Сведения, во многих случаях краткие, о правителях епархий и викариев, приведем по епархиям, в которых они служили.
21 декабря 1860г. в Иркутск прибыл епископ Парфений (Петр Тихонович Попов). Уроженец Воронежа, сын священника, он окончил семинарию, а затем и духовную академию со званием магистра. Получил звание профессора богословия, был ректором нескольких семинарий, а затем — Казанской духовной академии. В 1854г. назначен епископом Томским. Находясь в Иркутске, получил в 1863г. сан архиепископа. Проявил себя как активный администратор и проповедник, часто выступавший с обращениями к молящимся в церкви. По его инициативе образована в 1862г. духовная миссия во главе со специальным викарием, в 1863г. начато издание "Иркутских епархиальных ведомостей", решен вопрос о возведении нового кафедрального собора и выбрано место для его строительства. Несколько раз владыка объезжал епархию, произвел ревизию своей прежней епархии — Томской, много усилий затратил на миссионерскую деятельность, строительство церквей.
Им же была проведена процедура, связанная с освобождением крестьян. По положениям о крестьянской реформе 19 февраля 1861г., крестьяне в течение двух лет должны были отбывать те же обязанности по отношению к их владельцам, что и прежде. И вот, 19 февраля 1863г. "...воспользовались свободою и назначавшиеся от правительства в услужение архиерейскому дому и монастырю крестьяне. Его преосвященство Парфений в этот день угостил служителей своих нарочито приготовленным для них столом, после которого служители пришли благодарить Владыку за все милости, а он, отблагодарив их за службу, напутствовал святительским благословением и благожеланием им разумной свободы" 95. Умер архиепископ 21 февраля 1873г. и был похоронен в Вознесенском монастыре.
Его преемник, епископ (позже - архиепископ) Вениамин в письме от 19 сентября 1873г., отмечая, что он продолжает работать в том же духе, что и Парфений, считал, что духовенство его предшественник "распустил": "Но в управлении едва ли поддержу его широкие порядки. Сам боюсь больше слабости своей, чем строгости, а все-таки не нахожу себя настолько сильным, чтобы идти по следам его. Духовенство, как вам известно, воображает, что ныне республика в духовном ведомстве, очень дурило и оскорбляло его не только печатно, но и прямо в лицо. Генерал-губернатор (М.С. Корсаков — А.Д.) просто неистовствовал против него" 96.
Архиепископ Вениамин (Василий Благонравов) родился в 1825г. в семье сельского священника Тамбовской губернии. В 1850г. назначен преподавателем, а затем — инспектором Казанской духовной академии, с 1858г. — ректор Томской семинарии, с 1862г. — епископ Селенгинский, викарий Иркутской епархии. В 1868г. переведен епископом Благовещенским, с 1873 по 1892гг. — архиепископом Иркутским.
Прекрасный оратор, энергичный администратор, ревностный миссионер, он пользовался авторитетом среди духовенства. Отличался простотой и сердечностью, в то же время деловые вопросы решал, невзирая на личности.
Прибыв в 1862г. в Посольский монастырь в качестве викарного епископа и начальника Забайкальской миссии, он построил несколько новых зданий в Посольском монастыре, в три раза увеличил его доходы, добился в 1865г., что монастырю отвели 7 рыболовных статей и 500 десятин земли, вел бескомпромиссную борьбу за христианизацию шаманистов и ламаитов, по-видимому, даже насильственными средствами. Генерал-губернатор Восточной Сибири заявил своему преемнику А.П. Игнатьеву, что по отношению к бурятам Вениамин "такой фанатик, что готов всех сжечь на костре" 97. Нечто подобное писал и капитан А.И. Термен: "Девизом архиепископа Вениамина было "какими бы то ни было средствами крестить как можно больше народа". Поэтому пускались ход побои, насилия, буряты загонялись в юрты или сараи в ожидании приезда миссионера, содержались там без питья и пищи. Сопротивлявшимся наносились побои и с окровавленными лицами приступали к св. крещению" 98.
По своим политическим воззрениям Вениамин был консерватором, критиковал либерально настроенных журналистов и чиновников, выступал против открытия университета в Сибири.
Став иркутским архиереем, Вениамин быстро восстановил единовластие в управлении епархией, ослабленное при его предшественнике. Вставал он в 6 часов, до 9 утра занимался рассмотрением документов, решением неотложных вопросов, писал служебные письма. После обедни и завтрака принимал посетителей, после обеда отдыхал, слушал всенощную, читал. "При таком порядке у меня ни одно дело не задерживается более одного дня и ни одно письмо не откладывается далее следующей почты", - сообщал архиепископ 99.
Владыка добивался контроля над финансовой деятельностью священников. Выяснив, что денежная отчетность в церквях ведется плохо, он осенью 1873г. предложил открыть попечительства при церквях для усиления контроля. В конце 1873г. таких попечительств было уже 98 100. В 1879г. архиерей отменил обычай хождения священников с крестом по чужим приходам в Иркутске, в 1873г. выступил против такого деления доходов церковного причта, при котором настоятель получал чрезмерно большую долю 101.
Сразу же после начала своего управления епархией Вениамин стал проводить советы и съезды духовенства. Первый из них состоялся 20 августа 1873 г., спустя несколько дней после его приезда в Иркутск. На нем владыка предложил духовенству выбирать благочинных и организовывать благочиннические съезды и советы. Такой порядок существовал до 1887г., когда был отменен Синодом, очевидно как слишком либеральный. В октябре 1880г. был проведен епархиальный съезд духовенства, а в 1885г. — съезд архиереев Восточной Сибири 102.
В 1881г. Вениамин нашел неожиданное решение, чтобы предотвратить гибель людей. В этом году по городам России прокатилась волна еврейских погромов, и в Иркутске стали ходить слухи о готовящихся эксцессах такого же рода. Тогда евреи направили делегацию к губернатору и архиепископу с просьбой не допустить погромов. Вениамин успокоил делегатов и обещал помочь. После этого "по всем церквям стали разъяснять прихожанам всю нелепость, греховность, все бесчеловечие происходящих в Европейской России погромов, и в Иркутске все обошлось благополучно. Евреи с тех пор питали глубокую признательность к Вениамину" 103.
Вениамин приобрел известность в России как один из видных церковных администраторов. Он активно переписывался с обер-прокурором Синода К.П. Победоносцевым, многократно получал высокие награды. В январе 1884г. он издал распоряжение и наставление о внебогослужебном церковном обучении детей истинам христианской веры и молитвам. Общероссийское издание "Церковный Вестник" рекомендовало священникам обратить на него особое внимание 104. Архиепископ опубликовал книгу "Жизненные вопросы православной миссии в Сибири" (СПб., 1885), ряд статей.
Тихон, архиепископ Иркутский и Верхоленский (Михаил Троицкий), сын сельского дьячка, родился в 1831г. в Рязанской губернии. Окончив духовную семинарию в 1853г., стал священником, приняв фамилию Донебин. После смерти жены поступил в Петербургскую духовную академию, получив по выходе из нее степень кандидата богословия. В 1861г. пострижен в монашество с именем Тихон и начал преподавать в Новгородской семинарии. В 1866г. он ректор Новгородской семинарии и архимандрит. С 1871г. — ректор Кавказской семинарии, производил ревизии семинарии и духовных училищ, награждался орденами.
С июня 1882г. Тихон — епископ Сарапульский, викарий Вятской епархии. 8 марта 1886г. назначен самостоятельным епископом Енисейским и Красноярским. Оказавшись архиереем огромной епархии, Тихон стремился открывать новые церкви, добивался материального обеспечения их причтов, роста числа церковно-приходских школ. Поскольку в епархии не хватало лиц, окончивших семинарии, епископ требовал от духовенства самообразования; кандидатов в священники экзаменовала специальная комиссия.
В 1890-1891гг. Тихон совершил трудные путешествия в Туруханский край и районы Нижней Ангары, посетил "медвежьи углы" своей епархии 105. Являясь председателем местного благотворительного общества, добился открытия столовой для бедных, приюта для мальчиков, сиропитательного дома для девочек; сотни бедняков получили при нем временное пособие.
По желанию иркутского архиепископа Вениамина после его смерти Тихон был назначен архиепископом Иркутским и Читинским.
В отличие от Енисейской, Иркутская епархия была более разноплеменной, и сопротивление христианизации здесь чувствовалось сильнее. Как и в Красноярске, Тихон стремился увеличить количество церквей. Он смог также в 1896г. включить в штат Иркутского кафедрального, Нижнеудинского Вознесенского, Верхоленского Воскресенского и Киренского Спасского соборов — третьего священника, а в семи крупных церквях — вторых священников и псаломщика. Ежегодно владыка посещал разные благочиния епархии, знакомясь с положением дел в сельских церквях, ведя там службы.
Для укрепления веры он решил открыть религиозно-нравственные чтения в Иркутске (1893г.). Большое внимание уделялось при Тихоне церковно-приходским школам. В октябре 1899г. он предписал всем священникам, в приходах которых имеются училища Министерства народного просвещения, проверять знания учениками молитв, священной истории и вероучения, по возможности, каждую неделю.
При нем в 1902г. был заложен в Иркутске новый трехэтажный каменный корпус духовного училища, богодельня для бедных вдов и сирот духовного ведомства. Тихон добился того, что почти все сельские причты получали казенное жалование, а некоторым был увеличен его размер. Причтам отдаленного Илимского края назначено с 1892г. двойное жалование.
Большое внимание уделялось миссионерской деятельности. Насильственное обращение бурят было архиереем прекращено, он создал комиссию для перевода богослужебных текстов на разговорный бурятский язык, старался устраивать при церквях школы для бурятских детей, настаивал, чтобы служба в храме хотя бы частично шла на бурятском языке. Умер архиепископ 28 июня 1911г. и был похоронен под полом Казанского кафедрального собора 106. Летописец Иркутска, современник Тихона Н.С. Романов характеризует его как "человека очень ограниченного, неразвитого, но доброго и слабого в управлении епархией. За него работал протоиерей Михаил Фивейский — твердый администратор" 107.
Немногим более четырех лет управлял епархией архиепископ Серафим (Иаков Мещеряков). Родился он в 1860г., окончил Пензенскую гимназию, затем, в 1885г., Петербургскую духовную академию. Вскоре стал ректором Самарской семинарии, а с 1902г. — епископом Полоцким и Витебским. 6 сентября 1911г. он приехал в Иркутск главной этой епархии. В Иркутске архиепископ Серафим проявил себя как энергичный и требовательный руководитель, много сил уделявший строительству церквей, особенно в переселенческих поселках, организации обществ трезвости, борьбе с сектантством.
16 декабря 1915г. Серафима увольняют с должности архиерея и отправляют на покой. По этому поводу Н.С. Романов сообщает: "Находился в переписке с каким-то игуменом (его дальним родственником) и позволил критически высказаться против правительства. Был он умный, образованный, хороший проповедник, но излишне строгий к провинившимся. Паства (духовенство) его увольнением осталась довольна" 108. Из этого текста не вполне ясно, паства, или же духовенство были рады его уходу. Вероятно, Романов все-таки имел в виду клир, поскольку "хороший проповедник" строг был, очевидно, по отношению к пастырям, а не к "пасомым".
Ю.П. Колмаков дает другую версию причины отстранения архиепископа, относя и сам факт к 14 (а не 16) декабря: "По постановлению Синода архиепископ Иркутский и Верхоленский Серафим уволен на покой. Это было связано с ревизией преосвященным деятельности Тобольского архиепископа Вараввы, ближайшего сподвижника Г.Распутина, в результате которой были выявлены упущения по управлению епархией и злоупотреблением в расходовании финансовых средств" 109. Скорее всего, именно принципиальность и смелость архиерея, не побоявшегося выступить против всесильного "друга" императорской фамилии, стала главной причиной отставки Серафима. Возможно, справедливы и слова Н.С. Романова: "Человек, обладавший твердой нравственной позицией, мог неосторожно высказаться и против верховной власти".
