Асеев Григорий Сафронович родился в 1920 году в селе Петропавловка Кокчетавской области Казахской ССР, в семье крестьянина. Украинец, член КПСС с 1944 года. С 1930 года жил на станции Дивизионная, в городе Улан-Удэ, ст. Слюдянка, где учился в школе. С сентября 1939 года студент Иркутского политехнического института, откуда призван в конце сентября в армию Иркутским военкоматом. В объединенной школе младших авиаспециалистов ВВС Тихоокеанского флота получил специальность воздушного стрелка-радиста и служил в 4-м минно-торпедном полку. С марта 1942 года он старший стрелок-радист 35-го минно-торпедного полка Северного флота, участвует в боях. С ноября 1942 года служит в 24-м минно-торпедном полку, преобразованном в мае 1943 года в 9-й гвардейский. 16 октября 1944 года в составе экипажа подполковника В.М. Сыромятникова совершил подвиг Гастелло. Указом Президиума Верховного Совета СССР 5 ноября 1944 года старшему сержанту Г.С. Асееву посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Григорий Сафронович Асеев воевал с марта 1942 года в должности воздушного стрелка-радиста. Об его отваге и храбрости говорят записи в послужном списке.
Всего с января 1942 по октябрь 1944 года гвардии старший сержант Г.С. Асеев участвовал в восьмидесяти одном боевом вылете, из них в двадцати трех вылетах на торпедные удары по транспортам и кораблям противника, пятидесяти восьми вылетах на бомбоудары по военно-морским базам гитлеровцев, аэродромам и живой силе противника. Г.С. Асеев лично участвовал в потоплении четырех транспортов общим водоизмещением 26—28 тысяч тонн, в потоплении в составе группы шести транспортов общим водоизмещением 40—41 тысяча тонн, двух сторожевых кораблей, одного каботажного судна, семи вооруженных мотоботов, в повреждении транспорта водоизмещением 6—8 тысяч тонн. От метких очередей его пулемета нашел себе могилу в водах Баренцева моря один фашистский самолет.
Нелегко приходилось молодому стрелку-радисту. Летая сначала в экипаже лейтенанта Агафонова, а затем с командиром полка подполковником Сыромятниковым, он должен был поддерживать связь с базой, с самолетами группы, внимательно следить за горизонтом, предупреждая об опасности экипаж, отражать бешеные атаки фашистских самолетов.
В 1944 году парторганизацией полка он был принят в ряды Коммунистической партии, а вскоре совершил свой бессмертный подвиг. Было это в Баренцевом море, в районе Киркенеса, в то время, когда войска выбивали фашистских захватчиков из районов Заполярья.
В мемуарах видного советского адмирала А.Г. Головко «Вместе с флотом» так описывается этот день.
16 октября 1944 года. «Сегодня список кандидатов на почетное звание Героя Советского Союза пополнился еще тремя именами: командира авиационного полка Б.П. Сыромятникова, штурмана того же авиаполка А.И. Скнарева и стрелка-радиста самолета, который вели Сыромятников и Скнарев, гвардии сержанта Г.С. Асеева. Все трое составляли экипаж ведущего самолета-торпедоносца одной из групп, которые атаковали вражеский конвой в районе от выхода из Бек-фьорда до Вадсе. Конвой (три транспорта и семь сторожевых катеров) был обнаружен пашей воздушной разведкой в полдень на выходе из Бек-фьорда. Наблюдение за конвоем в условиях плохой погоды велось до темноты. Удалось установить, что на подходах к Вадсе он был усилен кораблями охранения, в том числе миноносцами, и составлял уже 26 единиц, над которыми патрулировали 7 истребителей. Один вражеский самолет сверх того находился в противолодочном охранении. Упустить этот конвой, предназначенный для эвакуации войск противника морем, было нельзя. Несмотря на плохие метеорологические условия, самолеты-разведчики точно давали места конвоя, и мы нанесли по нему несколько ударов с воздуха...
В момент последнего четвертого удара по вражескому конвою, снаряд, выпущенный с одного из вражеских кораблей, попал в левый мотор ведущего самолета. Самолет загорелся, но Сыромятников продолжал вести торпедоносец на конвой, повторяя по радио приказания ведомым следовать за ним. А противник уже вел огонь по ведущему самолету. Еще несколько секунд — и снаряды попали в правый мотор. Пламя охватило оба крыла торпедоносца. Ведомым казалось, что на врага летел гигантский факел. И в то же время они слышали четкие команды штурмана Скнарева, не прекращавшего наводить самолет на цель.
Пятьдесят метров оставалось до самого крупного транспорта в конвое, когда прозвучали слова последней команды Сыромятникова: «Штурман! Залп!» И торпеды, сброшенные с ведущего самолета, нашли свою цель, транспорт взорвался и затонул. Через несколько мгновений горевшая машина прочертила огненный след и упала в море. Ее экипаж погиб, выполняя свой долг до конца. Это был великий подвиг, совершенный на глазах у всех, и теперь неотделимый уже от всего героического, что характеризует наступательный порыв североморцев».
(Л. Головко. «Вместе с флотом». М., 1960).
Не забыт подвиг Г.С. Асеева в Бурятской АССР, где он провел школьные годы, на станции Карымской, где жили его родители и куда он приезжал летом на школьные каникулы. Именем героя названа школа «№ 65 города Улан-Удэ, улица станции Карымской. Грамота о присвоении ему звания Героя Советского Союза передана на вечное хранение в Карымский районный военкомат и служит ныне делу военно-патриотического воспитания молодежи.
В Иркутском политехническом институте, который окончить герою не дала война, имя Г.С. Асеева выбито на мемориале студентам и преподавателям института, погибшим в годы Великой Отечественной войны.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей