Авиабаза Белая

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Фотоальбом

Схема аэродрома Белая
Схема аэродрома Белая
Гарнизон Белая
Гарнизон Белая
Автор: Геннадий Хвощевский
Источник: Музей истории Иркутского авиационного завода
Праздник в честь дня авиации на Белой
Праздник в честь дня авиации на Белой
Автор: Геннадий Хвощевский
Авиазаба Белая
Авиазаба Белая
Автор: Геннадий Хвощевский
Источник: Музей истории Иркутского авиационного завода
В поселке Средний в день авиации всегда проходит праздник
В поселке Средний в день авиации всегда проходит праздник
Автор: Геннадий Хвощевский
Источник: Музей истории Иркутского авиационного завода
Военнослужащие гарнизона Белая
Военнослужащие гарнизона Белая
Автор: Геннадий Хвощевский
Гарнизон дальней бомбардировочной авиации «Белая»
Гарнизон дальней бомбардировочной авиации «Белая»
Автор: Геннадий Хвощевский
ВИА "Форсаж"
ВИА "Форсаж"
Источник: Копейка
Гимн Дальней авиации — на сцене Театра Российской армии в Москве: живое исполнение принимали на ура
Гимн Дальней авиации — на сцене Театра Российской армии в Москве: живое исполнение принимали на ура

Авиабаза Белая - военная авиабаза, расположенная на территории поселка Средний Усольского района Иркутской области. На авиабазе дислоцирована 6953-я Гвардейская Брестская Краснознамённая авиационная база, на вооружении которой находятся ракетоносцы Ту-22М3. Является запасным азродромом Иркутского аэропорта. В 1980-х годах, когда проводилась реконструкция ВПП аэропорта Иркутск, на аэродроме Белая принимали гражданские рейсы. Построенный как вспомогательный, этот аэродром стал особо значимым в Великую Отечественную войну. Темп выпуска бомбардировщиков был таким, что аэродром авиазавода им. Сталина №39 нередко самолеты не вмещал. Тогда их перегоняли на «Белую», облетывали и сдавали фронтовым или перегоночным экипажам.

Становление гарнизона Белая 

Сегодня в распоряжении краеведов есть три источника, обозначившие время появления первых строений на территории нынешнего Среднего. Первый официальный источник - это письмо-распоряжение Верхов­ного совета СССР об отчужде­нии земель трёх колхозов на территории Усольского района под строительство аэродрома, склада, служебных и жилых по­мещений для военнослужащих между реками Белая и Ангара в трёх километрах от села Маль­та. До середины 1930-х годов там была берёзовая роща, через которую проходила дорога из Черемхово в Мальту и далее после переправы через Белую до Иркутска. Это был старый Московский тракт, который до появления железной дороги был главной транспортной ар­терией Сибири. Какой-то уст­ный источник свидетельствует о том, что в березнике на месте сегодняшнего Среднего распо­лагался бурятский улус. Одна­ко на карте Балаганского уезда, довольно точно и подробно со­ставленной в 1912 году, улус этот не обозначен.

Письмо, подписанное замес­тителем председателя прави­тельства К. Микояном в июне 1938 года, по сути, должно толь­ко санкционировать начало строительства Третьего склада, передислоцированного со стан­ции Батарейная под Иркутском. Однако другие письменные ис­точники свидетельствуют о том, что уже за год до официально­го распоряжения на этих зем­лях вовсю шло строительство казарм для военнослужащих и бараков для рабочих. Таким образом, есть основание счи­тать, что начало гарнизону Бе­лая и посёлку Средний было положено в 1937 году, хотя сам Средний как по­сёлок обрёл черты населённо­го пункта только в 1942 году. Именно тогда здесь начали строить деревянные дома для военнослужащих и гражданских, работавших в войсковых частях, которые ютились в землянках. 

Само название Средний воз­никло из-за срединного поло­жения посёлка между двумя аэродромами - Южным, расположенным за Тайтуркой на ле­вом берегу Белой, и Северным, построенным перед войной у Ангары. В годы войны оба аэро­дрома интенсивно использова­лись для тренировки лётчиков и формирования экипажей пе­ред отправкой на фронт.

Иркутский авиационный за­вод в годы войны производил по два самолёта в день той же модели. На заводском аэродро­ме не хватало мест для стоян­ки. Самолёты перегонялись на Белую, где проводились лётные испытания и передача их пред­ставителям ВВС.

