Ан-12, военно-транспортный самолет

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF
Ан-12
Ан-12
Техническая схема Ан-12
Техническая схема Ан-12
Ан-12
Ан-12
Олег Константинович Антонов — советский авиаконструктор, доктор технических наук (1960), профессор (1978).
Олег Константинович Антонов — советский авиаконструктор, доктор технических наук (1960), профессор (1978).

Ан-12, советский тактический военно-транспортный самолёт, предназначенный для переброски и воздушного десантирования войск (до 60 человек) и боевой техники (до 20 т). Разработан в ОКБ под руководством О.К. Антонова. За создание самолёта генеральному конструктору О.К. Антонову и ведущим специалистам ОКБ А.Я. Белолипецкому, В.Н. Гальперину, Е.К. Сенчуку, Е.А. Шахатуни была присуждена Ленинская премия (1962). Эксплуатируется в частях ВВС СССР и России с 1959 до настоящего времени. Внёс решающий вклад в становление Воздушно-десантных войск СССР. Масштабно применялся в 1979–89 в Афганистане, показав высокую живучесть в боевых условиях. За годы эксплуатации продемонстрировал способность работы в тяжелых климатических условиях.    

Первый Ан-12 (бортовой номер 7900101) взлетел в Иркутске 16.12.1957. Самолёт поднял в небо экипаж в составе командира Героя Советского Союза Я.И. Берникова, второго пилота Г.И. Лысенко, штурмана П.И. Уварова, бортинженера И.М. Морозова, бортрадиста М.Г. Юрова и бортстрелка В.Г. Жилкина. Всего в СССР в период с 1957 по 1973 было выпущено серийно на трёх авиационных заводах (в Воронеже, Иркутске и Ташкенте) 1243 единицы самолёта Ан-12 более 30 модификаций. Экспортировано 187 самолётов в 14 стран мира. На основе Ан-12 в Китае создан ряд модификаций этого самолёта, в том числе новейший транспортный самолёт Y8F-600. Иркутский авиационный завод производил самолёт в 1957-62 и всего выпустил 155 единиц самолёта. При производстве Ан-12 на Иркутском авиационном заводе представителями генерального конструктора были: А.И. Шиврин, А.М. Леонтьев, В.З. Брагилевский, Г.А. Луговой.    

Основные лётно-технические характеристики Ан-12: размах крыла – 38,00 м; длина самолёта – 22,10 м; высота – 10,53 м; площадь крыла – 121,7 м²; масса: пустого самолёта – 28000 кг, нормальная взлетная – 55100 кг, масса максимальная взлетная – 61000 кг; внутреннее топливо – 18100 л; тип двигателя – турбовинтовой двигатель ТВД Прогресс АИ-20К конструкции ОКБ А.Г. Ивченко; мощность двигателей – 4 ´ 4250 л.с.; максимальная скорость – 777 км/ч; крейсерская скорость – 670 км/ч; практическая дальность – 5700 км; дальность действия – 3200 км; практический потолок – 10200 м; экипаж – 5+1 чел.; полезная нагрузка 90 солдат или 60 парашютистов или 20000 кг груза; вооружение – две 23-мм пушки НР-23.

Литература 

  1. Марковский В.Ю., Приходченко И.В. Крылья ВДВ СССР. Военно-транспортный самолёт Ан-12. М., 2014;
  2. Якубович Н.В. Все самолёты О.К. Антонова. М., 2001.  

В.В. Игнатенко

Статья подготовлена для "Энциклопедии Иркутской области". Публикуется в целях общественного рецензирования. Свои замечания можно высказать на сайте "Иркипедия" или выслать редакции Энциклопедии по адресу: e@irklib.ru

Приложение.

Ан-12. Из истории Иркутского авиазавода

Иркутский авиазавод стал пионером строительства специализированных военно-транспортных самолетов. В 1959 году был построен первый опытный экземпляр Ан-12 - самолета, ставшего важнейшей вехой на пути развития отечественной авиации.

16 декабря 1957 года в присутствии всех сотрудников Иркутского завода в 14 ч 37 мин экипаж в составе Героя Советского Союза Я.И. Берникова (командир, летчик-испытатель ЛИИ), Г.И. Лысенко (второй пилот, переведен в ОКБ из НИИ ГВФ), П.И. Уварова (штурман), И.М. Морозова (бортиженер), М.Г. Юрова (бортрадист), В.Г. Жилкина (бортстрелок) впервые поднял самолет "Т" (бортовой номер 7900101) в небо. Отрыв произошел немного раньше расчетной точки. После уборки закрылков и уменьшения мощности двигателей до номинальной начался набор высоты. Шасси не убирали. Внезапно экипаж ощутил вибрации носовой части фюзеляжа, и Берников принял решение прекратить полет. Пробыв в воздухе 9 минут, достигнув высоты 880 м и скорости 340 км/ч, Ан-12 приземлился.

Впоследствии выяснилось, что тряска вызывалась незакрытой створкой передней ноги шасси и не была опасной. Берников, назначенный командиром всего за пару дней до полета, не успел глубоко изучить машину и проявил разумную осторожность. Со второго полета ведущим летчиком заводских испытаний назначили Лысенко.

После передачи первого Ан-12 на испытания на заводе была проведена широкая реконструкция и возведены новые крупные здания агрегатно-сборочных и других цехов. Расширение производственных площадей позволило приступить к серийному производству крупногабаритной авиационной техники. 

Выпустив 155 самолетов Ан-12, Иркутский авиазавод передал их производство в Ташкент и Воронеж, а сам приступил к строительству большой серии самолетов семейства Як-28. 

Ан-12 был основным самолетом военно-транспортной авиации и ВДВ СССР, а также стран Варшавского договора. Его высокие летные качества позволяли осуществлять перевозку личного состава, грузов, боевую и инженерную технику и осуществлять их парашютное десантирование. 

Интересные факты

  • Ходят легенды, что разработка самолета Ан-12 была инициирована Никитой Сергеевичем Хрущевым во время визита в АКБ. Он спросил во время осмотра Ан-8, какие есть аналоги за рубежом. После того как узнал, что там есть аналогичные самолёты с четырьмя двигателями, предположил, что в СССР тоже должны делать самолеты с четырьмя двигателями. После чего Олег Константинович Антонов и задумал будущий Ан-12.
  • "Черный тюльпан" — неофициальное название самолета Ан-12, увозившего тела погибших советских военнослужащих (Груз 200) с территории Афганистана в ходе Афганской войны 1979—1989 годов. Именно ему посвящена песня Александра Розенбаума "Монолог пилота „Черного тюльпана“.

Ссылки

  1. Музей истории Иркутского авиационного завода
  2. Ан-12 // Авиационная энциклопедия "Уголок неба"
Оригинальная рубрикация:  Авиация

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Игнатенко Виктор Васильевич | Источник(и): Энциклопедия Иркутской области (проект) | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2013 | Дата последней редакции в Иркипедии: 30 мая 2015

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Иркипедия | Иркутск | Советский период | Транспортный комплекс