На первой печальной странице аварий на железной дороге в районе Иркутска было вписано столкновение 1 ноября 1898 г. двух поездов на 18-й версте Иркутско-Байкальской ветки. Результат: шесть платформ и пять вагонов разбито полностью, человеческих жертв не было.
Прошло только два дня, и 3 ноября потерпел крушение около станции Половина грузо-пассажирский состав, сошедший с рельсов. Было разбито десять товарных вагонов и один служебный. При этом погиб смазчик вагонов, а кочегар, машинист и его помощник получили различной степени травмы. С этим поездом ехал главноуправляющий учреждениями ведомства императрицы Марии граф Протасов-Бехметьев, который совершенно не пострадал, и в этот же день он прибыл в Иркутск.
В 1899 году одно из самых крупных происшествий произошло 6 февраля. В этот день на станции Тельма в 3 часа ночи столкнулись два поезда. Один с грузом чая следовал из Иркутска, а другой с новобранцами — в Иркутск. Паровозы после столкновения ремонту не подлежали. А вот составу с новобранцами повезло. От удара при столкновении сцепка группы из семи вагонов не выдержала и отцепила эти вагоны с новобранцами, и они не упали под откос и не были повреждены. Благодаря этому человеческих жертв не было (а вот о паровозных бригадах сообщений в печати не было).
Также случайность спасла многие жизни при чрезвычайном происшествии, свершившимся на станции Байкал 14 сентября 1900 г. В этот день при выполнении маневрирования железнодорожного состава перед погрузкой в ледокол «Байкал» упали в воду четыре вагона с грузом. (Кстати, глубина в этом месте составляла 17 саженей). Пятый же вагон, в котором находились солдаты-артиллеристы, по счастливой случайности сошёл с рельсов и упёрся в лежащий здесь же камень. Этим самым путь был загорожен и остальные вагоны задержаны. Человеческих жертв не было.
Бывало, что когда случайные люди предотвращали железнодорожные катастрофы. Хороший пример сообщает нам летописец Н. С. Романов в записи за июнь 1900 г.:
«Железнодорожный поезд близ Иркутска шёл полным ходом. Машинист увидел на шпалах монаха с поднятой рукой и остановил поезд. Оказалось, что в двадцати саженях от места, где остановился поезд, был испорчен путь и сняты рельсы».
Этот действительный случай свидетельствует, что и в Сибири (а точнее, в Иркутске) обитали чеховские «злоумышленники». И их было не один и не два, а по меньшей мере столько, сколько смогли бы унести целый пролёт металлического рельса. Так что и в этом Сибирь не отставала от России.
По числу аварий особо отличился 1905 г. Только за пять первых месяцев этого года на восточном участке Сибирской железной дороги между станциями Иркутск и Тайшет произошло 500 происшествий на линии, из которых было более сотни крушений. В среднем одним происшествием было нанесено железной дороге убытков на сумму не менее 1000 рублей.
Первый же день 1905 г. ознаменовался крушением поезда на разъезде Култук Кругобайкальской железной дороги. Здесь при входе на стрелку со стороны Култука воинского состава №38 тендер паровоза и следующие за ним два порожних вагона сошли с рельсов. Пострадавших среди сопровождающих состав и ущерба подвижному составу не было. Но движение на магистрали было остановлено. Причина аварии — неисправная стрелка.
На Кругобайкальской дороге было немало происшествий, связанных с обрушением горных пород на рельсовые пути. Характерным было происшествие 24 апреля 1905 г. В 8 часов вечера этого дня на 109 версте между станцией Маритуй и разъездом Бакланьим Забайкальского участка дороги путь был загромождён обвалившейся массой грунта в 300 кубических саженей. Подходящий пассажирский поезд №3 был остановлен и возвращён в Слюдянку. Кроме повреждённого полотна и рельсового пути, ущерба не было.
Более серьёзные последствия были после аварии, совершившейся 30 июня 1905 г. на перегоне Петровский Завод и разъезд №35 (на 292 версте). Причиной аварии стал подмыв железнодорожных путей прошедшим сильным ливнем. Вследствие этого в 12 часов дня потерпел крушение товарный поезд №56. Были разбиты четырнадцать вагонов с грузом и погибли кондуктор и двое сопровождающих. Движение поездов задержано на сутки. Этим же ливнем в четвёртом часу в этот же день между станцией Хилок и разъездом № 43 Забайкальской железной дороги подмыло откосы и произошёл обвал, из-за которого движение прекращено на семь часов.
Часты были столкновения железнодорожных составов. В ночь на 15 ноября того же злополучного 1905 г. между станциями Иркутск и Иннокентьевская, не доезжая до нового разъезда за рекой Иркут, произошло столкновение маневрового и товарного поездов. Было повреждено несколько пустых вагонов и вагонов, гружёных мукой. На станции Иннокентьевская 10 мая 1904 г. проходящий поезд столкнулся с эшелоном, в котором находилось более 200 человек. В результате девять человек получили ранения разной тяжести и очень многие получили ушибы.
Очень часто аварии на железной дороге уносили немало человеческих жизней. 2 августа 1905 г. на разъезде Точильном произошёл разрыв воинского состава, шедшего с большой скоростью. Сошедшими с полотна дороги вагонами было убито 23 солдата и ранено 52 воинских чина. Движение было прекращено и возобновилось только через неделю.
Но самым «рекордным», пожалуй, был февраль 1916 г., а «отличившимся» местом стала станция Тайшет. 8 февраля на этой станции в результате столкновения пассажирского экспресса с грузовым железнодорожным составом погибло 28 человек. Не прошло и недели, как на перегоне Байроновка — Тайшет в результате крушения поездов была унесена 51 человеческая жизнь. Кроме того, было легко и тяжело ранено 70 человек; ушибами отделалось 30 человек.
В большинстве своём аварии на железной дороге происходили из-за различных нарушений в техническом обслуживании как подвижного состава, так и железнодорожного пути со всеми средствами обеспечения движения, а также нарушений в организации движения поездов. Немаловажную роль в обеспечении безопасности движения играла производственная дисциплина.
7 января 1905 г. газета «Иркутские губернские ведомости» привела следующее сообщение начальника Жандармского управления Сибирской железной дороги:
«Ввиду развившейся картёжной игры между железнодорожными служащими в их служебных помещениях, как, например, дежурных комнатах кондукторских и паровозных бригад, а равно истопников и смазчиков, прошу распоряжения Вашего превосходительства к устранению этого зла, вредно отзывающегося на службе, ибо агенты эти, сменившись с дежурства, вместо того, чтобы свободные часы посвятить отдыху, проводят их в пьянстве и картёжной игре, тем подрывая свои силы; не отдыхая сами, производимым шумом мешают возможности отдохнуть другим, находящимся в этих помещениях. Сами же, проводя без отдыха свободное время, являются на службу в ненормальном виде, что, безусловно, влечёт за собой разного рода упущения по службе».
Иркутские повествования. 1661 - 1917 годы. В 2 т. / Автор-составитель А. К. Чернигов. Иркутск: "Оттиск", 2003. Т. 1.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей