Аварии и крушения железнодорожных составов до 1917

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

На первой печальной странице аварий на железной дороге в районе Иркутска было вписано столкновение 1 ноября 1898 г. двух поездов на 18-й версте Иркутско-Байкальской ветки. Результат: шесть платформ и пять вагонов разбито полностью, чело­веческих жертв не было.

Прошло только два дня, и 3 ноября потерпел крушение око­ло станции Половина грузо-пассажирский состав, сошедший с рельсов. Было разби­то десять товарных вагонов и один служебный. При этом погиб смазчик вагонов, а кочегар, машинист и его помощник получили различной степени травмы. С этим поездом ехал главноуправляющий учреждениями ведомства императрицы Марии граф Протасов-Бехметьев, который совершенно не пострадал, и в этот же день он прибыл в Иркутск.

В 1899 году одно из самых крупных происшествий про­изошло 6 февраля. В этот день на станции Тельма в 3 часа ночи столкнулись два поез­да. Один с грузом чая следовал из Иркутска, а другой с новобранцами — в Иркутск. Паровозы после столкновения ремонту не подлежали. А вот составу с новобранцами повезло. От удара при столкновении сцепка группы из семи вагонов не выдержала и отцепила эти вагоны с новобранцами, и они не упали под откос и не были поврежде­ны. Благодаря этому человеческих жертв не было (а вот о паровозных бригадах сооб­щений в печати не было).

Также случайность спасла многие жизни при чрезвычайном происшествии, свершившимся на станции Байкал 14 сентября 1900 г. В этот день при выполнении маневрирования железнодорожного состава перед погрузкой в ле­докол «Байкал» упали в воду четыре вагона с грузом. (Кстати, глубина в этом месте составляла 17 саженей). Пятый же вагон, в котором находились солдаты-артиллери­сты, по счастливой случайности сошёл с рельсов и упёрся в лежащий здесь же камень. Этим самым путь был загорожен и остальные вагоны задержаны. Человеческих жертв не было.

Бывало, что когда случайные люди предотвращали железнодорожные катастро­фы. Хороший пример сообщает нам летописец Н. С. Романов в записи за июнь 1900 г.:

«Железнодорожный поезд близ Иркутска шёл полным ходом. Машинист увидел на шпалах монаха с поднятой рукой и остановил поезд. Оказалось, что в двадцати саженях от места, где остановился поезд, был испорчен путь и сняты рельсы».

Этот действительный случай свидетельствует, что и в Сибири (а точнее, в Иркутске) оби­тали чеховские «злоумышленники». И их было не один и не два, а по меньшей мере столько, сколько смогли бы унести целый пролёт металлического рельса. Так что и в этом Сибирь не отставала от России.

По числу аварий особо отличился 1905 г. Только за пять первых месяцев этого года на восточном участке Сибирской железной дороги между станциями Иркутск и Тайшет произошло 500 происшествий на линии, из которых было более сотни кру­шений. В среднем одним происшествием было нанесено железной дороге убытков на сумму не менее 1000 рублей.

Первый же день 1905 г. ознаменовался крушением поезда на разъезде Култук Кругобайкальской железной дороги. Здесь при входе на стрелку со стороны Култука воинского состава №38 тендер паровоза и следующие за ним два порожних вагона сошли с рельсов. Пострадавших среди сопровождающих состав и ущерба подвижно­му составу не было. Но движение на магистрали было остановлено. Причина аварии — неисправная стрелка.

На Кругобайкальской дороге было немало происшествий, связанных с обруше­нием горных пород на рельсовые пути. Характерным было происшествие 24 апреля 1905 г. В 8 часов вечера этого дня на 109 версте между станцией Маритуй и разъездом Бакланьим Забайкальского участка дороги путь был загромождён обвалившейся мас­сой грунта в 300 кубических саженей. Подходящий пассажирский поезд №3 был ос­тановлен и возвращён в Слюдянку. Кроме повреждённого полотна и рельсового пути, ущерба не было.

Более серьёзные последствия были после аварии, совершившейся 30 июня 1905 г. на перегоне Петровский Завод и разъезд №35 (на 292 версте). Причиной аварии стал подмыв железнодорожных путей прошедшим сильным ливнем. Вследствие этого в 12 часов дня потерпел крушение товарный поезд №56. Были разбиты четырнадцать вагонов с грузом и погибли кондуктор и двое сопровождающих. Движение поездов задержано на сутки. Этим же ливнем в четвёртом часу в этот же день между станцией Хилок и разъездом № 43 Забайкальской железной дороги подмыло откосы и произо­шёл обвал, из-за которого движение прекращено на семь часов.

Часты были столкновения железнодорожных составов. В ночь на 15 ноября того же злополучного 1905 г. между станциями Иркутск и Иннокентьевская, не доезжая до нового разъезда за рекой Иркут, произошло столкновение маневрового и товар­ного поездов. Было повреждено несколько пустых вагонов и вагонов, гружёных мукой. На станции Иннокентьевская 10 мая 1904 г. проходящий поезд столкнулся с эшелоном, в котором находилось более 200 человек. В результате девять человек полу­чили ранения разной тяжести и очень многие получили ушибы.

Очень часто аварии на железной дороге уносили немало человеческих жизней. 2 августа 1905 г. на разъезде Точильном произошёл разрыв воинского состава, шедше­го с большой скоростью. Сошедшими с полотна дороги вагонами было убито 23 сол­дата и ранено 52 воинских чина. Движение было прекращено и возобновилось толь­ко через неделю.

Но самым «рекордным», пожалуй, был февраль 1916 г., а «отличившимся» мес­том стала станция Тайшет. 8 февраля на этой станции в результате столкновения пас­сажирского экспресса с грузовым железнодорожным составом погибло 28 человек. Не прошло и недели, как на перегоне Байроновка — Тайшет в результате крушения поездов была унесена 51 человеческая жизнь. Кроме того, было легко и тяжело ране­но 70 человек; ушибами отделалось 30 человек.

В большинстве своём аварии на железной дороге происходили из-за различных нарушений в техническом обслуживании как подвижного состава, так и железнодо­рожного пути со всеми средствами обеспечения движения, а также нарушений в орга­низации движения поездов. Немаловажную роль в обеспечении безопасности дви­жения играла производственная дисциплина.

7 января 1905 г. газета «Иркутские гу­бернские ведомости» привела следующее сообщение начальника Жандармского уп­равления Сибирской железной дороги:

«Ввиду развившейся картёжной игры между железнодорожными служащими в их служебных помещениях, как, например, де­журных комнатах кондукторских и паровозных бригад, а равно истопников и смаз­чиков, прошу распоряжения Вашего превосходительства к устранению этого зла, вредно отзывающегося на службе, ибо агенты эти, сменившись с дежурства, вместо того, чтобы свободные часы посвятить отдыху, проводят их в пьянстве и картёжной игре, тем подрывая свои силы; не отдыхая сами, производимым шумом мешают воз­можности отдохнуть другим, находящимся в этих помещениях. Сами же, проводя без отдыха свободное время, являются на службу в ненормальном виде, что, безус­ловно, влечёт за собой разного рода упущения по службе».

Иркутские повествования. 1661 - 1917 годы. В 2 т. / Автор-составитель А. К. Чернигов. Иркутск: "Оттиск", 2003. Т. 1. 

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Источники указаны | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2014 | Дата последней редакции в Иркипедии: 30 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Загрузка...