Новости

Алтайская музыкальная культура // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

АЛТАЙСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА. В традиционной Алтайской музыкальной культуре выделяется несколько жанровых сфер: нар­ративная, обрядовая, трудовая, песенно-лирическая, инструментальная. Нарративная сфера представлена жанрами эпоса и сказки. Общий термин для обозначения произведения с вымышленным сюжетом чoрчoк/шьoршьoк, однако эпические сказания обозначаются термином кай чoрчoк. Они представляют собой масштабные стихотворные полотна, поющиеся, как правило, в особенной вокальной манере, име­ющей этническое обозначение кай, в сопровождении щипковой лютни.

Допускается также речевое исполнение эпоса. У чалканцев зафиксирована традиция детского кая (кай глухаря, кай зайчонка и т. д.). При всех многочисленных разновидностях кая общим тембровым признаком всех его стилей, школ и индивидуальных исполнительных манер является использование различных видов сильно фарингализованного (с использованием сжатой гортани) пения. Основным композиционным принципом эпических сказаний является тирадное строение. Для ритмики характерен силлабический тип (слогу текста соответствуют 1—2 звука напева), ладозвукорядные нормы определяются строем и возможностями аккомпанированного инструмента. Для южноалтайского эпоса характерен звукоряд ми-соль-ля-си-до, в североалтайском эпосе наблюдается большее мелодичное разнообразие. Наиболее известные кайчы — Н.У. Улагашев, О.А. Алексеев, К.Б. Пустогачев, М.Д. Кандараков, А.Г. Калкин, СИ. Савдин, А.И. Марков, Э.А. Калкин и другие. У алтайцев бытует редкий вид сказки с песенными вставками, передающими диалоги героев, исполняющихся в обычной вокально-пе­сенной манере, на напевы, отличные от песенно-лирические традиции. Представителями данной сказительской тради­ции, сохранившейся преимущественно у северных алтайцев, являются Д.С. Курусканова, М.С. Сумачакова.

Обрядовая сфера включает музыку шаманской тради­ции, песни и речитации бурханистов, бытовые заговоры, благопожелания алкыш, скотоводческие заговоры, календарный и семейно-бытовой фольклор. Шаманская музыка сопровожда­ет обряды-камлания, представляющие собой синкрети­ческое музыкально-поэтическое искусство в сопровождении бубна и других фоноинструментов. Композиционная структура камла­ний отличается многочастностью, чередованием различного типа эпизодов, использованием различного рода формул (обращение шамана к божеству, ответ божества, фор­мулы кропления, «позывные» шамана и т. д.) и всех основных типов интонирования (речевого, вокального, сигнального, тонированной речи) с преобладанием сигнального ин­тонирования. Тембровая специфика связана с различными видами вибрато. Типичны микроальтерационные про­цессы, затрагивающие ладовую сферу. Ритмика осно­вана преимущественно на сопоставлении формул и неформульных структур. Песни бурханистов (характерны только для алтай-кижи) по мелодике не отличаются от песенно-ли­рические традиции, речитации тьарлыкчы — бурханистских священников — основаны на тонированной речи. Бытовым заговорам и благопожеланиям свойственна речевая ма­нера. У телеутов существуют заговоры чымыр, испол­няемые тонированной речью. Скотоводческие заговоры са­мок домашних животных, отказывающихся кормить дете­нышей, поются для всех видов домашнего скота. Помимо вербального текста, они включают звукосимволические сло­ва, характеризующие каждый вид животных. У алтай­цев не существует календарного фольклора как целостной системы. У телеутов зафиксированы весенние песни табыр, приуроченные к Пасхе, и рождественские колядки урей, у кумандинцев песни тамыр-томыр относятся к осенним обрядам испрашивания плодородия Кочакан. Семейно-обрядовый фольклор представлен плачами сыгыт, индивидуализированными колыбельными укачиваниями, песнями о колыбе­ли кабай/кавай/камай кожонг, свадебными песнями куда кожонг, той кожонг, той сарын. В мелодичном отношении среди свадебных песен выделяются только телеутские той сарын, остальные не отличаются по мелодике от песен­ной лирической традиции.

Трудовой фольклор включает песни при скатывании войлока, пастьбе скота и т. д., сигналы по управлению до­машними животными, разнообразные голосовые и охотничьи сигналы для подманивания добычи.

Песенно-лирическая сфера обозначается терминами ко­жонг (теленгиты, алтай-кижи, тубалары) и сарын (чал-канцы, кумандинцы, телеуты). Встречаются термины табышкак/табыскак 'песня-импровизация, песня-диа­лог' (теленгиты, алтай-кижи), такпак, кыска сарын 'ко­роткая песня', узун сарын 'долгая песня' (кумандинцы, чалканцы). По содержанию песни чрезвычайно разнообраз­ны, что нашло отражение в песенной терминологии, однако на мелодичном уровне это разнообразие нивелируется типо­выми напевами, на которые исполняется весь песенный репер­туар. В данной сфере в наибольшей степени проявляется диалектное членение Алтайской музыкальной культуры, поскольку типовые напевы имеют локальное бытование в пределах того или иного музыкального диалекта. Южноалтайский диалект, представленный традициями алтай-кижи и теленгитов, характеризуется использованием системы 4 ритмических модусов, звукоря­дом ми-соль-ля-си-до и его неполными вариантами, ярко характерными тембровыми признаками (пение с форш­лагами, мордентами, глиссандо и т. д.). Для североалтайского диалекта, включая традиции чалканцев и кумандинцев, характерно использование диатонических звукорядов различного строения, в том числе превышающих октавный диа­пазон (с высокими и низкой третьей ступенями), ритмических формул с синкопой и дроблением в начальной части строки и замедлением в конечной. Тубаларский диалект занимает промежуточное положение между южно- и североалтайски­ми. Наряду с присущими им чертами, в нем проступают специфические, собственно тубаларские черты: использова­ние звукоряда Ми-соль-ля-си-до, придающее напевам характерную «минорную» окраску, прихотливая рит­мика, производящая впечатление импровизационности. Телеутский диалект отличается от остальных наличием мелодичного своеобразия каждых из песенных жанров. Помимо обрядовых песен телеуты имеют исторические песни (о Марат-бие, Канза-бие и т. д.), песни о родных местах, плясовые тандыр. Типовые напевы здесь составляют только часть песенного репертуара. Для телеутской песенной традиции харак­терно также включение инокультурных заимствований. Помимо русской частушки (известной и в других диалектах) имеются шоргу 'шорские песни', духовные стихи.

Музыкальные инструменты и инструментальная музыка представле­ны наигрышами на продольной флейте без игровых от­верстий шооре, чашечных шейковых лютнях топшууре (щипковой) и икили (смычковой), гетероглоттическом варгане комусе. Топшуур используется для сопровож­дения эпических сказаний и как сольный инструмент. Икили часто сопровождает лирические песни, сольные наигрыши в основном дублируют песенные мелодии. Наигрыши на кому­се, помимо разнообразных приемов игры, могут включать артикуляцию текста той или иной песни. Наиболее не­зависимы от других сфер традиционной культуры наигрыши на шооре, представляют собой исполнительные импровизации. По­мимо музыкальных инструментов имеются обрядовые (бубен тунгур с колотушкой орбо), разнообразные охотничьи ман­ки: абыргы (на марала), эдиски (на косулю), сынгыгыш (на бурундука), сывыска (на рябчика) и другие, а также детские звуковые игрушки.

Алтайская музыкальная культура европейского типа начинает формироваться в 1920—30-е гг. В клубах, домах культуры, крайних уголках создавались любительские духовые оркестры, ансамбли русских и алтайских народных инструментов, хоровые и театральные кружки. В 1922 в Улале (с 1932 — Ойрот-Тура, с 1948 — Горно-Алтайск) создан первый алтайские этнографический ансамбль, в 1926 — сводный хор (руководитель А.В. Анохин), исполнявший алтайские и русские народные песни. В 1935 состоялась первая  областная олимпиада самодеятельного искусства. Центром профессионального исполнительства стал Областной радиокомитет (1929), осуществлявший радиоконцерты русской и европейской музыки, выступления перед микрофоном на­родных музыкантов, участников художественной самодеятельности. При ра­диокомитете организован хор и инструментальный ансамбль (руководитель А. Хитров), курсы по подготовке алтайских профессиональных музыкантов — певцов и инструменталистов (1935). Создан первый профессиональный вокально-инструментальный ансамбль, исполняющий обработки для топшура, икили, шоора и т. д. Проводилась значительная ра­бота по собиранию алтайского фольклора. В 1936 организован национальный драматический театр-студия (с 1937 — 1-й Ойротский колхозно-совхозный театр; см. Горно-Алтайский театр и драматургия), сыгравший важную роль в зарождении профессиональной музыкальной культуры. Среди студийцев — первая профессиональная алтайская пе­вица Н.А. Шульгина. Первая национальная постановка — музыкальная дра­ма «Чейнеш» П. В. Кучияка(1938, музыка А.М. Ильина). За 1937—48 поставлено 27 спектаклей, подготовлено 15 концертных программ.

В 1952 открыта первая музыкальная школа (в начале 1990-х гг. дейс­твовало 14 музыкальных школ). В 1958 организован Народный ансамбль песни и танца Горного Алтая (художественный руководитель А.М. Ильин), исполнявший народные алтайские и песни других народов, советские мас­совые песни. В 1962 образован Областной научно-методический центр культурно-просветительской работы (с 2001 — Республиканский центр духовной культуры). В 1972 создана Областная концертная бригада (1-я концертная организация), объединившая певцов-солистов, вокальный квартет, танцевальную группу и эстрадный оркестр. В 1986 органи­зован ансамбль «Алтай» (руководитель В.Е. Кончев), в составе которого — певцы, инструменталисты, танцоры, драматические ар­тисты. В репертуаре — песни разных народов, горловое пение, инструментальные и хореографические композиции, концерты-спек­такли по мотивам алтайского эпоса, национальных обрядов и т. д. В 1993 открылась филармония (см. Филармонии в Сибири).

Первые музыкальные произведения на основе алтайского фолькло­ра создавали А.В. Анохин (см. Союзы композиторов в Сибири), А.М. Ильин (песни, сценические и оркестровые произведения, балет «Шелковая кисточка», 1960). Камерные и симфонические произведения написаны Г.Н. Ивановым, А.П. Новиковым, А.К. Стояновым, Г.В. Тихоми­ровым и др. Первый профессиональный композитор-алтаец — Б.М. Шуль­гин (симфония «Алтай», струнный квартет, камерно-инструментальные сочинения). Композиторское творчество в республике представле­но также деятельностью А.А. Тозыякова, В.Ф. Хохолкова, И.К. Дмитриева, В.А. Голубева.

В музыкальной жизни активно участвуют многочисленный фоль­клор, (алтайский, русский, казахский) и эстрадные самодеятельные коллективы. Проводятся фольклорные фестивали: Международный фестиваль этнических культур «Живая вода», межрегиональные фестивали — «Тянар Кожон» (алтайское горловое пение) и «Родники Алтая» (русский фольклор), республиканский  праздник «Эл-Ойын».

В Республике Алтай работают (2006): филармония, ансамбли «Алтай», «Алтай-Кай», Национальный театр танца «Алтам» и другие, Государственный оркестр (2003), Национальный драматический театр, Республиканский центр духовной культуры, Государственный колледж культуры и искусства (2003), музыкальные школы.

Лит.: Ильин А.М. Народные песни Горного Алтая. Горно-Ал­тайск, 1971; Композитор Андрей Викторович Анохин: Сказание об Алтае. Горно-Алтайск, 1989; Алтайские героические сказания: Очы-Бала. Кан-Алтын. Новосибирск, 1997; Музыкальная культура Сибири. Новосибирск, 1997. Т. 1., кн. 1; Т. 3, кн. 2.

Н.И. Головнева, Г. Б. Сыченко

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Историческая энциклопедия Сибири | Сибирь | История Сибири