Новости

Ангаро-Енисейская программа // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

АНГАРО-ЕНИСЕЙСКАЯ ПРОГРАММА, научно обоснованный проект социально-экономического развития обширного регио­на, включающего Красноярский край, Иркутскую область, Республику Тыва и Республику Хакасия.

Ангаро-Енисейский регион занимает пятую часть территории России, характеризуется исключительным богатством и весьма благоприятным сочетанием природных ресурсов. Он обладает уникальными гидроэнергетическими ресурсами, огромными запасами леса, угля и нефти. Имеются железные и медно-никелевая руды, свинец и цинк, редкоземельные эле­менты, золото и многие другие полезные ископаемые. Все это благоприятствует развитию в регионе многих отраслей ин­дустрии, что и послужило основанием для возникнове­ния в конце XIX в. ангаро-енисейской проблемы.

Научно-изыскательские работы начинались с изучения отдельных видов природных ресурсов. Особенно привлекательными представлялись гидроэнергетический потенциал Ангары и Енисея, уголь и лес. Первые исследования на реках прове­дены в 1820, 1845, 1877-90 гг. В 1906 на Иркутском совещании о путях сообщения в Сибири впервые поставлен вопрос о необходимости строительства железной дороги от Тулуна или Тайшета до Усть-Кута (т. е. западного участка БАМ). Бо­лее широкий и системный характер научно-исследовательской работы приняли в конце 1920-х гг., когда ангаро-енисейская проблема была возведена в ранг крупной общегосударственной задачи. Для ко­ординации научно-исследовательских работ, проводившихся параллельно в Приангарье и бассейне Енисея, в 1932 было создано специальное бюро. Оно координировало научно-исследовательскую, геолого-разведочную и про­ектную работы, охватывавшие одновременно многие отрасли народного хозяйства. В 1930—35 превалировали работы по гидроэнер­гетике. Составленные схемы использования энергии Ангары и Енисея предусматривали сооружение на них 17 ГЭС общей мощностью 18,5 млн кВт с годовой выработкой 120 млрд кВт-ч электроэнергии. В рамках програм­мы большое внимание уделялось геологическое изучению углей Канско-Ачинского и Минусинского угольных бассей­нов. Высказывалась идея создания на их базе первого топливно-энергетического комплекса. Важную роль в транс­портном освоении региона разработчики проекта отводили железнодорожному транспорту. С учетом относительно слабой засе­ленности и суровых климатических условий Восточной Сибири за основу был принят принцип экономии трудовых ресурсов и создания благоприятных бытовых условий для населения. Вопросы социально-экономического развития Ангаро-Енисейского ре­гиона широко обсуждались на первом научно-исследова­тельском съезде Восточной Сибири (Иркутск, 1931) и 1-й Всесоюзной конференции по развитию производительных сил СССР (Москва, 1932). Предложения, оформленные в виде решений этих форумов, стали, по существу, кон­цепцией долгосрочного развития обширного региона, в которой отразилась идея о необходимости комплексного раз­вития территории.

С начала Великой Отечественной войны работы по программе были почти полностью свернуты. Они во­зобновились после ее окончания. В частности, были заново проведены научно-изыскательские работы на всем протяжении трассы от Тайшета до Комсомольска-на-Амуре и начато строительство железной дороги на участке Тайшет—БратскУсть-Кут. Нарас­тали масштабы геологических изысканий, что позволило открыть новые крупные месторождения полезных ископаемых, уточ­нить количественные оценки природных ресурсов. С учетом новых данных были составлены схемы использования энергии Ангары и Енисея. В 1950-е гг. страна приступила к со­зданию крупных энергопромышленных комплексов. В Восточной Сибири велись десятки гигантских строек, стали быстро нарастать объемы промышленного производства, повысилась роль Ангаро-Ени­сейского региона в народно-хозяйственном комплексе страны.

В 1960-е и первой половине 1970-х гг. продолжились научно-изыскательские работы, связанные с изучением природных ресур­сов региона и составлением текущих и перспективных планов вовлечения их в хозяйственный оборот. В связи с появле­нием новых достижений в науке и технике в программу были внесены существенные коррективы, пересмотрены технико-экономические показатели ранее предлагавшихся проектов. Экономика Ангаро-Енисейского региона в это время развивалась ускоренными темпами, хотя и не без изъянов. Запаздывало развитие топливно-энергетической базы, поя­вился перекос в соотношении мощностей ГЭС и ТЭС; недостаточное внимание уделялось производству конечной продукции. В запущенном состоянии оказались социальная сфера и отрасли агропромышленного комплекса.

Научные проблемы, связанные с реализацией Ангаро-Енисейской программы, постоянно обсуждались научной общественностью и пред­ставителями органов государственного управления, в том числе  на всесоюзных конференциях по развитию производительных сил Сибири, состояв­шихся в 1947 и 1958 в Иркутске, в 1969, 1980, 1985 и 1990 в Новосибирске.

Важным этапом в разработке Ангаро-Енисейской программы стали исследования, проводившиеся в рамках координируемой СО Академии Наук СССР программы «Сибирь». Одни научно-исследовательские задачи разрабатыва­лись для всей Сибири, другие («Формирование террито­риально-производственных комплексов Ангаро-Енисей­ского региона», «Нефть и газ Восточной Сибири», «Уг­ли Канско-Ачинского бассейна», «Благородные и редкие металлы, медь и никель Красноярского края», «Цвет­ные металлы Красноярского края») — применительно к Ангаро-Енисейскому региону. В результате широкомасштабных комплексных исследований, проведенных в 1978—90, удалось повысить степень изученности природных ресур­сов региона, разработать новые или усовершенствовать старые технологии добычи, переработки полезных ископаемых, предложить новые варианты вовлечения их в хозяйственный оборот, скорректировать существовавшие ранее представления о роли региона в развитии тепло- и гид­роэнергетики, определить основные направления формиро­вания территориально-производственных комплексов и отдельных промышленных узлов, решить многие другие задачи.

Лит.: Колосовский Н.Н. Проблема территориальной органи­зации производительных сил Сибири. Новосибирск, 1971; Алексе­ев В.В. Электрификация Сибири. Новосибирск, 1973. Ч. 1; Долголюк А.А., Ильиных В.А., Ламин В.А. и др. Сибирь: Проекты XX века (начинания и реальность). Новосибирск, 2002.

А.А. Долголюк

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Историческая энциклопедия Сибири | Сибирь | История Сибири