После окончания войны аэро­дром Южный ещё некоторое время действовал как место ба­зирования эскадрильи команду­ющего округом и в 1953 году был закрыт окончательно. По­селки Средний и Степной, аэро­дром Северный и дислоциро­ванная здесь же войсковая часть 56671 не только не потеряли своего значения, но продолжа­ли развиваться и расширяться. Есть сведения, что несколько домов построили японские военнопленные. Жили они в зем­лянках, которые вырыли сами за поселком там, где сейчас рас­положена средняя школа.

Справедливости ради нужно сказать, что Средний от основа­ния и до начала 1950-х годов не был центром гарнизона Белая и даже не имел почтового от­деления. И лётчики, и весь пер­сонал обслуживания аэродрома, их семьи и часть гражданских строителей жили в Степном, который был ближе к аэродро­му. Численность гражданского населения в этом закрытом по­сёлке доходила до 500 человек.

Расцвет авиабазы

В начале 1950-х годов в истории гарнизона и посёлка произошёл судьбонос­ный поворот. Его предопреде­лило географическое положе­ние. На вооружение армии по­ступило атомное оружие, един­ственным носителем которого мог быть тяжёлый бомбарди­ровщик ТУ-4. Одним из базовых аэродромов стратегической авиации командование ВВС страны назвало Северный. Фак­тически его предстояло постро­ить заново рядом с грунтовым аэродромом. С 1951 по 1955 годы полным хо­дом шло строительство лётно­го поля, взлётно-посадочной полосы и рулёжных дорожек, сооружались капониры, ангары и мастерские. В 1955 году с Дальнего Востока на Бе­лую передислоцировалась авиационно-техническая база с оборудованием и личным со­ставом и тогда же прибыли первые три самолёта ТУ-4.

С 1954 по 1955 годы с ин­тервалом в один год там были сформированы два тяжёлых бомбардировочных авиацион­ных полка - 1225 и 1229 ТБАП, получившие на вооружение бомбардировщики ТУ-4 и ИЛ-28, а с 1957 года на смену им стали поступать реактивные самолёты нового поколения - ТУ-16. Началось освоение новой сложной боевой техники.

Три десятилетия с конца 1950-х до начала 1990-х годов гарни­зон Белая жил напряжённой и полнокровной жизнью войско­вого соединения дальней авиа­ции, личный состав которого по праву считается элитой воору­жённых сил. С 1978 года на смену ТУ-16 стали поступать более современные сверхзву­ковые бомбардировщики ТУ-22М-2, а затем и ТУ-22М-3, ко­торые стоят на вооружении до сегодняшнего дня. Летом 1982 года статус гарнизона суще­ственно повысился в связи с формированием 31 воз­душной дивизии, в состав кото­рой вошли оба полка тяжёлых бомбардировщиков - 1225 и 1229 ТБАП и полк истребителей ПВО. Штаб дивизии разместил­ся на авиабазе Белая, а её ко­мандир стал начальником гар­низона.

В истории гарнизона Белая годы базирования 31-й дивизии ДА были насыщены событиями самого различного плана. С одной стороны, это непрерыв­ные полеты, напряженная рабо­та всех служб, учеба. С другой - содержательная культурная жизнь, спортивные баталии, кон­церты художественной самоде­ятельности, субботники по бла­гоустройству поселка.

Старожилы до сих пор с бла­годарностью вспоминают на­чальника штаба дивизии пол­ковника Дудаева и полковника Шарикова, которые, будучи на­чальниками гарнизона, сделали очень много для развития спорта, в меру своих возможно­стей помогали школам, стиму­лировали строительство дорог, помогая то техникой, то рабо­чей силой. Именно эти годы запомнились старожилам вре­менем наибольшего расцвета посёлка, население которого достигало 10 тысяч человек. Тогда же строились многоквар­тирные дома. Школа и три дет­ских сада были переполнены, а потому в конце 1980-х было нача­то строительство новой совре­менной школы и большого дет­ского сада на 250 мест.

Но распахнули они свои две­ри для детворы военного город­ка уже в другом государстве, с иными приоритетами и ценно­стями. Новое здание Белой средней школы открылось в ноябре 1991, а детский сад по­чти через 20 лет после заклад­ки фундамента - в 2008 году.

Гарнизон Белая в конце 20 — начале 21 веков

Как и вся Российская Армия, гарнизон Белая в 90-е годы минувшего столетия пережил время тяжких испытаний эконо­мической и духовной разрухой. О дальней авиации просто за­были. Сотни кадровых офице­ров и прапорщиков уволились в запас и уехали из посёлка в поисках лучшей доли. Лётчики и штурманы ушли в торговлю, стали предпринимателями или военными пенсионерами. Ос­тавшиеся на службе по полго­да не получали денежного до­вольствия, боевая подготовка в подразделениях, как и боеготов­ность, приблизились к нулевому значению, из-за отсутствия го­рючего бомбардировщики под­нимались в небо крайне редко и непоследовательно. Не было налёта часов - не было служебного роста у лётчиков и штур­манов. Чтобы не потерять ква­лификацию, многие увольнялись из армии, искали работу в граж­данской авиации. Покинутый жильцами и брошенный на про­извол судьбы жилой фонд быс­тро растаскивался и разрушал­ся, квартиры занимались людь­ми, не имеющими отношения ни к армии, ни к авиации. Суще­ственно изменился состав гражданского населения.

Только благодаря выдержке и терпению командиров и не покинувших службу молодых лётчиков, военная авиация пе­режила трудное десятилетие. В 1994 году из Белоруссии на авиабазу Белая был передисло­цирован легендарный 200-й Брестский Гвардейский тяжё­лый бомбардировочный авиа­ционный полк, а точнее, матери­альная часть и знамя полка. Одновременно в гарнизоне Бе­лая был расформирован 1229-й тяжелый бомбардировочный авиаполк, базировавшийся там с 1955 года, а следом за ним и 1225 полк.

Таким образом, личный со­став и техника сибирских пол­ков вошли в состав 200-го Бре­стского Гвардейского Красно­знаменного ТБАП и стали гвар­дейцами, правопреемниками и продолжателями славных бое­вых традиций летчиков про­славленного полка. Его командиром на новом месте дисло­кации был назначен полковник Ю.Д. Абакумов, начальником штаба - подполковник В.А. Пав­лов. Затем последовательно командирами полка были пол­ковники Бушуев, Андреев и Ко­новалов. С 2003 года команди­ром 200-го ТБАП назначен пол­ковник Виллингтон Цыренгармаев.

Уход 200-го полка в историю уже не был следствием разва­ла вооружённых сил страны. Начавшаяся в 2009 году воен­ная реформа меняет лицо и структуру армии, ломает уста­ревшие стереотипы. Авиабаза 1-го разряда стала авиагруппой 6952 авиабазы 1-го разряда, командование и штаб которой находится в Украинке Амурской области. Командует авиагруп­пой полковник Цыренгармаев. В ходе реформы посёлок Средний стал открытым населённым пун­ктом, и весь жилищный фонд с коммунальными службами во­енное ведомство в обозримом будущем передаст в ведение местной муниципальной власти, роль и значение которой суще­ственно изменились.

Технические характеристики

Характеристики рулёжных дорожек
Номер дорожки Прочность и тип покрытия
Первая строка с 15.04 по 15.11
Вторая строка с 15.11 по 15.04
Ширина
1 PCN 23/R/B/X/T бетон
PCN 33/R/B/X/T бетон
21 м
2 PCN 23/R/B/X/T железобетон
PCN 40/R/B/X/T бетон
20 м
3 PCN 23/R/B/X/T бетон
PCN 33/R/B/X/T бетон
32 м
4 PCN 39/R/B/X/T железобетон
PCN 43/R/B/X/T бетон
18 м
5 PCN 39/R/B/X/T железобетон
PCN 43/R/B/X/T бетон
20 м
6 PCN 39/R/B/X/T железобетон
PCN 43/R/B/X/T бетон
32 м
7 PCN 39/R/B/X/T железобетон
PCN 43/R/B/X/T бетон
16 м
8 PCN 23/R/B/X/T железобетон
PCN 40/R/B/X/T бетон
16 м
9, 12, 13 PCN 23/R/B/X/T железобетон
PCN 40/R/B/X/T бетон
32 м
10, 11, 14, 15 PCN 23/R/B/X/T железобетон
PCN 40/R/B/X/T бетон
18 м

Общественная жизнь

В гарнизоне Дальней авиации в поселке Среднем есть ВИА — вокально-инструментальный ансамбль, называется «Форсаж». В его составе гитаристы, барабанщики, вокалисты. От 5 до 12 служивых — срочников, контрактников, офицеров части в/ч 62266 Б в боекомплекте ВИА «Форсаж». Состав постоянно меняется, потому что солдаты служат, демобилизуются и открывыют путь новым талантам. 

Ирина Хлыстова, руководитель ансамбля, рассказывает:

Наш коллектив родился 10.10.10. Я вспоминаю первый состав. Собрались люди, которые любят творчество, а не так, чтобы армия бегом пронеслась. Конечно, мы их ищем — с талантами. Прибыв в часть, ребята заполняют анкету, пишут о себе: что умеют, чем увлекаются. На мероприятиях, на КВНах их видно — творческих.

Поющие летчики с Белой за эти годы помимо районных и областных приняли участие в двух всероссийских конкурсах: «Золотой сокол — 2011» и «Катюша». Вернулись с дипломами, оставив позади около 200 военных коллективов. После этого ансамбль из глубинки, который заметило командование, пригласили в Москву на праздничный концерт к 100-летию Военно-воздушных сил, в Театр Российской армии. Один из ВВС.

Вспоминает Ирина Хлыстова:

Мы, находясь так далеко, даже и мечтать об этом не могли. Шли по коридору за кулисами, а там таблички: «Лев Лещенко», «Эдита Пьеха», «Олег Газманов», «Любэ». Не верилось! А на нашей двери было написано: «Голубые береты» и ВИА «Форсаж», представляете? Нам одна гримерка досталась с этим знаменитым коллективом!

В честь дня авиации, который отмечается 12 августа, ежегодно на авиабазе Белая проходит воздушный праздник. Командование аэродрома разрешает в этот день свободный доступ гражданских лиц. Сотни и тысячи гостей торжества могут своими руками потрогать настоящую боевую технику и вооружения. Сержанты и офицеры военно-воздушных сил подробно рассказывают о тактико-технических характеристиках современного армейского вооружения. Разрешается фото и видеосъёмка. Желающие могут посидеть в кресле пилота и штурмана военного бомбардировщика «ТУ-22» и примерить на себе комбинезон лётчика дальней стратегической авиации. Командование гарнизона показывает в этот день лучшие образцы отечественных летательных аппаратов. 

Чрезвычайные происшествия

4 апреля 2010 года на авиационной базе гарнизона «Белая» имело место чрезвычайное происшествие — произошло возгорание. Пожар начался на территории специальной инженерной службы (ТП СИС) особого объекта. Он расположен в непосредственной близости от военного аэродрома и предназначен для хранения и обслуживания крылатых ракет, состоящих на вооружении самолетов-ракетоносцев Ту-22М2. На территории ТП СИС имеются специальные сооружения — ангары, в которых содержатся ракеты и их боевые части. Вокруг ограждения из колючей проволоки простираются поля.

В этот день примерно в 16:30, когда личный состав ТП СИС уже собирался домой на отдых, на территории объекта возник пожар. Причиной его послужило горение травы на прилегающем поле. Порывами ветра пламя погнало в сторону военного объекта, но на это почему-то никто внимания не обратил. Загорелась сухая трава и на территории ТП СИС, где недалеко от забора размещались контейнеры с ракетами. Пожар заметили слишком поздно, когда пламя уже охватило деревянные конструкции.

Борьба с огнем оказалась не слишком успешной. В результате пожара сгорели десять крылатых ракет, еще пять ракет, слегка обгоревших, удалось спасти. По информации из независимых источников, командование авиационной базы приложило все усилия для того, чтобы скрыть происшествие и максимально приуменьшить его значимость. Подчиненным строго-настрого было указано придерживаться версии, что на территории ТП СИС ничего не случилось, просто горела трава, которую тут же погасили.

К территории ТП СИС предъявляются особые требования противопожарной безопасности. Именно это является главным предметом проверок, проводимых комиссиями различных уровней. Почему стал возможным пожар на столь серьезном объекте, предстоит разобраться комиссии.

Ссылки

  1. А. Гретченко Поселку Средний, гарнизону Белая - 75 лет // Усольские новости, №25 (923) от 21 июня 2012 года
  2. Валерия Шахова На авиабазе Белая сгорело более десятка ракет // СМ Номер один, 14 от 10 апреля 2008 года
  3. Елена Русских Полный "Форсаж" // Копейка, 7 от 20 февраля 2013 года
  4. Михаил Денискин На "голом" крыле // СМ Номнр один, 45 от 15 ноября 2012 года 
  5. Евгений Константинов В гарнизоне дальней бомбардировочной авиации «Белая» прошел воздушный праздник // "Вся неделя. Ангарск"

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2013 | Дата последней редакции в Иркипедии: 27 марта 2015

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Иркипедия | Транспортный комплекс | Вооруженные силы | Усольский район