АНГАРО-ЕНИСЕЙСКАЯ ПРОГРАММА, научно обоснованный проект социально-экономического развития обширного региона, включающего Красноярский край, Иркутскую область, Республику Тыва и Республику Хакасия.
Ангаро-Енисейский регион занимает пятую часть территории России, характеризуется исключительным богатством и весьма благоприятным сочетанием природных ресурсов. Он обладает уникальными гидроэнергетическими ресурсами, огромными запасами леса, угля и нефти. Имеются железные и медно-никелевая руды, свинец и цинк, редкоземельные элементы, золото и многие другие полезные ископаемые. Все это благоприятствует развитию в регионе многих отраслей индустрии, что и послужило основанием для возникновения в конце XIX в. ангаро-енисейской проблемы.
Научно-изыскательские работы начинались с изучения отдельных видов природных ресурсов. Особенно привлекательными представлялись гидроэнергетический потенциал Ангары и Енисея, уголь и лес. Первые исследования на реках проведены в 1820, 1845, 1877-90 гг. В 1906 на Иркутском совещании о путях сообщения в Сибири впервые поставлен вопрос о необходимости строительства железной дороги от Тулуна или Тайшета до Усть-Кута (т. е. западного участка БАМ). Более широкий и системный характер научно-исследовательской работы приняли в конце 1920-х гг., когда ангаро-енисейская проблема была возведена в ранг крупной общегосударственной задачи. Для координации научно-исследовательских работ, проводившихся параллельно в Приангарье и бассейне Енисея, в 1932 было создано специальное бюро. Оно координировало научно-исследовательскую, геолого-разведочную и проектную работы, охватывавшие одновременно многие отрасли народного хозяйства. В 1930—35 превалировали работы по гидроэнергетике. Составленные схемы использования энергии Ангары и Енисея предусматривали сооружение на них 17 ГЭС общей мощностью 18,5 млн кВт с годовой выработкой 120 млрд кВт-ч электроэнергии. В рамках программы большое внимание уделялось геологическое изучению углей Канско-Ачинского и Минусинского угольных бассейнов. Высказывалась идея создания на их базе первого топливно-энергетического комплекса. Важную роль в транспортном освоении региона разработчики проекта отводили железнодорожному транспорту. С учетом относительно слабой заселенности и суровых климатических условий Восточной Сибири за основу был принят принцип экономии трудовых ресурсов и создания благоприятных бытовых условий для населения. Вопросы социально-экономического развития Ангаро-Енисейского региона широко обсуждались на первом научно-исследовательском съезде Восточной Сибири (Иркутск, 1931) и 1-й Всесоюзной конференции по развитию производительных сил СССР (Москва, 1932). Предложения, оформленные в виде решений этих форумов, стали, по существу, концепцией долгосрочного развития обширного региона, в которой отразилась идея о необходимости комплексного развития территории.
С начала Великой Отечественной войны работы по программе были почти полностью свернуты. Они возобновились после ее окончания. В частности, были заново проведены научно-изыскательские работы на всем протяжении трассы от Тайшета до Комсомольска-на-Амуре и начато строительство железной дороги на участке Тайшет—Братск—Усть-Кут. Нарастали масштабы геологических изысканий, что позволило открыть новые крупные месторождения полезных ископаемых, уточнить количественные оценки природных ресурсов. С учетом новых данных были составлены схемы использования энергии Ангары и Енисея. В 1950-е гг. страна приступила к созданию крупных энергопромышленных комплексов. В Восточной Сибири велись десятки гигантских строек, стали быстро нарастать объемы промышленного производства, повысилась роль Ангаро-Енисейского региона в народно-хозяйственном комплексе страны.
В 1960-е и первой половине 1970-х гг. продолжились научно-изыскательские работы, связанные с изучением природных ресурсов региона и составлением текущих и перспективных планов вовлечения их в хозяйственный оборот. В связи с появлением новых достижений в науке и технике в программу были внесены существенные коррективы, пересмотрены технико-экономические показатели ранее предлагавшихся проектов. Экономика Ангаро-Енисейского региона в это время развивалась ускоренными темпами, хотя и не без изъянов. Запаздывало развитие топливно-энергетической базы, появился перекос в соотношении мощностей ГЭС и ТЭС; недостаточное внимание уделялось производству конечной продукции. В запущенном состоянии оказались социальная сфера и отрасли агропромышленного комплекса.
Научные проблемы, связанные с реализацией Ангаро-Енисейской программы, постоянно обсуждались научной общественностью и представителями органов государственного управления, в том числе на всесоюзных конференциях по развитию производительных сил Сибири, состоявшихся в 1947 и 1958 в Иркутске, в 1969, 1980, 1985 и 1990 в Новосибирске.
Важным этапом в разработке Ангаро-Енисейской программы стали исследования, проводившиеся в рамках координируемой СО Академии Наук СССР программы «Сибирь». Одни научно-исследовательские задачи разрабатывались для всей Сибири, другие («Формирование территориально-производственных комплексов Ангаро-Енисейского региона», «Нефть и газ Восточной Сибири», «Угли Канско-Ачинского бассейна», «Благородные и редкие металлы, медь и никель Красноярского края», «Цветные металлы Красноярского края») — применительно к Ангаро-Енисейскому региону. В результате широкомасштабных комплексных исследований, проведенных в 1978—90, удалось повысить степень изученности природных ресурсов региона, разработать новые или усовершенствовать старые технологии добычи, переработки полезных ископаемых, предложить новые варианты вовлечения их в хозяйственный оборот, скорректировать существовавшие ранее представления о роли региона в развитии тепло- и гидроэнергетики, определить основные направления формирования территориально-производственных комплексов и отдельных промышленных узлов, решить многие другие задачи.
Лит.: Колосовский Н.Н. Проблема территориальной организации производительных сил Сибири. Новосибирск, 1971; Алексеев В.В. Электрификация Сибири. Новосибирск, 1973. Ч. 1; Долголюк А.А., Ильиных В.А., Ламин В.А. и др. Сибирь: Проекты XX века (начинания и реальность). Новосибирск, 2002.
А.А. Долголюк
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей