

  1. Кадастр особо охраняемых территорий и памятников природы Иркутской области. Археологические памятники природы (номера 632—638)
  2. Керосин из под земли добывают жители села Бадай // Вести Иркутск. — 6 июня 2002.

Литература

  1. Земля Усольская / авторы-составители: А. Ильинский, В. Скороход. Усолье-Сибирское, 2005. С. 24.
  2. Калинина И.В. Православные храмы Иркутской епархии XVII- начало XX в. М., 2000. С. 178-179.

Ссылки

  1. Лидия Гергесова Село Бадай облюбовали наркоманы // СМ Номер один : газета. — 1 марта 2007. — № 8.
  2. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года по Иркутской области // Иркутскстат
  3. Публичный реестр инфраструктуры связи и телерадиовещания РФ

 

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2013 | Дата последней редакции в Иркипедии: 27 марта 2015

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Иркутская область | Деревни | Усольский район