Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Летопись Кротова

1774 года 2 января река Ангара против города Иркутска покрылась льдом, а 16 марта раскрылась ото льда, быв покрытою 73 дня.

3 июля приехал в Иркутск назначенный в Якутск воеводою коллежский советник Данило Петрович Озеров. А как вскоре губернаторский товарищ Соболев был обвинен в сочинении для подсудимых просьб, по указу Сената сменен, то Озеров и поступил на его место.

В октябре получено известие о мире, заключенном с Турциею1. Несколько дней давались празднества от военных и гражданских чиновников, также и обществом.

20 декабря река Ангара против города Иркутска покрылась льдом.

Примечания

1 10 июля 1774 г. был заключен Кючук-Кайнарджийский мирный договор между Турцией и Россией (Задонина Н.В., Леви К.Г. Хронология природных и социальных феноменов... С. 695).

Автор: В. А. Кротов Источник: Летопись города Иркутска. 1652-1856 гг. / вступ. ст., публ., подгот. текста, коммент. Н.В. Куликаускене. —Иркутск: Сибирская книга (ИП Лаптев А.К.), 2013

Летопись губернского города Иркутска

1774 г. июля 21-го определен в Иркутск с властию губернаторскою бригадир Федор Глебович Немцов, он отозван в Сенат по указу 1778 года сентября 26-го, выехал 1779 года в марте.

Источник: Летопись города Иркутска. Восточно-Сибирское книжное издательство. Иркутск. 1996

Летопись Лосева

Маяк при входе в гавань Посольской Прорвы, с 1765 года стоявший, от гнилости развалился125. То, за неимением освещения в темные ночи, вскоре после того разбило 4 судна купеческих с товарами, да и после того также терпели купцы подобные приключения, а некоторые и разорились. Сего года в первый раз начали строить в Иркутске галиоты, а прежде оных не было126. Судоходство на Байкале началось по грамоте Сибирского приказа 1683 года, февраля 17 дня127. Сперва переправлялись через Байкал на гребных судах с 1684 года. В 1730 году построен был первый бот, длины 24, ширины 7 футов, вышиною 4, глуби 3, а высота мачты 13 фут[ов]. В 1738 году построен был бот с гафелем, гиком, шпринтом и для растяжки — с фокселем. Паруса употребляли фок и топсель. И с того времени начали управлять судами штурманы. На Байкале главные ветра называются: северный — горным, южный — шельником, восточный — баргузином, а западный — култуком128.

Примечания

125 Первый маяк на Байкале был построен на Посольском мысе в 1761 г. После того как в 1774 г. он разрушился, был выстроен новый, сгоревший в 1798 г. От старого он отличался тем, что освещение производили при помощи фонаря, в котором жгли сало.

126 Галиот — небольшое двухмачтовое парусное судно с острым килем. Необходимо добавить, что в Иркутске с 1764 по 1839 г. существовало адмиралтейство, в ведении которого находилась казенная переправа через Байкал. С этого же 1764 г. (а не 1774) в Иркутске начали строить небольшие 2-мачтовые парусные суда с острым килем и морским такелажем — галиоты. За весь период существования адмиралтейства на воду было спущено 15 судов. Но в условиях Байкала они были малоэффективны, поэтому основная часть грузов, как частных, так и государственных, перевозилась на купеческих дощаниках.

127 Судоходство на Байкале появляется с 40 -х гг. XVII в., когда в водах озера начинают регулярно появляться казачьи отряды на дощаниках. По указу же 1683 г., о котором говорится в тексте, было предписано построить в Иркутске переправочные средства для переброски в Забайкалье военных отрядов и припасов. С этой целью было построено 20 дощаников. Постоянная казенная переправа через озеро была заведена с 1726 г. и состояла из бота и морской лодки. С целью усовершенствования судов на Байкале в 1737 г. в Иркутск был отправлен судовой мастер Козлов. В 1738 г. он построил первый военный бот. Козлов оставался в Иркутске до 1760 г., занимаясь постройкой и ремонтом судов.

128 Господствующие на Байкале ветра: северо-западный, или горный; баргузин, или северо-восточный, он же верховик (в северной части озера его называют ангара); култук, или юго-западный; шелонник, или юго-восточный. Наиболее опасным является северо-западный (горный), особенно в районе долины р. Сармы (в этом месте он называется сарма) (Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. Иркутск, 1984. С. 110— 111).

Источник: Летопись города Иркутска. Восточно-Сибирское книжное издательство. Иркутск. 1996

Выходные данные материала:

Жанр материала: Хронология | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Источники указаны | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2014 | Дата последней редакции в Иркипедии: 07 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: XVIII век | Летописи и хроники | Летопись Кротова | Семидесятые | Хронологический
Загрузка...