Отправленный на покой в Успенский мужской монастырь около Красноярска, Серафим вскоре после свержения царя вернулся к административной деятельности. Его избирают епископом Полоцким и Витебским, а в 1922г. — архиепископом Костромским и Галичским. В том же году он переходит в лагерь обновленцев, а в 1924г. раскаивается в этом. В 1924-1927гг. советская власть отправляет его в Соловецкий лагерь. Освободившись, Серафим становится архиепископом Тамбовским, а через год — Ставропольским. В апреле 1932г. он возводится в высокий сан митрополита, но уже в августе уходит на покой. 1932г. заканчивается для него трагично: его расстреляли в ростовской тюрьме 110.
Последним иркутским владыкой до наступления большевистской эпохи был Иоанн (Федор Иванович Смирнов). Он родился в 1857г. в семье сельского причетника Симбирской губернии. Окончив духовную семинарию, а затем и академию, Ф.И. Смирнов многие годы трудился преподавателем, а позже — инспектором Харьковской, Самарской, Вятской семинарий. В 1901г. постригается в монашество с именем "Иоанн". В 1903г. его назначают настоятелем Иркутского Князе-Владимирского монастыря в сане архимандрита и заведующим церковно-учительской семинарией.
Князе-Владимирский монастырь был только что открыт, и Иоанн многое сделал для его развития. Он принял братию, распределил между ее членами обязанности, составил Устав монастыря. Кроме своих основных обязанностей, архимандрит был цензором "епархиальных ведомостей", председателем Братства во имя святителя Иннокентия (1908г.). В мае 1908г. он был хиротонисан в епископа Киренского, викария Иркутской епархии, но продолжал жить в Иркутске, стал одновременно настоятелем Вознесенского монастыря и начальником миссии. В эти годы Иоанн опубликовал много статей в "Иркутские епархиальных ведомостях" 111.
25 января 1912г. он приезжает в Читу и занимает кафедру Забайкальского и Нерчинского епископа. Успешно трудясь и на этом посту, Иоанн в январе 1916г. переводится в Иркутск в качестве архиепископа Иркутской и Верхоленской епархии. При нем в мае-июне 1917г. проводится 40-й епархиальный съезд с участием не только духовенства, но и мирян. Архиепископ участвует во Всероссийском церковном соборе. 31 июля 1918г. он служит в кафедральном соборе панихиду по расстрелянному большевиками императору Николаю II. Умер архиепископ 3 декабря того же года в Иркутске и был похоронен в левом приделе Богоявленского собора.
С 1862г. Иркутский архиепископ имел сначала одного, а потом двух викариев. Селенгинским викарным епископом, находившимся в Посольском монастыре, был Вениамин Благонравов (1862-1868); Мартиниан Муратовский (1869-1878); Мелетий Якимов (1878-1889). Указом от 7 июня 1878г. резиденцию викария переносят в Читу. Там викариями были Макарий Дарский (1889-1893) и Георгий (1893-1894). В 1894 г. в Чите появляется самостоятельный епископ.
В 1883г. Иркутский епископ получил еще одного викария — Киренского, который, однако, должен был находиться в Вознесенском монастыре в качестве его наместника. Первым таким викарием был Макарий Дарский (1883-1889), затем — Агафангел Преображенский (1889-1893); Никодим Преображенский (1893-1897); Евсевий Никольский (19 января — 4 декабря 1897); Никонор (1897-1898); Филарет (1898-1905); Владимир (1905-1908); Иоанн Смирнов (1908-1912); Евгений Зернов (1913-1914); Зосима Сидоровский (1914-1918) 112.
О енисейских владыках сведений немного. Первым из них был Никита (Никита Иванович Казанцев), окончивший Московскую духовную академию, ставший затем ее магистром. Успешно проявив себя в качестве ректора Вятской, Херсонской, Курской, Ярославской семинарий, он был назначен викарием Казанской епархии, а затем епископом Чебоксарским. Приняв Енисейскую епархию в 1861г., он управлял ей до 1870г. Его девиз: "Я лучше хочу быть милосердным до слабости, чем правосудным до жестокости" 113. Выйдя на покой в 1870г., он скончался в 1874г., в возрасте 71 года. Будучи человеком любознательным и трудолюбивым, написал книги: "О Филарете, митрополите Московском", "Повесть о блаженном Василии Мангазейском", "Город Енисейск".
В 1870г. архиереем был назначен Павел, служивший в Красноярске недолго, и переведенный в 1873г. епископом Камчатским. Его сменил епископ Антоний (Вениамин Николаевский). Родился он в 1818г., окончил Петербургскую духовную академию кандидатом богословия. Начав свою деятельность учителем семинарии, он затем становится инспектором Тамбовской и ректором Екатеринославской семинарий. С 1867г. Антоний — епископ Старицкий, викарий Тверской епархии. В 1873-1881гг. он возглавляет Енисейскую епархию. С миссионерской целью совершил ряд поездок по окраинам епархии. В 1876г. в Минусинско-Усинском крае крестил 3 тыс. язычников и 612 шаманов. Основал два монастыря и Епархиальный комитет для оказания помощи бедным. Запомнился жителям как человек абсолютно нестяжательный 114.
Преосвященный Исаакий (Иван Калинникович Положенский), профессор Новгородской семинарии, отличался большой энергией и дальновидностью. За короткий срок он успел сделать многое, в том числе благоустроил Успенский мужской монастырь, организовал издание епархиальных ведомостей. Местное духовенство так оценило его деятельность: "Да воссияет свет твой во тьме кромешной".
С 1886 по 1892гг. епархию возглавлял епископ Тихон. Он распространял церковно-приходские школы, открыл при Синельниковском приюте дешевую столовую для бедных красноярцев, в которой ежедневно обедало до 60 человек 115.
