Новости

Анциферов, Георгий Васильевич

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Портрет художника

Автор: Не известен
Источник: baikalart.ru

Некоторые работы Георгия Анциферова

Автор: Анциферов Георгий Васильевич
Источник: baikalart.ru
Автор: Георгий Васильевич Анциферов
Источник: baikalart.ru

Георгий Васильевич Анциферов (1923, с. Шало Красноярского края – 1989, г. Иркутск) иркутский живописец, скульптор, архитектор.

Г.В. Анциферов: биографическая справка

С 1938 по 1941 учился в Красноярском художественном училище у А.И.Марина, Н.Д.Шарикова и Г.А.Аветисяна, с 1950 по 1952 — во Львовском училище им. Ивана Труша на отделении декоративной росписи; с 1954 по 1960 — во Львовском государственном институте прикладного и декоративного искусства по специальности декоративно-монументальная роспись у преподавателей Д.Д. Довбушинского, Р.А. Сильвестова, В.А. Монастырского, А.В. Любчика и Р.Ю. Сельского. С 1960 года преподавал во Львовском училище им. И.Труша. С 1963 преподавал в Иркутском художественном училище. Среди его учеников — Н.Башарин. C 1953 член КПСС. С 1975 член СХ СССР.

В 1986 присвоено звание заслуженного деятеля искусств.

Участник ВОВ, имеет правительственные награды.

Участие в выставках:

  1. областных — с 1964;

  2. зональных — 1975, 1980, 1985;

  3. республиканских — (Ленинград, Иркутск, Улан-Удэ) — 1979; (Москва) — 1978;

  4. зарубежных — ГДР (Карл-Маркс-Штадт) — 1976, 1978;

  5. персональных — (Иркутск) 1973, 1983; (Ангарск) 1984; (с.Игнино, Куйтунского района) 1983.

Где учился:

  1. Краснодарское художественное училище

  2. Львовский институт декоративно-прикладного искусства

  3. Львовское художественное училище им.Труша

Где преподавал:

  1. Иркутское художественное училище.

Ученики Г.В. Анциферова:

  1. Адов Владимир Алексеевич
  2. Башарин Николай Петрович
  3. Гаращук Светлана Николаевна
  4. Житков Николай Ефимович
  5. Медвев Артем Федорович
  6. Неупокоев Геннадий Константинович
  7. Пархоменко-Седых Валентина Петровна.

Творчество Георгия Анциферова

«Из детства запомнились мне шалинские леса, светлая и чистая речка у села, строй­ные березняки и ельники и высокие вековые лиственницы на пашне у отца. В шесть лет посадил он меня на коня и научил боронить пахоту. Помню, как ходил рядом с ним за плугом и помогал ставить зароды сена, а зимой самостоятельно ездил в лес за дровами и за водой к проруби»,— это воспоминание из вводной статьи к каталогу персональной выставки (Иркутск, 1969) многое объясняет в понимании творчества Г. В. Анциферова. Зрелый живописец, одаренный музыкант-балалаечник и педагог, воспитавший пе одно поколение художников, в душе он остается человеком очень мягким и искренним, с бережным, сердечным чувством относящимся ко всему окру­жающему, ведь именно то, что его окружает, будь то люди, вещи или природа, и сос­тавляет основное содержание его искусства.

«Мать» (1966), «Цветы и куржак» (1978), «Дом рыбака» (1969), «Подсолнухи в кадушке» — художник воспевает в этих работах родное и близкое, придавая ему разнообразные оттенки, от грустной распевности до разудалых мажорных «наигры­шей».

Ранний период творчества Г. Анциферова, приходящейся на конец 1950-х, начало 1960-х гг., прошел на Украине. В это время он пишет ряд тонких городских пейзажей «Собор Бернардина» (1956), «Костел кармелиток» (1957), много внимания уделяет изучению жизни гуцульских крестьян: «Гуцулка в красном платке» (1959), «Гуцул-плотогон», «Столетний гуцул» (1959). Художник сумел проникнуться жизнью народа, запечатлеть костюм и типаж, постичь традиционно-национальные средства художественного воплощения образа. Конечно, в этих работах присут­ствует некоторая робость и заданноеть.

Вернувшись на родину, художник свежим взглядом видит Сибирь. Наиболее при­влекательными для него становятся мотивы Иркутска: «Ангарский мост» (1961), «Окраина Иркутска» (1962), «Иркутское водохранилище» (1963). Автор находит разнообразные художественные решения в выражении собственных ощущений города. Нередко он пишет его через окно, сливая воедино пейзаж и натюрморт: «Зимний» (1967), «Цветы и куржак» (1978), «Мороз и солнце» (1980). Эти работы наиболее заряжены эмоционально. Соединены воедино и противопоставлены друг ДРУУ Две жизни; тихая, уютная домашняя с комнатными цветами и суровая, откры­тая жизнь города с заснеженными крышами, струящимися вверх дымами и зябну­щими голубями. Казалось бы, все непосредственно взято «с натуры», не будь за этим предметным миром размышлений и личных переживаний автора. Раскрытие образа природы через взаимодействие с человеком — одна из характерных черт художника. Это ощущается и в «чистых» натюрмортах, таких, как «Подсолнухи в кадушке» (1968), «Байкальский омуль» (1964), радующих глаз сочностью красок. Анциферов часто пишет «дачные» этюды и портреты жены и детей. На портрете хотелось бы остановиться особо. Из них наиболее удаются художнику интимные лирические, достаточно вспомнить его «Сибирячку» (1974) — портрет пианистки С. Г. Феоктистовой. Поясное изображение молоденькой девушки выполнено живо и непосредственно. Все в ней открыто миру, все — удивление и восторг.

С годами интерес художника к портрету не ослабевает, но несколько меняется отношение к нему. Анциферов пробует свои силы в области общественно значимых образов. Нес­колько в ином ключе пишет он портрет художника театра В. В. Козловского (1976). Пожалуй, это своеобразный эксперимент, затрагивающий формальные и чисто тех­нические проблемы: автор находит иные средства живописной трактовки, выбрав особый тип декоративного «театрализованного» портрета. Тут есть и сходство, и характер, но зритель сразу ощущает некоторую долю стилизации и условности. В дальнейшем этот подход найдет развитие в автопортрете и портрете Оксаны (1980). С расширением жизненных интересов и приобщением к искусству музы­кальному заметно расширился диапазон его произведений, усилилась их внутрен­няя содержательность. Возникает интерес к более углубленной трактовке образа человека, а отсюда и стремление к индивидуализации: «Ветеран милиции X. В. Фро­лов» (1980), «Пркутянка» (1981), «Студентка Оля» (1980), «Математик» (1980). Творчество художника нельзя рассматривать отдельно от его педагогической дея­тельности. Свыше тридцати пяти лет преподавал он на декоративном отделении Иркутского училища искусств. Он один из первых педагогов, начавших обучать студентов овладению техникой сграффито и витража, фрески и мозаики. Большое внимание уделял он выполнению наглядной агитации на селе, долгое время являлся председателем комиссии специальных предметов и организатором методической работы для преподавателей.

Анциферов был активным пропагандис­том изобразительного искусства, часто выступал на радио, телевидении и в печати, принимал участие в работе конференций и семинаров.

Литература

  1.  Ларева Т.Г. Анциферов Г.В. // Художники Иркутска. — 1994.

Ссылки

  1. Георгий Васильевич Анциферов// Артхив : сайт
  2. Анциферов Георгий Васильевич // История и культура Сибири : сайт
  3. Анциферов Георгий Васильевич // Культура Приагарья : сайт.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2012 | Дата последней редакции в Иркипедии: 12 февраля 2017

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.