Аэропорт Бодайбо

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Фотоальбом

Аэропорт города Бодайбо. Снимок 2007 г.
Аэропорт города Бодайбо. Снимок 2007 г.
Аэропорт Бодайбо
Аэропорт Бодайбо
Автор: Юрий Вигель
Аэропорт Бодайбо. Вид со смотровой площадки
Аэропорт Бодайбо. Вид со смотровой площадки
У самолета Ан-24 авиакомпании "ИрАэро", вылетевшего из аэропорта Бодайбо в Иркутск, отказал двигатель
У самолета Ан-24 авиакомпании "ИрАэро", вылетевшего из аэропорта Бодайбо в Иркутск, отказал двигатель

Аэропорт Бодайбо – региональный аэропорт в городе Бодайбо. Наиболее востребованный в Иркутской области аэропорт МВЛ в связи с его удобным географическим расположением. Через аэропорт Бодайбо производится авиационное обслуживание населения в северных районах области и выполнение авиационных работ по обслуживанию месторождений в северной части Иркутской области. Принимаемые ВС:  Ан-2,-24,-26,-30,-32,-72, вертолёты всех типов. 

История аэропорта Бодайбо

В царской России не было авиационной промышленности. Для военных целей закупались самолёты иностранных фирм. После 1917 года отношение к авиации меняется. Сначала организуется ремонт авиационной техники, готовятся кадры авиационных специалистов. Авиационные учёные, инженеры привлекаются к разработке конструкций отечественных аэропланов.

Обществом «ДОБРОЛЁТ» издавалась популярная литература, где приводилось описание конструкций самолётов, планеров. Проводились показательные полёты. Первым начал осваивать сибирские трассы с 1925 года Семён Яковлевич Корф. Самыми трудными трассами были Иркутск-Бодайбо, Иркутск-Якутск.

Показательные полёты были и в Бодайбо. Для этого в 1926 году на барже был привезён небольшой двухместный самолёт. Взлётно-посадочную площадку выбрали на северо-западной окраине города, на склоне горы. После окончательной сборки лётчик Суходольский взлетает, делает несколько кругов и садится. Несколько раз самолёт взлетает и садится с желающими прокатиться, а на следующий день улетает на прииск Апрельский.

7 июня 1928 года самолёт «Моссовет» с лётчиком Дамченко, бортмехаником Винниковым и руководителем полёта Корфом взяли курс на Север. 54 дня потребовалось авиаторам, чтобы подготовить воздушные авиалинии Иркутск-Бодайбо, Иркутск-Якутск к открытию на них регулярных полётов. На Ангаре, Лене, Витиме появились первые гидропорты.

23 июня 1928 года самолёт прибыл в Бодайбо. В августе 1928 года состоялось официальное открытие воздушной авиалинии Иркутск-Бодайбо. Первый почтово-пассажирский рейс выполнялся с 10 по 13 августа, время полёта составило 13 часов 15 минут. За летнюю навигацию было выполнено 4 рейса.

Перед управлением Сибирских воздушных линий встала задача организации регулярных рейсов не только летом, но и зимой. На р.Витим стали готовить на льду взлётно-посадочную полосу.

16 января1929 года пилот Кальвиц с бортмехаником Савиным выполнили зимний перелёт Иркутск-Бодайбо-Иркутск. Этот полёт длился 27 дней. Самолёт был трёхместный, с необогреваемой кабиной, мотор с водяным охлаждением, имел скорость 135 км/ч. Этим полётом была открыта воздушная трасса зимой.

В начале 30-х гг. стали прилетать гидропланы лодки. Они в количестве 3 штук были приобретены «Лензолото». С весны 1935 года началось строительство. В Бодайбо гидропорт располагался на левом берегу р.Витим. позднее на правом берегу стали устанавливаться деревянные площадки, к которым подплывали гидросамолёты и закреплялись.

Для регулярных рейсов летом и зимой требовался сухопутный аэродром. Приказам №108 от 22 мая 1938 года управляющего трестом «Лензолото», для производства топографических работ по сьёмке площадки сухопутного аэродрома были выделены топограф и съёмщик. Значительная часть земли была отторгнута от совхоза. В строительстве аэродрома в восточной части города принимали участие коллективы предприятий города. Ленская гидролиния просуществовала до 1943 года.

В 1944 году была введена в эксплуатацию взлётно-посадочная полоса для полётов. Воздушный транспорт стал для жителей Бодайбинского района повседневным, привычным средством передвижения.

В апреле 1962 года приказом по управлению была создана отдельная Бодайбинская авиаэскадрилья. Первым её командиром был назначен Григорий Никитович Славчик.

В июне 1964 года командиром авиаотряда назначается Иван Демидович Петренко. В это время предприятие начинает интенсивно развиваться. Строится штаб отряда, пилотская, автобаза, здание АТБ. В 1964 г. аэропорт стал принимать самолёты Ил-12. Киренским авиапредприятием были переданы первые самолёты Ан-2, вертолёты Ми-1, Ми-4. Бодайбинские пилоты стали обслуживать самые отдалённые и труднодоступные районы, прииски и посёлки – Светлый, Хомолхо, Перевоз, Бульбухта и другие.

В 1975 году получены первые два Ми-8, это был период расцвета предприятия.

В конце 1980-х – начале 1990-х годов проводятся работы по переучиванию лётного состава на самолёты Ан-24Т, которые приобрело объединение «Лензолото» в количестве 2 –х штук, а также на самолёты Ан-26. Были установлены прямые пассажирские рейсы по маршруту Бодайбо-Иркутск-Бодайбо, чартерные до Новосибирска. За годы своей деятельности Бодайбинское авиапредприятие накопило большой опыт лётной работы в сложных северных условиях. Состояние материальной базы и техническое оснащение предприятия, а также высокий уровень знаний лётного и технического состава позволял авиапредприятию выполнять работы высокой сложности и большого объёма. Но конец 1990-х характерен сокращением работ, предприятие испытывает трудности с заказами, начинается сокращение лётного и личного состава. В конечном итоге в 2002 году Государственное Бодайбинское авиапредприятие, пройдя процедуру банкротства, было преобразовано в Бодайбинское авиапредприятие ЗАО «Ленсиб» под руководством генерального директора Н.Ф. Слепнёва и исполнительного директора В.В. Грачева. На сегодняшний день численность авиапредприятия составляет менее 100 человек. Коллектив в полном объёме справляется с поставленными перед ним задачами. Аэропорт Бодайбо имеет необходимые лицензии, сертификаты, в том числе и комплексный, необходимые для осуществления аэропортовой деятельности. Один из немногих местных аэродромов имеет светосистему, что повышает регулярность и безопасность полётов. Не многие  знают, что на воздушных трассах Иркутской области летают два самолёта Ан-26, один Ан-24 и два вертолёта Ми-8, принадлежащие ЗАО «Ленсиб» и находящиеся в аренде у разных авиакомпаний, лётную годность которым поддерживает инженерно-технический состав Бодайбинского авиапредприятия.

Перспективы развития аэропорта Бодайбо

В соответствии с Федеральной целевой программой "Развитие транпортной системы России (2010-2015 гг.), утверждённой постановлением Правительства РФ № 848, предусмотрена реконструкция аэропортового комплекса в г. Бодайбо с финансированием из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, а также внебюджетных источников.

Общий объём финансирования составляет 569,8 млн. рублей, в том числе из внебюджетных источников 171,1 млн. рублей.

Правительство Иркутской области готовит проект подпрограммы  "Гражданская авиация" в рамках программы экономического развития региона. В данной подпрограмме значительное место уделено аэропортам местных воздушных линий.

В федеральной целевой программе "Модернизация Единой системе организации воздушного движения РФ (2009-2015 гг.) предусмотрена модернизация Бодайбинского отделения аэронавигации.

Предполагается обновление и модернизация метеорологического оборудования.

При положительном решении задач по этим программам в бодайбинском авиапредприятии появится возможность приёма и выпуска современных воздушных судов, улучшится качество аэронавигационных услуг, понизится метеоминимум аэродрома.

Реконструкция аэропорта Бодайбо

Реконструкция и техническое перевооружение аэропорта Бодайбо запланирована филиалом госкорпорации по организации воздушного движения в РФ «Аэронавигация Восточной Сибири». В частности, на строительство нового здания командно-диспетчерского пункта и установку системы управления навигационно-посадочным комплексом РМА-90/РМД-90 выделено более 91,55 млн рублей. Средства выделены из источников внебюджетного финансирования. Здание КПД в Бодайбо будет расположен по адресу ул. Первомайская, 107, объект РМА-90/РМД-90 размещается по ул. Загородной, 1, участок находится примерно в километре от ориентира по направлению на северо-восток.1

Технические характеристики

Принимаемые ВС:  Ан-2,-24,-26,-30,-32,-72, вертолёты всех типов. Аэродром Бодайбо имеет одну ГВПП размером 1657x42 м. Лётная полоса имеет форму прямоугольника размером 2400 на 130 м. Поверхность лётного поля ровная, почва суглинистая с каменистыми включениями.