Совсем недолго (до 1894г.) управлял епархией Александр Богданов, успевший проявиться себя в качестве замечательного проповедника.
Епископ Акакий, трудившийся в Красноярске до 1898г., добился сооружения крупных и интересных в архитектурном отношении зданий архиерейского дома и духовной семинарии. Он был человеком немногословным, требовательным к себе и окружающим.
Владыка Евфимий (Федор Дормидонтович Счастнев) родился в 1838г. После окончания Нижегородской духовной семинарии служил священником. Постригшись в монахи, назначен в 1894г. архимандритом, а в 1896г. — епископом Новгород-Северским, викарием Черниговской епархии. Основал ряд благотворительных и просветительских учреждений. Осуществлял руководство епархией в сложной обстановке — приезда больших масс переселенцев, революционных событий. В 1906г. не утвердил предложения обновленческого характера, принятые епархиальным съездом духовенства. Умер в 1913г. и похоронен у стен кафедрального собора 116.
Епископ Никон, судя по его многочисленным публикациям в "епархиальных ведомостях", был человеком ярким, искренним, смелым и обладал сильным и независимым характером. Его статьи отличаются глубиной и редкой для церковного администратора откровенностью, а подчас и резкостью оценок. Будучи членом Государственной Думы, но не имея возможности участвовать в ее заседаниях, так как должен был вернуться в Красноярск, он обратился со статьей "Думским сотоварищам", напечатанной первоначально в газете "Речь", а затем — в "епархиальных ведомостях". Статья была весьма смелой, и цензура убрала из текста некоторые места. Вот что писал владыка (слова "большой пропуск" означают, что фрагмент текста вырезан цензором): "Мы должны, господа, сделать крестьянина сытым телесно и духовно... (Большой пропуск). Надо облегчить, упростить и увеличить крестьянам кредит при покупке земли через банк: надо свободные земли (Сибири и других мест) колонизировать, а не просто населять людьми. Тогда крестьянин будет обут, одет и сыт. Надо дать крестьянину источник света — образование. Этот фонарь разгонит все тучи, всякую тьму деревенской жизни; он даст крестьянину силу, самосознание, - возвысит и облагородит его, - его душу и его ум... (Большой пропуск). Как ни мерзки и отвратительны швабы, но все-таки они воюют теперь со всей Европой. Что дало им силу, откуда они ее черпают? Из заводов Круппа? Ничуть не бывало. Все немцы от верху до низу, не только грамотны, но и образованы: вот в чем их сила (и этого скрывать тоже не надо)... (Большой пропуск). Мы должны покрыть Россию густою сетью школ, библиотек, народных домов, храмов и других просветительных учреждений, притом не обижая ни одной народности, населяющей Россию. Здесь, - в просвещении, - должна быть полная терпимость, - и в ответ на нее будет полное доверие, преданность и признательность" 117.
О своих политических взглядах он писал: "...я лично беспартийный, внепартийный, правый и в очень и очень многом я с водителями правых — гг.Пуришкевичами и Марковыми 2-ми — не был и никогда не буду согласен". После еврейского погрома, происшедшего в Красноярске 7 мая 1916г., он обратился к читателям со статьей, в которой гневно высказывался против подобных действий толпы. Епископ направил докладные записки в государственные органы, обвиняя губернатора Гололобова в том, что он не предпринял предупредительных мер против ожидавшихся в городе волнений. Отношения с енисейским губернатором у архиерея были напряженными. "Владыка приглашался на все совещания, проводимые губернатором, и часто вел себя некорректно, делая резкие и обидные замечания членам собрания" 118.
В посвященной Никону статье в "Енисейском энциклопедическом словаре" его обвиняют в том, что он "значительно стеснил соборную деятельность духовенства (с.426). Однако им была введена в первой половине 1916г. выборность клира" 119.
Родился Никон Безсонов в 1871г. в дворянской семье, окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, преподавал в семинарии, стал архимандритом, был ректором ряда семинарий. Решив принять участие в борьбе против советской власти в рядах белогвардейцев, он в конце 1917г. отрекся от сана. Жизненный путь его завершился в 1919г.
Первым епископом Якутии и, возможно, самым выдающимся церковным администратором этой епархии был Дионисий (Дмитрий Хитров). Родился будущий архиерей 22 октября 1818г. в Рязанской епархии в семье пономаря. Успешно пройдя курс духовного училища, а затем — Рязанской семинарии, он приезжает в Иркутск, где и получает назначение в Якутию. 16 марта 1841г. Иннокентий Вениаминов, приехавший в Иркутск, рукоположил Дмитрия Хитрова в сан дьякона, в следующем месяце — в сан священника. Хитров был направлен в Якутск для служения в Преображенской церкви. "С этого времени началась многолетняя духовная деятельность, ревностное священническое, а затем и архиерейское служение, продолжателя апостольского служения архиепископа Иннокентия", - так оценивает его заслуги современный историк Якутии 120.
Вскоре после приезда в Якутск, в июне 1841г., Д.Хитров стал преподавать греческий язык в местном духовном училище. Возможно, он и остался бы в памяти жителей Якутии только как замечательный священник, но Иннокентий Вениаминов в 1853г. организовал Комитет, задачей которого была подготовка переводов богословской литературы на якутский язык. Д.Хитров, к тому времени уже прекрасно владевший якутским языком, становится наиболее активным членом Комитета. Помимо составления религиозных текстов на местном языке, он принимает на себя серьезный труд — написания грамматики якутского языка. Работа над ней шла интенсивно, и уже к концу 1854г. грамматика была закончена.
Авторитет Д.Хитрова в Якутске быстро рос, и он к 1853г. был уже протоиреем и благочинным города. В 1857г. и следующем году Д.Хитров трудился в Москве, занимаясь корректурой духовных книг на якутском языке. В 1858г. в Московской синодальной типографии напечатана "Краткая грамматика якутского языка". Хитров, используя работы своих предшественников, создал новый вариант алфавита и фактически написал первое учебное пособие, способствовавшее овладению языком крупного народа. В дальнейшем тексты его переводов Евангелия и необходимые для службы в церкви книги были опубликованы в Петербурге, Казани и Якутске.
В декабре 1859г. викарием Камчатской епархии и епископом Якутским был назначен Павел (Петр Попов), трудившийся ранее в сане протоирея Томской епархии. В Якутск он приехал 31 марта 1860г.
В 1866г. викарий Павел был направлен на ту же должность в Новоархангельск (Русская Америка), а вместо него из Новоархангельска прибыл епископ Петр Екатерининский, служивший здесь очень недолго 121.
В 1867г. викарным епископом Якутским назначен Д.Хитров, принявший при пострижении в монашество в Благовещенске имя Дионисий.
В 1869г. Синод принимает решение об образовании самостоятельной епархии с центром в Якутске и наименованием владыки епископом Якутским и Вилюйским. По предложению Иннокентия Вениаминова, ставшего к тому времени митрополитом Московским, Дионисий был назначен архиереем "как достойнейший и способнейший кандидат".
Заняв высокую должность, Дионисий не снижал своей активности: он ежегодно объезжал обширную и не очень уютную для уроженца Черноземного центра епархию, служил в церквях сам, рассматривал и решал многочисленные проблемы и судебные дела.
Прослужив 42 года в суровой Якутии, Дионисий был в 1884г. переведен на кафедру епископа Уфимского и Мензелинского. Умер он 8 сентября 1896г. и похоронен в Москве 122.
В марте 1884г. Якутск встретил нового епископа — Иакова (Иероним Петрович Домский). Сын сельского священника Каменец-Подольский губернии родился в 1823г. Прекрасно проявив себя уже в годы учения, в Петербурге, И.Домский с отличием закончил семинарию, а в 1849г. — духовную академию со степенью кандидата богословия. Был направлен в Иркутск, где преподавал в семинарии. В 1858г. его переводят в Томск экономом и преподавателем духовной семинарии. В 1861г. И.Домский возвращается в Иркутск теперь уже — инспектором семинарии, а в 1870г. ему доверяют пост ректора семинарии молодого города Благовещенска.
Все эти годы его не оставляла тяга к научной работе, и в 1872г. он защищает диссертацию "Русское проповедничество" и становится магистром богословия. Затем следует переезд в Пермь на ту же должность (1879г.), а в 1883г. он настоятель Переяславского Троицкого Данилова монастыря (Владимирская губерния). В декабре того же года его назначают епископом Якутским и Вилюйским, и владыка совершает седьмой и последний в своей жизни переезд 123.
Приехав в центр самой обширной и суровой по климатическим условиям епархии в России, Иаков стремится поднимать нравственный и культурный уровень местного населения, основывать духовные учебные заведения, строить церкви.
9 апреля 1886г. по его инициативе в Якутске начинает работать бесплатная публичная библиотека, которой он подарил несколько сот книг, пожертвовал также крупную сумму денег, чтобы обеспечить плату библиотекарю и покупку книг 124.
Общие итоги развития епархии в годы управления Иакова впечатляют: в 1887г. стала выходить первая в Якутии газета — "Якутские епархиальные ведомости"; в 1884г. вновь начала действовать духовная семинария; в следующем году открылась миссионерская школа, а в 1888г. — епархиальное женское училище. Появилось 18 церковно-приходских школ (часть из них существовала недолго), построено 6 церквей, организована первая в крае публичная библиотека.
Ежегодно владыка совершал объезды епархии; последний из них он закончил в марте 1889г., в преклонном возрасте, за два месяца до смерти. Скончался он 27 мая этого же года. Епископ Иаков — "единственный епископ Якутский и Вилюйский, нашедший успокоение в якутской земле, пользовался большим уважением и авторитетом не только среди духовенства, но и всего населения северного края", - такую оценку дают ему наши современники 125. Недавно, в 2000г., его мощи были перенесены в Никольский храм г. Якутска.
Мелетий (Михаил Косьмич Якимов), сын священника, появился на свет в 1835г. в Вятской губернии. Окончив духовную семинарию в 1857г., он преподает в Вятском духовном училище, а в 1859г. принимает монашеский постриг и имя Мелетий. С 1861г. служит миссионером в сане иероманаха в Посольском монастыре, Селенгинском бурятском ведомстве, Тугнуйской степи.
В 1873г. его назначают начальником Иркутского отдела духовной миссии и настоятелем Ниловой пустыни в сане архимандрита. В течение пяти лет миссия обратила в православие 11695 шаманистов.
Ноябрь 1878г. знаменуется для Мелетия возведением в Иркутске в сан викарного епископа Селенгинского и начальника Забайкальской духовной миссии. За десятилетний срок управления миссией еще 3956 язычников и ламаитов перешли в православие 126.
16 сентября 1889г. Мелетий по распоряжению Синода приезжает в Якутск в качестве самостоятельного епископа. В Якутии им освящено 14 церквей, в 1892г. основана колония с церковью для прокаженных. За 7 лет служении в Якутии Мелетий побывал в большинстве храмов края, причем им было в поездках преодолено 30449 верст пути 127.
27 декабря 1896г. архиерей выехал из Якутска в Рязань, куда был назначен епископом. Там он и умер 14 января 1900г.
1 марта 1897г. в Якутск приехал епископ Никодим Преображенский, о котором имеются очень скудные сведения. Известно лишь, что с 1893г. по 1896гг. он был викарным Киренским епископом, за время пребывания в Якутске совершал объезды подведомственной территории, в сентябре (по другим данным — в октябре) 1898г. "ввиду тяжелой болезни был переведен епископом Забайкальским и Нерчинским. Выбыл из Якутска в феврале 1899г." 128. Однако в книге А.Д. Жалсараева по истории православия в Бурятии Никодим в качестве епископа Забайкальского не упоминается. Возможно, он не смог занять новый пост из-за состояния здоровья.
Следующим архиереем был Никанор (Николай Алексеевич Надеждин). Сын сельского священника Ярославской губернии родился в 1858г., окончил семинарию, а 1885г. — Петербургскую духовную академию. Затем преподавал в Виленской и Тифлисской семинариях, а с 1891г. — ректор Томской семинарии. В 1897г. назначен викарным Киренским епископом. В сентябре 1898г. его переводят в Якутск на должность епископа. В город он прибывает 4 февраля 1899г. В том же году не без влияния владыки образована Якутская переводческая комиссия для активизации работы по переводу и изданию религиозно-нравственных сочинений на якутском и других местных языках и открылись первые курсы для учителей церковно-приходских школ.
В январе 1904г. Япония неожиданно напала на Россию. Епископ, находившийся до марта этого же года в поездке по Европейской России отправил по случаю начала войны послание настоятелям церквей Якутской епархии. Сообщая в том, что неприятель "разбойнически напал на наш флот" и вынудил Россию сражаться, епископ призывал жителей края внести реальный вклад в борьбу с противником и помощь жертвам войны: "Воспрянь и ты, далекая окраина, страна Якутская. Далеко раскинулась ты от центра России, но и в тебе бьется тоже русское сердце. Удалена ты от возможности спорых и нежданных вражеских нападений, тем усерднее поможешь ты тому, кто в опасности. Пришла пора всесторонней помощи ближнему...
Война в пределах Сибири; вместе с войной множатся здесь раненые, больные, сирые и вдовые, оставленные ушедшими на войну, немогущие себя прокармливать... Придите к ним на помощь; соберите под знамя Креста дружнее, сердечнее. Вас призывают настоятели церквей и их помощники, заведующие и учащие школ, отцы и матери семейств и прочие соратники на ниве Якутской епархии! С церковных и школьных кафедр и во всех уместных случаях, и примером и словом ревнуйте и св. деле благотворения больным и раненым на войне и семействам, воинам оставленным" 129.
В феврале 1905г. Никанор выехал из Якутска, поскольку его перевели на пост епископа Пермского и Соликамского. В конце 1908г. он вновь собрался в дорогу, потому что был назначен епископом Олонецким и Петрозаводским. В Петрозаводске он и умер в ноябре 1916г.
23 мая 1905г. на пароходе "Тайга" в Якутск прибыл епископ Макарий (Михаил Михайлович Павлов). Он родился в 1867г. в семье сельского священника Томской губернии. Прошел курс обучения в Барнаульском духовном училище и в Томской семинарии, окончив ее в 1890г. Спустя 8 лет М.Павлов завершил обучение в Казанской духовной академии, получив степень кандидата богословия. Затем началась миссионерская деятельность в г.Семипалатинске. С 1899г. Макарий — начальник Киргизской миссии, а с 1901г. — епископ Бийский. В январе 1905г. его переводят в Якутск. Здесь он вел типичную для духовного администратора деятельность, совершал объезды приходов.
1 мая 1909г. Макарий был уволен на покой в качестве настоятеля Свияжского монастыря Казанской епархии и 22 мая того же года покинул Якутск.
Епископскую кафедру занял Иннокентий (Александр Пустынский), приехавший в Якутск в августе 1909г. Он родился в семье дьякона Вологодской епархии, окончил в Вологде семинарию, а в 1893г. получил как выпускник Киевской духовной академии степень кандидата богословия. Служил помощником инспектора Новгородской семинарии (с 1895г.), затем перешел в Московскую духовную академию, где в 1898г. назначен инспектором. В следующем году А.Пустынский введен в состав Санкт-Петербургского духовного и цензурного комитета, а в 1900г. ему присваивается степень магистра богословия за работу "Пастырское богословие в России за XIX век". В том же году А.Пустынский получает новое назначение — ректором Тверской семинарии.
С 1903г. он — наместник Чудова монастыря, а в последние месяцы года назначен викарием Алеутской епархии. Позже его переводят в Якутск.
Став епископом Якутским, Иннокентий летом 1910г. участвует в миссионерском съезде в Иркутске, руководит одной из его секций. Организовав в Якутске отдел Палестинского общества, Иннокентий в 1910г. инициировал проведение в школах края чтений о Святой земле: городах Яффе, Вифлиеме. 3 октября 1911г. Иннокентий в Ялте был представлен императору и императрице, имел с ними получасовую беседу 130.
В начале 1912г. Иннокентия, учитывая его просьбу, освободили по болезни от обязанностей епископа в северном крае, но в том же году назначили епископом Туркестанским и Ташкенским 131.
О двух последних епископах сведения, к сожалению, очень лаконичны. Мелетий (Заборовский) был с 1908г. Барнаульским викарием Томской и Алтайской епархии. Будучи переведенным в Якутск как самостоятельный епископ, он 27 февраля 1912г. отправился в первую поездку для обозрения церквей. Выехав из Якутска для освящения Маинской Васильевской церкви, Мелетий 15 апреля этого же года после литургии благословил молящихся, которых по местным масштабам собралось очень много — 1500 человек. Каждый из присутствовавших получил в подарок по одной иконе, выполненной на картоне 132. В октябре того же года в Якутске состоялось совещание по вопросам переводческого дела.
В начале 1916г. Мелетий переехал в Читу, так как был назначен епископом Забайкальским и Нерчинским. В этой должности он находился по 1920г., а с 1931 по 24 марта 1946гг. являлся епископом Харбинской епархии в Китае 133.
Преосвященный Евфимий (Евгений Лапин) епископ Якутский и Вилюйский, приехал в свою резиденцию 29 марта 1916г. Он родился в Тобольской губернии, окончил Московскую духовную академию, с 1899г. преподавал в женском епархиальном училище, а затем — семинарии. В 1908г. принял пострижение, в следующем году — архимандрит и ректор Томской семинарии. С 1912г. — викарный епископ Барнаульский.
Якутским владыкой он служил недолго. 24 июля 1918г. в Якутске была ликвидирована духовная консистория; вероятно тогда же, или еще раньше, Евфимий перестал управлять епархией 134.
Первым епископом Забайкальским и Нерчинским был Георгий (Георгий Поликарпович Орлов), сын дьякона Пензенской губернии. Воспитанник Томской духовной семинарии, он начинает свое служение священником в 1860г. В 1874г. получает степень кандидата богословия, окончив Московскую духовную академию. Длительное время преподает в Томской семинарии, в 1881г. назначается инспектором семинарии в г.Благовещенске, а в 1885г. — ее ректором. В 1889г. — архимандрит. В октябре 1892г. назначен епископом Селенгинским, викарием Иркутской епархии. Посвящение его в сан епископа состоялось в Иркутске в январе следующего года. 12 марта 1894г. учреждается Забайкальская епархия во главе с владыкой Георгием. В 1898г. он уезжает из Читы на должность епископа Тамбовского и Шацкого. В 1902г. архиерея переводят на такую же кафедру в Астрахань, в 1911г. возводят в сан архиепископа 135.
Сменивший Георгия епископ Мефодий (Маврикий Львович Герасимов), сын священника, родился в 1859г. Окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. С 1882г. служил в Алтайской духовной миссии, а в 1893г. был назначен начальником этой миссии с саном архимандрита. В следующем году возведен в сан епископа Бийского, а в 1898г. становится епископом Забайкальским и Нерчинским. Управляя епархией, большое внимание уделял строительству храмов, развитию духовных училищ. Современники говорили "...об аскетической настроенности преосв. Мефодия, о его монашеской замкнутости и келейном образе жизни, о его любви к молитве и церковности, особенно о его любви е знаменному распеву и строго церковным мелодиям в богослужении" 136. Епископ публиковал много статей в епархиальных ведомостях, издал две книги о методике преподавания в начальной школе, прекрасно знал древние языки.
В декабре 1912г. Мефодия перевели в Томскую епархию, в 1914г. в Оренбургскую, епископом которой он оставался по 1919г. Затем он эмигрирует и с 1920 по 1931гг. трудится епископом в Харбинской епархии.
Следующим епископом Забайкальским был Иоанн (с января 1913 по январь 1916гг.). Сведения о нем изложены выше, поскольку его в 1916г. перевели в Иркутск.
С 26 января 1916 по 1920гг. кафедрой управлял Мелетий Заборовский, бывший с 1908 по 1916гг. викарием Барнаульским. Уехав в Китай, он с 1931 по 1946гг. возглавлял Харбинскую епархию.
Итак, за изучаемый период архиереями четырех восточносибирских епархий было 26 лиц. Как правило, это люди весьма достойные, образованные, стремившиеся, чтобы православие более глубоко воспринималось народными массами и приобрело новых сторонников. Обычно они придерживались консервативных взглядов, действовали чаще всего в контакте со светской администрацией, хотя иногда бывали и противоречия.
Сведения об образовании имеются по 16 лицам. Лишь об одном из них сказано, что он окончил семинарию. Остальные — питомцы духовных академий, причем среди них два человека имели звание профессора богословия и восемь — кандидата. Среди тех, о ком данные отсутствуют, вероятно, тоже более половины успешно прошли академический курс. Таким образом, местные архиереи были более образованными, чем губернаторы, из которых высшее образование имели немногие.
В среднем архиереи управляли епархиями региона по 7 лет. Более длительное время занимали кафедру иркутские архиепископы (по 11,2 года). В других епархиях этот срок был почти в два раза короче (в Енисейской епархии — 6,2; Забайкальской — 5,8; Якутии — 5,9 лет).
Как и в первой половине XIX в., лица ставшие архиереями, за годы своей карьеры много раз переводились из одной епархии в другую. Располагая данными по 19 лицам, выясняем, что в среднем каждый из них 5 раз менял епархию. Уроженцев Восточной Сибири на кафедры здесь не назначали. С 1805г. лишь одному Иннокентию Вениаминову "повезло": когда Якутск был центром епархии Камчатской, Курильской и Алеутской, он служил там епископом. Правда, два архиерея были сибиряками, уроженцами Тобольской губернии. Существовала и еще одна закономерность: архиепископами становились только иркутские владыки, что подчеркивало первенствующую роль этой епархии в регионе.
Кроме сибирских архиереев, сотни представителей духовенства вкладывали все свои силы в служение вере и обществу. Назовем из них лишь некоторых.
В 1865г. в ночь на 2 августа умер "заштатный священник Иаков Михайлович Бобровников 77 лет, отличавшийся невозмутимым нравом, безукоризненным в течение 55 лет исполнением священнического служения" 137. Он был представителем иркутской династии Бобровниковых. Его прадед, священник Кузьма Бобровников, духовник Иннокентия Кульчицкого, при Иннокентии Неруновиче стал архимандритом Вознесенского монастыря. Похоронен Иаков Бобровников в ограде Знаменского монастыря, священником при котором служил 33 года.
Необычна судьба другого подвижника православия, Агапита Немчинова. Он был сыном монгольского ламы. После смерти отца его отдали в кумирню, чтобы обучить тибетской грамоте. Но из-за жестокого обращения с ним лам он бежал из кумирни, после чего мать продала его одному из пекинских миссионеров, который крестил его, а затем привез в Кяхту. Его приютил Я.А. Немчинов, фамилию которого он и взял себе. Мальчик хотел служить в церкви, поступил в миссионерское училище при Посольском монастыре и в 1872г. его окончил. Пробыв некоторое время послушником монастыря, Агапит становится псаломщиком и переводчиком в Тугнуйском миссионерском стане, а позже — причетником и учителем миссионерской церкви. Немчинов с успехом ведет миссионерскую деятельность среди бурят, причем делает это в свободное от основных обязанностей время. В 1877г. он рукоположен в дьякона. Но тяжелая болезнь подкосила его здоровье, и в 1878г., в возрасте 24 лет Немчинов умирает 138.
Выдающимся миссионером проявил себя Герасим, казначей Посольского монастыря, который был в 1875г. назначен руководителем миссионерского стана на оз. Иргень в Забайкалье. При нем была построена новая большая церковь, дом для гостей, хозяйственные постройки. Герасим вел успешную пропаганду православия среди бурят, орочен и даже привлек к себе некоторых старообрядцев. "Его ревность для церкви, его доброта, отзывчивость и прямота, его цельный чисто русский ум с приятным юмором создали ему массу почитателей" 139.
Прихожане Спасской церкви Иркутска уважали своего священника Иакова Николаевича Черных. Он был сыном иркутского купца, учился в гимназии, но желание служить вере превозмогло, и он перешел из гимназии в духовную семинарию, которую окончил в 1892г. одним из первых. Ему было дано право поступить в академию, но И.Черных предпочел службу священника. Прослужив год в сельской церкви, он возвращается в Иркутск, где до конца жизни остается священником Спасской церкви. Он часто служил в церкви акафисты, проводил религиозные чтения, беседы и был инициатором устройства церковно-приходской школы. Умер он 29 декабря 1897г. 140
Широко известен был в Иркутской епархии Афанасий Александрович Виноградов. Сын дьячка — бурята Нерчинского округа, он родился в 1832г. Успешно окончив Нерчинское духовное училище, Иркутскую семинарию, Казанскую духовную академию (1856г.), он первые годы преподавал церковную историю в Казанской семинарии. Затем его назначают инспектором семинарии в далекой Русской Америке на острове Ситха. Но в 1858г. семинарию переводят в Якутск, и Виноградов переезжает туда же. В Якутске он с 1859г. служит священником Спасского монастыря, затем — Преображенской церкви, а позже — Якутского собора. В 1870г. Виноградов приезжает в Иркутск, где преподает во многих учебных заведениях, принимает участие в работе отделения Русского Географического общества. В 1888г. ему доверяют ответственную должность редактора "Иркутских епархиальных ведомостей". Он хорошо проявил себя и на этом поприще. Ему предлагали епископскую кафедру, но А.Виноградов отказался. А.Виноградов — автор многих ценных статей о быте народов Русской Америки, якутов, хозяйственной жизни населения Аляски и Якутии, мемуаров, в которых он рассказывает о жизни многих видных лиц. Умер А.А. Виноградов в 1900г. 141
Любовью иркутян пользовался протоирей Константин Петрович Тихомиров (1855-1914 гг.). Он родился в семье дьячка Пензенской губернии, но родители его вскоре переехали в Красноярск. Окончив Красноярское духовное училище, он пешком, с обозом, пришел в Иркутск, чтобы поступить в семинарию. Окончив в 1883г. семинарию, он служил священником в с.Тунка (ныне Бурятия), но через два года его принимают духовником в Иркутскую семинарию Позже он становится священником церкви Сиропитательного дома и законоучителем ряда школ. Его избирают членом ряда советом и комитетов, а с 1906г. он занимает почетный пост духовника градо-Иркутского духовенства. К.П. Тихомиров отличался сердечность, терпимостью к другим религиям и поэтому пользовался уважением даже среди "иноверцев" 142.
В 1910-х гг. своим красноречием славился "минусинский златоуст", епархиальный благочинный, протоиерей — миссионер Владимир Кузьмин: "Бесподобная дикция, эластичный литературный слог, образность речи отличают вдохновенные проповеди Кузьмина; на слушателей они производят сильное впечатление; у большинства блистают слезы, слышны рыдания в народе..." Кузьмин пересыпает свою речь, наряду с изречениями Св. Писания, всевозможными притчами, рассказами из современного быта, пословицами и поговорками 143.
Другим "выдающимся проповедником Слова Божия и катехизатором" был в Енисейской епархии Василий Дмитриевич Касьянов (1815-1897гг.), выпускник Иркутской семинарии, благочинный енисейских храмов, а с 1862г. кафедральный протоиерей, церковный историк и бытописатель 144.
В Иркутской епархии большим авторитетом обладал Иннокентий Александрович Подгорбунский (1860-1913), - протоиерей, активный член Географического общества, крупный специалист — монголовед. Он автор значительных работ по ламаизму, этнографии бурят и монголов. И.А. Подгорбунский был инспектором духовной семинарии и законоучителем в других учебных заведениях. В 1909г. был избран председателем съезда духовенства епархии.
"Огни и воды" неожиданно пришлось пройти иеромонаху Якутского Спасского монастыря Алексею Оконешникову. Якут по происхождению, он во время Русско-японской войны служил священником на крейсере "Рюрик". Это крейсер участвовал в операциях Владивостокского отряда кораблей, действовал на японских коммуникациях и незадолго до конца войны, 14 августа 1905г. был потоплен в бою с японской эскадрой. Оконешников был взят в плен, но вскоре освобожден. В журнале "Природа и люди" был опубликован очерк о нем; Оконешников же является героем романа В. Пикуля "Крейсер". В ноябре 1905г. иеромонах Оконешников, вернувшийся в Спасский монастырь, получил награду — золотой наперстный крест. Спустя некоторое время он стал преподавать в духовной семинарии Томска, где и умер 145.
Инициативные и преданные своему делу люди встречались и среди псаломщиков. Так, псаломщик небольшой северной деревни Туруханск Илья Аполлонович Самойлов, якут, получив в школе с.Монастырского учебники и письменные принадлежности, с ноября 1814г. открыл в собственной квартире школу, отведя под нее лучшую комнату. Работая и псаломщиком, и в качестве школьного учителя, "...г. Самойлов научил детей довольно толково читать, писать..., научил молиться и из своих учеников организовал церковный хор. С умилением и радостью слушают теперь родители пение своих детей в св.храме и аккуратнее и усерднее начинают посещать церковные службы" 146.
Оглавление книги "ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ В XVII – НАЧАЛЕ ХХ ВЕКОВ"
Глава 4. Православная церковь Восточной Сибири в 1861-1917 годах
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей