Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Летопись Кротова

1781 года 2 января река Ангара против города Иркутска покрылась льдом, а 5 марта раскрылась ото льда, быв покрытою 62 дня.

1 февраля в Иркутске открыта градская школа1.

Обнародована четвертая народная перепись.

13 ноября губернатор Кличка сочетался браком со вдовою штаб-лекаря Ульяною Федоровной.

Примечания

1 Это была первая в Сибири общеобразовательная градская школа, открытая по инициативе иркутского губернатора Ф.-Н. Клички на средства городского общества. В нее набрали 135 учеников, которых обучали чтению, письму, пению. В 1789 г. в связи с сокращением количества учащихся до 20 человек она вошла в состав открывшегося Иркутского главного народного училища (Шахеров В.П. Города Восточной Сибири в XVIII - первой половине XIX вв. С. 241).

Автор: В. А. Кротов Источник: Летопись города Иркутска. 1652-1856 гг. / вступ. ст., публ., подгот. текста, коммент. Н.В. Куликаускене. —Иркутск: Сибирская книга (ИП Лаптев А.К.), 2013

Летопись губернского города Иркутска

1781 г. января 5-го числа прибыл в Иркутск следующий в Пекин архимандрит Иоаким Шишковский со свитою, а в марте месяце отправился на Кяхту.

Источник: Летопись города Иркутска. Восточно-Сибирское книжное издательство. Иркутск. 1996

Летопись Лосева

Виновник заведения народного просвещения в Иркутске был губернатор генерал-майор и кавалер Кличко133. Он в 26 день октября 1781 года дал повеление иркутскому гражданству следующее:

«Обществу Иркутского гражданства

Соображаясь с волею и благоволением монаршим, пекся я здесь по примеру других городов в России основать градскую школу, в коей бы преподавалось юношам моих сограждан: основание православной веры и истолкование закона Божия, со обучением чтения, правописания и первоначалиев арифметики и рисования. К достижению сего толь благого и толь высочайшею монархинею желаемого предмета предписывал губернскому магистрату, а бывшему степенному голове Протасову дал словесное [распоряжение ] с  изображением упомянутых обстоятельств, с объявлением ему моего желания в том, чтобы он, собравши все почтенное иркутское общество, изъяснил ему ко осчастливению сограждан моих стремящееся рвение и, отобрав о собственном благе мнение, представил ко мне обще с нововыбранным в градские головы Саватеевым требуемую опись, которую приняв, я от них мнил найти в ней отличное сограждан усердие и ревность к скорейшему произведению в действие видеть свою отрасль, наполненную благочестием, страхом Божиим, подобострастием, высокопочитанием, повиновением к монаршему престолу, пылающею любовью к обожаемому Отечеству, почтением к законной власти, исправленным сердцем, взаимным и союзным дружеством к ближнему, привязанностию к добродетели и справедливости, отриновением от гнусности к порокам и коварствам; а углубившимся вниманием истинному благодарению к родителям и свойственникам своим, доставившим им посредством училища способ выйти из тьмы невежества, дикости и гнусности и пользоваться светом прямой истины, то есть быть человеками и иметь настоящее понятие о существе своем, яко о упражнении учреждаемого училища.

Воображал, говорю я, принимая опись, что колико усердно отдадут мои сограждане в школу детей своих, рвящиеся с слезами радости видеть приходящих их птенцов ежедневно из училища и лепечущих урок свой со вниманием, нежным их сердцам в том, чтоб бояться Бога, почитать государя, любить Отечество, повиноваться власти, пещись о ближнем и помогать ему, наполнить добродетелию сердца и убегать от порока, чем все обязываются они, и начинать в нежной своей груди чувствовать уже человечество. Но вместо сего в какое по прочтении описи приведен я был исступление! Не могу не только описать, но и никак объяснить, а едина моя душа и дух оное сокрушение могут чувствовать, коротко скажу, что такого неистовства и невежества ждать было можно от одних отдаленнейших и невежеством воспитывающих алеут, а не здесь. Между толикими сотнями сограждан, из коих объявили свое желание видеть отроков, ими родивших, в благоустроиваемом наставлении и добродетельном воспитании только трое, а именно: ратман Андрей Калмынин, Иван Зонов и Иван Чиченев. Прочие же, имеющие детей, подписали:  некоторые — дома учить будем, а другие — учить не желаем.

Так, как бы сказать: не хотели знать о Боге, ни о подданническом рабстве к Государю, мы не желаем, да и чувствовать монаршего благоволения и просвещать детей наших не хочим, а остаемся в бездне невежества и погруженном заблуждении. На сей от подписавшихся отзыв, вообразите себе, сограждане, следствие вашего неистового упорства, какой ответ дадите вы Всевышнему Творцу? Когда вы, отцы, не хотите, чтоб дети ваши имели о нем настоящее и справедливое познание, то представьте себе быть могущее монаршее сокрушение, когда Мать Отечества мною извещена будет о сем вашем отзыве. Не скажет ли она: «Возможно ли, чтоб в мое матернее правление еще мог кто-нибудь из моих подданных, который бы так постыдно думал, да и о ком? О своих собственных детях». На сей случай берите ваши мысли и проникните в позднейшее потомство ваше, которое не заставляете ли противу просвещающихся наукою во многих Российской империи городах, подобных вашим детям юношей стыдиться, или не отнимать ли вы вздумали вместо того, чтоб поощрять в собственных ваших отродиях способы быть полезными Отечеству вообще и, особенно, своему обществу — вот каковы суть подвиги ваши!

Но я, видя такое с полезным намерением столь многих сограждан несходное помышление, решился против собственной вашей воли и упрямства сохранить от посрамления вечного нынешнее иркутское общество, которое бы одно только в России оставалось во тьме заблуждения, следующее для собственной вашей пользы к безоговорочному исполнению сделать предписание:

1) Дабы непременно на каждого детей имеющего гражданина расположено, сколько всякий должен платить ежегодно на содержание учителей и училища вообще, то есть на дрова, свечи, нужные книги, бумагу, перья и прочес, требующееся к беспрерывному упражнению учащихся, сходя при том крайне каждого состояние, дабы не имеющие не отягощены были и дабы общественная польза не подавала им повода ни к малейшему негодованию.

2) Поколику, без сомнения, между согражданами находятся и таковые несчастные отцы, которые бы и желали обучать детей, но не имеют к тому достатка, а может быть, найдутся и сироты, то в таком случае есть долг каждого ближнего, особливо своего согражданина, подать руку помощи неимущему, чего ради и есть моя воля всех таковых бедных отцов юношей и сирот от 6 до 10 лет переписать и ко мне немедленно представить, дабы таковые дети без платы могли иметь не только учение, но и нужное школьное содержание, когда же я сие получу, тогда положение от меня последует и от того числа училище откроется, ибо к изучению отроков от его  преосвященства Михаила, епископа Иркутского и Нерчинского, назначен градской Троицкой церкви дьякон Илья Сухих учителем.

3) Между всем оным непременно исправить нужные для школы постройки и все необходимости в доме бывшего степенного головы Протасова, где до сооружения каменной школы учение происходить будет.

4) Положить плату определенному в учители вышеписанному дьякону Сухих, старосте и сторожу, при школе быть надобному.

За сим, наконец, да исполнится сие богоугодное во веки намерение во славу Творца, в прославление и подобострастие воли и имени истинной Матери Отечества, в собственную честь иркутского общества, в благоденствие потомков ваших, кои в позднейшие времена скажут, что предки их в 1781 году от воплощения Бога положили первоначальное к благу. И сия то есть мзда благомыслящих людей!»

По сему повелению все упрямцы, одумавшись, стали соглашаться к обучению детей своих134.

Попечением сего губернии начальника в течение нынешнего года в Верхнеудинском уезде при Баргузинской трактовой дороге от Иркутска в 396, от Посольского монастыря в 225 верстах, в протоке текущих теплых вод сделана для пользования больных купальная баня и выстроен порядочный дом135. Теплые воды течение продолжают по деревянному грунту. Начало теплого источника шириною до 2-х саженей, глубиною до полфута; в берегах его камни покрыты селенитною накипью, во многих местах виден сероватый мох, а над источником носится пар. Побочный проходит в него ключ длины 6, ширины 4 фута, в глубину около аршина, которого естественный водоем обложен бревнами и скамьями, а в расстоянии 115 саженей от оного на середине протока находится ключ же с принятием в себя побочных ручьев. Сопровождающие ключи горы под красноватым слоем содержат зелено[ва ]то-рыхлый песочный камень и крошки кварца с песочком и наносною землею, а около оного имеются и черноземные места, для хлебопашества способные, где строевые и дровяные леса близко. Открытие и употребление сих вод до покорения страны Россией неизвестного времени, а иркутское начальство, хотя первое и получило об оных известие в 1753 году, однако ж никакого распоряжения об устройстве их не было до нынешнего года. В сем году к оным были уже поселены люди, две семьи при реке Турке, не в дальном расстоянии от теплых вод. Качество оных вод химически испытано:

1) Сей воды 100 фунтов, будучи выпаренной досуха, остался осадок 5 скрупулов гипса и 7 скрупулов глауберовой соли; серноводотворный и углетворный газ запахом подобен пороху, содержащий атмосферный воздух — и дознано совершенно, что 1 фунт воды содержит серноводотворный и углетворный газ; серной кислоты натра 4,69; серной [одно слово неразб.] 0,13 гран.

2) Действие сих вод испарением полезно от скорбутных болезней, ломоты в суставах, в течение боли и прочего, а если кто прежде пользовался меркуриальными лекарствами, тому необходимо нужно усовершенствовать здоровье свое в сих водах.

3) Подобные сим Туркинским водам теплые воды находятся:

1. При речке Харгакатае, за 150 верст от Баргузинска;

2. При р. Уро, за 200 верст от Баргузинска;

3. На р. Коре, за 300 верст от Баргузинска;

4. По правую сторону р. Цакира, от устья Дабактуя в 2-х, а от Тункинской крепости в 160 верстах;

5. При Халун-усу, которая впадает в р. Бирелю, и оная проходит в Киру, которая вливается в реку Онон с левой стороны. Во всех сих водах иноверцы и русские в мае и июне месяцах от всяких скорбутовых болезней пользуются с успехом.

NB. Желательно, чтоб более их свойства были известны.

Примечания

133 Кличко Франц Николаевич (ок. 1730—28.10.1786), чех по национальности, русский военный и государственный деятель, иркутский губернатор в 1778— 1783 гг., затем орловский и курский генерал-губернатор. Внес значительный вклад в развитие просвещения и культуры Иркутска. По его инициативе в городе открыты народное училище, публичная библиотека с музейным кабинетом (см. подробнее: Кшикин Л.С. Иркутский просветитель Ф.Н. Кличко //Чешско-русские литературные и культурно-исторические контакты. М., 1983. С. 50—75).

134 Приведенный выше документ раскрывает начальную историю городского образования. Ф.Н. Кличко удалось убедить городское общество в необходимости систематического образования. На общественные средства было выстроено 2-этажное каменное здание школы. К сент. 1782 г. оно было готово. В школе обучалось 135 учеников. Одним из первых заведующих школой и учителей был А. Тирков, проработавший в этой должности с 1783 по 1787 г. С открытием в 1789 г. главного народного училища в Иркутске гражданская школа влилась в него, а само училище разместилось в здании школы.

135 Туркинские горячие воды были открыты в 1753 г. в девяти верстах от Туркинского села. При Ф.Н. Кличко они впервые стали использоваться для лечения больных. Регулярно их стали посещать с начала XIX в., когда туда была проложена хорошая дорога и построены помещения для персонала и больных. С конца 1840-х гг. сюда стали совершаться регулярные пассажирские рейсы по Байкалу. В настоящее время здесь находится курорт Горячинск. 

Источник: Летопись города Иркутска. Восточно-Сибирское книжное издательство. Иркутск. 1996

Выходные данные материала:

Жанр материала: Хронология | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Источники указаны | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2014 | Дата последней редакции в Иркипедии: 07 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: XVIII век | Летописи и хроники | Летопись Кротова | Восьмидесятые | Хронологический