Руководство

Генеральный директор - Слепнёв Николай Фёдорович. Телефон: 8(39561)51747.

Исполнительный директор - Грачев Валерий Вениаминович. Телефон: 8(39561)56265.

Главный бухгалтер - Олинова Людмила Сергеевна.

Проезд до аэропорта

Аэропорт Бодайбо находится  в восточной части города.

Добраться до аэропорта можно следующими видами транспорта:

  • городскими автобусами №1, №2
  • городскими такси
  • маршрутными такси и пригородными автобусами.

Организации, расположенные на территории аэропорта/аэродрома

Бодайбинское отделение филиала "Аэронавигация Восточной Сибири". Начальник: Павлецов Андрей Михайлович. Телефон: 8(39561)56239.

АМСГ Бодайбо АНО "Иркутское метеоагентство". Начальник: Оласюк Марина Владимировна. Телефон: 8(39561)56235.

Авиакатастрофы и происшествия

Авария Ан-2 Бодайбинского авиапредприятия близ Бодайбо.  Экипаж выполнял транспортный полет в горной местности по правилам визуального полета (ПВП) по местной воздушной линии (МВЛ) Ю30: Бодайбо-Светлый-Перевоз-площадка Валюхта.  самолета Ан-2 пропал 30 сентября в 120 км от Бодайбо. Почти полностью сгоревший, он был найден утром 1 октября в 68-ми км от города.  Во время аварии на борту самолета находились три члена экипажа, пассажир и авиатехник. Экипаж и лица, находившиеся на борту, покинули самолет через аварийный люк. Локализовать возникший на самолете пожар экипажу не удалось.

Авария явилась результатом сочетания следующих факторов:

  • неправильная оценка экипажем возможности продолжения полета по ПВП в горной местности в сложившейся метеорологической обстановке;
  • невыполнение экипажем правил визуальных полетов в горной местности в части выдерживания безопасной высоты с учетом рельефа местности, при изменении маршрута полета для обхода зоны снежного заряда без согласования с органом УВД;
  • неучет экипажем возможности образования нисходящих потоков при пересечении горного хребта, влияния ветрового режима и наличия кучево-дождевой облачности вне заданного маршрута.

29 июня 2012 года совершил аварийную посадку самолёт Ан-24, выполнявший рейс РД 142 Бодайбо – Иркутск.  В 11:17 утра при наборе высоты 5300 метров на борту самолёта произошло отключение левого двигателя. На борту находились 46 человек, среди которых было пятеро детей. По тревоге на взлетно-посадочную полосу прибыли 2 автоцистерны и 7 человек личного состава пожарной части №37 для встречи самолета. Никто не пострадал. Происшествие обошлось без жертв только благодаря высокому профессионализму лётного состава. Воздушное судно принадлежало авиакомпании «ИрАэро». Из Иркутска авиакомпания «ИрАэро» отправила за пассажирами самолёт, который выполнил рейс Бодайбо – Иркутск. 

В августе 2007 года сотрудники линейного пункта милиции в аэропорту города Бодайбо пресекли попытку незаконной пересылки драгоценных металлов. Тогда один из старателей решил отправить своему брату 300 граммов золота, предварительно тщательно упаковав его в корпус промышленного электровыключателя.

В августе 2008 года при досмотре почтовых отправлений сотрудники линейного пункта милиции в аэропорту города Бодайбо выявили факт незаконной пересылки драгоценных металлов. Оперативники изъяли тогда золотосодержащий концентрат общим весом 970 граммов. В ходе следствия была проведена химическая экспертиза и установлен чистый вес золота и серебра, превысивший полкилограмма. Вскоре установили подозреваемого в преступлении – он работал мастером на частном предприятии. В течение целой недели он похищал золотосодержащий концентрат, причинив тем самым ущерб на общую сумму свыше трёхсот тысяч рублей. Драгоценные металлы прятал в оборудованном тайнике в лесу. 

«Экстремальный взлёт в Бодайбо»

В сентябре 2012 года в Интернете появилось видео "грязного" взлета пассажирского самолета Ан-24 сообщением Бодайбо – Иркутск. Оно стало настоящим хитом в Интернете. В ролике самолет Ан-24 с трудом, пробиваясь через грязь и снежную жижу, покачиваясь из стороны в сторону, движется по взлетно-посадочной полос.

Сотрудница аэропорта Бодайбо, которая отказалась представиться, так прокомментировала ситуацию:

Зачем вы раздуваете шумиху вокруг этого? Это видео сняли в сентябре этого года. У нас выпал первый снег, он быстро начал таять, поэтому взлетно-посадочную полосу мы не успели отчистить полностью. Вообще уборку полосы мы делаем два раза в день. В разное время.

Подробнее:http://irkutskmedia.ru/news/oblast/06.11.2012/237966/gryazniy-vzlet-an-24-v-aeroportu-bodaybo-v-priangare-proveryayut-eks.html

Видео стало поводом для проверки. Сотрудники Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры и Управления госавианадзора по СФО Ространснадзора посетили авиапредприятие ЗАО «Ленсиб» весной 2013 года, когда условия эксплуатации взлётно-посадочной полосы в Бодайбо были примерно такими же, как на видео. Обнаружены нарушения требований законодательства об авиационной безопасности. По периметру порта с внешней и внутренней сторон ограждения проверяющие увидели залежи оборудования и материалов, а кое-где – кучи обычного мусора. На самой взлётной полосе аэродрома тут и там виднелись лужи. Не обновлялась дневная маркировка путей движения воздушных судов и спецавтотранспорта. Отсутствовала ночная светомаркировка на препятствиях. Не было обозначено цветом расположение искусственных покрытий на лётном поле. Выяснилось, что предприятие не имеет оборудования для отпугивания птиц с территории аэродрома. 

Кроме того, учёба и повышение квалификации сотрудников, от действий которых зависела авиационная безопасность, проводились зачастую формально. У водителя не оказалось талона на право обслуживания самолётов. Членам экипажа не предлагали снять верхнюю одежду и предъявить её для досмотра с помощью специальных средств. Да и необходимой информации для пассажиров в порту проверяющие не увидели: ни плакатов с правилами перевозки спецсредств, радиоаппаратуры и электронно-вычислительной техники, ни сообщений о нормах провоза ручной клади. Помещение для оружия и боеприпасов, переданных пассажирами для хранения на время полёта, расположено прямо в пункте досмотра.

В ответ на представление прокуратуры руководство ЗАО «Ленсиб» приняло меры по устранению большей части нарушений законодательства. Во всяком случае, лужи с лётного поля исчезли, маркировка на полосах движения воздушных судов появилась, специалисты устранили пробелы в своих профессиональных знаниях, да и плакаты с необходимой информацией объявились в нужных местах. Лишь некоторые недочёты устранить пока не представляется возможным – для этого необходимо реконструировать аэропортовый комплекс, что, кстати, заложено в программу развития транспортной системы России на 2010–2020 годы.

Контакты

Адрес: 666904, Иркутская обл., г. Бодайбо, ул. Солнечная 16.

Администрация аэропорта - Первомайская, 5.

Аэровокзал - Аэропортовая, 29.

Телефон: 8 (39561) 5-62-49, 5-62-63, 5-62-65.

Ссылки

  1. Сайт аэропорта Бодайбо
  2. В Бодайбо работает комиссия по расследованию аварии самолета АН-2 // Авиапорт
  3. Авария Ан-2 Бодайбинского авиапредприятия близ Бодайбо // Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и России
  4. Ксения Лазарева Обошлось без жертв // Восточно-Сибирская правда
  5. В катастрофе виноват экипаж // Восточно-Сибирская правда
  6. Транспортное следствие // Восточно-Сибирская правда
  7. Людмила Бегагоина Разбор полетов // Восточно-Сибирская правда
  8. "Грязный" взлет Ан-24 в аэропорту Бодайбо в Приангарье проверяют эксперты прокуратуры // irkutskmedia.ru
  9. У самолета, летевшего в Иркутск, отказал двигатель // sweet211.ru

Примечания

  1. Более 91 миллиона рублей выделено на реконструкцию аэропорта в Бодайбо // Телеинформ, 8 июля 2014 года

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2012 | Дата последней редакции в Иркипедии: 27 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Иркипедия | Бодайбо | Транспортный комплекс