АГИТАЦИОННО-ПРОПАГАНДИСТСКАЯ СИСТЕМА в 1920—30-е гг., система органов и учреждений в Советской России (СССР), цель деятельности которых заключалась в агитации и пропаганде, т. е. распространении идей для воздействия на сознание, настроение и общественная активность масс, в формировании на основе этих идей определенного мировоззрения.
Несмотря на то, что заинтересованность в идеологическом воздействии на общественное сознание своего населения проявляли и проявляют правительства практически всех стран, в СССР АПС возникла и функционировала как специфический элемент политической системы.
Центральное место в агитационно-пропагандистской системе занимал созданный в 1920 Агитационно-пропагандистский отдел (АПО) ЦК РКП(б)—ВКП(б)—КПСС, возглавлявшийся одним из секретарей ЦК. Агитационно-пропагандистский отдел определял основные цели и направления идеологической работы, руководил другими органами и учреждениями, входившими в агитационно-пропагандистскую систему, и контролировал их.
До создания АПО агитационно-пропагандистские задачи в Сибири решались временными комиссиями. В августе 1920 по функциональному и структурному образцу АПО ЦК РКП(б) организован Агитпропотдел Сиббюро ЦК РКП(б) во главе с Е.М. Ярославским (с 1924 — Агитпропотдел Сибкрайкома, с 1930 — Запсибкрайкома, с 1937 — Новосибирского обкома ВКП(б)). В 1920-х гг. в его составе работали подотделы агитации, пропаганды, печати и национальных меньшинств. В октябре—ноябре 1920 для решения наиболее сложных задач, связанных с вопросами агитации и пропаганды, при АПО Сиббюро организована коллегия из представителей Сибирского отдела народного образования (Сиб-ОНО), Политического управления Сибири (ПУС), политотдела транспорта, Женотдела Сиббюро ЦК РКП(б), Сиббюро ЦК РКСМ и Сибполитпросвета. Принятое в августе 1921 Сиббюро «Положение об агитационно-пропагандистском отделе Сибирского бюро ЦК РКП(б)» определило цели и задачи нового органа — руководство текущей агитационной работой, проведение агитационных кампаний, литературно-издательская работа, производственная пропаганда. Работа проводилась среди членов партии (через аппараты партийных комитетов) и среди беспартийных. Отсутствие до 1923 устойчивой связи с АПО ЦК РКП(б) обеспечивало относительную самостоятельность деятельности СибАПО. В начале 1920-х гг. большую часть работы в СибАПО выполняли Е.М. Ярославский, Д.В. Тумаркин и Я. Диман, в отделе (без секции национальных меньшинств) было не более 5 сотрудников.
Одно из наиболее важных направлений деятельности СибАПО — проведение массовых агитационно-пропагандистских кампаний. Подотдел печати контролировал работу частных и государственных сибирских издательств, редколлегий местных газет и журналов. До середины 1920-х гг. почти вся общесибирская пресса находилась на бюджете СибАПО. В 1924 подотдел печати выделился в самостоятельный отдел. Идеологическая работа немецкой, латышской, эстонской и татарско-киргизской секций подотдела национальных меньшинств заключалась в обеспечении издания газет на национальных языках, организации и проведении адаптированных к национальным традициям агиткампаний и специфической антирелигиозной пропаганде. В 1930 СибАПО преобразован в отдельные агитации и массовых кампаний и включал подотделы общей агитации, массовых кампаний в промышленности и сельском хозяйстве и подотдел по работе с женщинами. В последующие годы СибАПО пережил ряд структурных изменений, сохранив свои основные функции — руководство и контроль над агитационно-пропагандистской деятельностью.
Важнейшим из непартийных органов, входивших в АПС, являлся Главный политико-просветительный комитет (Главполитпросвет), созданный в 1920 при Наркомате просвещения РСФСР с целью консолидации усилий государственных органов и общественных организаций, занимавшихся агитационно-пропагандистской деятельностью. Несмотря на ведомственную принадлежность Главполитпросвета, идеологическое руководство его работой осуществлял ЦК РКП(б). С августа 1920 при СибОНО начал действовать Сибполитпросвет. В феврале 1921 в его штате числился 81 сотрудник. Сибполитпросвет включал организационный, пропагандистский и агитационный отделы. В результате финансового кризиса 1921—23 система политическо-просветительских органов во главе с Сибполитпросветом обрушилась, численность его работников сократилась до 3—5 человек. Из органа, организующего агитационно-пропагандистскую работу в массах под руководством СибАПО, он превратился в методический придаток последнего.
Агитационно-пропагандистская система включала ряд других органов и учреждений — агитационно-пропагандистские и культурно-массовые отделы комсомольских, профсоюзных организаций, органы партийного просвещения, периодическую печать, радиовещание, систему так называемых добровольных общественных объединений (Союз воинствующих безбожников, МОПР, ОСОАВИАХИМ и пр.) и просветительных обществ. В 1920-е гг. важную роль в АПС играли политорганы Красной армии. Представители Политического управления Сибирского военного округа входили в состав комиссий, созываемых Агитпропотделом для организации и проведения очередных кампаний. В 1927—31 ЦК ВКП(б) принял ряд постановлений о переносе центра агитационно-пропагандистской работы на производство. Кампания по подготовке к выборам в Верховный Совет СССР в 1937, которая включала проведение лекций и бесед по месту жительства, создала дополнительный канал агитационного влияния на неработающее население. Особое внимание уделялось работе с жителями. Не считая достаточной и эффективной деятельности в этой области сельских партийных организаций и учреждений культуры, партийное руководство страны в агитационно-пропагандистском воздействии на деревню главную роль отводило представителям промышленных предприятий и городским парткомам. В 1920—30-е гг. этой цели служили система шефства города над деревней, деятельность «ликвидаторов» (активисты кампании по ликвидации безграмотности), «двадцатипятитысячников».
Агитационно-пропагандистская система осуществляла свою деятельность по нескольким направлениям, которые в официальных документах обозначались как политическая, производственная и культурная пропаганда. Первая подразумевала разъяснение партийно-государственной политики и формирование общественного мировоззрения в соответствии с идеологическими установками. Производственная пропаганда (повышение производительности труда, организация социального соревнования и отдельных трудовых акций и т. п.) должна была способствовать решению очередных экономических задач. В 1920-е гг. большую часть организационной работы по ведению производственной пропаганды выполняло Сибирское бюро производственной пропаганды, действовавшее под контролем СибАПО. Культурная пропаганда подразумевала повышение культурно-образовательного уровня разных групп советского общества. В первой половине 1920-х гг. наиболее значимыми ее направлениями были антирелигиозная пропаганда, которую следует рассматривать как неотъемлемую часть антирелигиозной политики в целом, и. Агитационно-пропагандистская система выполняла также функцию контроля над общественным сознанием, выявляя мнения и настроения людей и информируя о них партийно-государственные органы.
Агитационно-пропагандистская система использовала разнообразные методы устной, письменной и наглядной агитации. Одним из наиболее распространенных и действенных форм воздействия являлись массовые агитационно-пропагандистские, культурно-идеологические кампании. Агитационно-пропагандистская система являлась важным элементом советской политической системы в целом. Ее высокий государственный статус определялся мобилизующей ролью идеологии в СССР.
Лит.: Очерки истории идеологической деятельности КПСС: В 2 кн. М., 1985-1986.
Д.С. Холявченко, СИ. Ушакова
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей