1671-1680

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Летопись Кротова

1672 год

1672 года в декабре заложен Вознесенский монастырь старцем Герасимом по грамоте Сибирского митрополита Корнилия1. Начало постройки Спасской деревянной церкви2.

1675 год

1675 года 6 сентября проехал в Китай посол Сибирского приказа1, переводчик Николай Спафарий.

20 января скончался строитель Вознесенского монастыря старец Герасим.

Иркутск подчинен Енисейску1.

1677 год

1677 года прибыл в Иркутск на смену Самойлова1 прикащик сын боярский Иван Перфильев2.

1679 год

1679 года 27 декабря Вознесенский монастырь сделался жертвою пламени.

1680 год

Черный поп Тарасий просил Сибирского митрополита Павла о построении Вознесенского монастыря1.

Примечания

1Точнее: тобольского и сибирского митрополита. Подробнее
см. примеч. 1 к прилож. «Вознесенский мужской монастырь в Ир­кутске».

Подробнее см. примеч. 3 к прилож. «Построение святых церквей в городе Иркутске» (Спасская церковь). Относительно времени строительства Спасской церкви есть и другие сведения, в частности, что она заложена в 1670 г. и освящена в 1672 г. Подробнее см.: Во имя Спаса Нерукотворного Образа: документальное повествование о жиз­ни первого каменного храма города Иркутска: 1706-2006 / О.А. Акулич, Т.А. Крючкова, Н.М. Полунина. Иркутск, 2008. С. 17—20.

1675 г.

1 Сибирский приказ — центральное правительственное учрежде­ние, основанное в 1637 г. для управления Сибирью. При проведении первой областной реформы (по указу от 18 дек. 1708) он был преоб­разован в Московскую канцелярию Сибирской губернии и с 1710 г. фактически перестал существовать. Все его функции перешли к сибирскому губернатору. 20 декабря 1730 г. Сибирский приказ восстановлен, но его права были урезаны по сравнению с XVII в. Упразднен 15 декабря 1763 г. Дела Сибирского приказа сохранились в виде 2 048 столбцов 1 648 книг, которые хранятся в Российском государственном архиве древних актов (далее РГАДА) в Москве (История Сибири Л., 1968. Т. 2. С. 125-126).

1676 г.

1 Иркутский острог был основан енисейскими казаками, из Ени­сейского острога назначались все его приказчики. В 1676 г. Енисейску «высочайше повелено быть разряду и столу с правом заведования Ангарскими и Забайкальскими острогами». В 1681 (1682) г. Иркутс­кий острог стал центром самостоятельного воеводства, вобрав в себя территории Прибайкалья и Забайкалья. В 1686 г. Иркутский острог получил статус города и самостоятельность по всем вопросам управления с причислением к его ведомству Верхнеленского, Балаганского, Идинского острогов и Бирюльской слободы. Подробнее см.: Кудрявцев Ф., Вендрих Г. Иркутск: Очерки по истории города. С. 18-19.

1677 г.

С основания Иркутского острога им управляли казенные приказчики. Сын боярский Петр Самойлов был приказчиком дважды: в 1669 и 1674-1677 гг.

Перфильев Иван Максимович, сын известного землепроходца Максима Перфильева, оставившего глубокий след в истории освое­ния Восточной Сибири, особенно территории нынешней Иркутской области. И. Перфильев служил енисейским, затем иркутским сыном боярским. Продолжая дело отца, занимался административно-хозяйс­твенной деятельностью: не раз ездил послом в Бурятию, Монголию, был приказчиком Иркутского и Селенгинского острогов (1677-1680,
1684-1685), заменял енисейского воеводу (1686), исполнял обязанности помощника иркутского воеводы Н. Полтева (1696-1699), устраивал земледельческие слободы на новых территориях. Его сыновья Иван, Василий, Остафий составили в XVIII в. одну из активных и состоятельных фамилий иркутского купечества. Их имена и фамилии стояли под наказом иркутских жителей в первый российский парламент — Екатерининскую Уложенную комиссию 1767 г. Подробней см.: Резун Д.Я. Родословная сибирских фамилий: История Сибири в биографиях и родословных: К 100-летию города Новосибирска. Но­восибирск, 1993. С. 143-145; Власть в Сибири, XVI - начало XX в, 2-е изд., перераб. и доп. / сост. М.О. Акишин, А.В. Ремнев. Новоси­бирск, 2005. С. 2005, С. 110, 111.

1680 г.

1  Речь идет об обращении к митрополиту Тобольскому и Сибирс­кому Павлу I (1680) по поводу восстановления Иркутского Вознесенского мужского монастыря, уничтоженного пожаром 1679 г.

Автор: В. А. Кротов Источник: Летопись города Иркутска. 1652-1856 гг. / вступ. ст., публ., подгот. текста, коммент. Н.В. Куликаускене. —Иркутск: Сибирская книга (ИП Лаптев А.К.), 2013.

Летопись Колмакова

1671 год

Привезен на поселение в Иркутский острог бывший гетман Украины Демьян Многогрешный2, высланный из Тобольска.

1673 год

Январь. Схимонах Герасим по данной ему преосвященным Корнилием благословенной грамоте основал Вознесенский монастырь, который первоначально именовался пустынью.

На реке Кае казаком Иваном Перфильевым заложена государственная мельница, чтобы обеспечивать мукой население Даурии.

В Иркутский острог приехал первый художник — иконописных дел мастер Никита Варфоломеев3.

1675 год

6 сентября. С посольством Николая Спафария в Иркутский острог прибыл иезуит Вербнест в качестве драгомана4 при предстоящих переговорах с китайским богдыханом в Пекине.

Ивашка Ушаков за 40 руб. в год взял у казны право на производство и продажу пива в Иркутском остроге.

1676 год

1 августа. В судную палату государевой приказной избы у иконописца Н. Варфоломеева куплены молении — складни на двух досках. На первой — Спасов образ, на второй — образы свв. Петра, Алексея и Ионы.

В конце года освящена острожная соборная церковь во имя Нерукотворного образа Спаса, деревянная, двухэтажная, без колокольни. Нижний этаж был отведен для лавок. Роспись церкви и иконы делал иконописных дел мастер Н. Варфоломеев.

1679 год

25 декабря. На территории Вознесенской пустыни, обнесенной деревянной оградой, построены и освящены деревянная церковь в память Вознесения Господня с приделом во имя образа пресвятой Богородицы — Одигитрии, кельи для братии, в которых жили три иеромонаха, один иеродьякон и несколько служебных монахов.

Примечания

2 Многогрешный Демьян Игнатьевич (? — 1703) — по происхождению «мужицкий сын». Принимал активное участие в освободительной войне украинского народа в 1648—1654 гг. г. Находился в числе посольства, подписавшего Зборовский мирный договор 1649 г. С 1668 по 1672 г. являлся гетманом Левобережной Украины. В своей политике проводил двойственную линию: с одной стороны, отражал интересы зажиточного казачества, с другой — стремился занять независимое положение от казацкой верхушки — старшины. В 1672 г. последняя обвинила его в тайных сношениях с Дорошенко и Турецким султаном. Был осужден и сослан с семейством в Иркутский острог. В книге «Первое столетие Иркутска. Сборник материалов для истории города» читаем следующее: «Дано великих государей жалованье бывшему гетману Демку Игнатьеву 5 частей с осминою ржи, 2 части ячменя, оклад сполна» (С. 52). В 1688 г. он получил освобождение, но остался в Сибири. (По другим данным, Многогрешный был сослан в Селенгинск и приписан в дети боярские. В 1688 г. вместе с сыном Петром он принимал участие в усмирении восстания восточных бурят, в 1692 г. вел переговоры с бодайскими людьми о мунганах. — Ред.) После смерти жены в 1696 г. принял схиму (монашеский чин, налагающий самые строгие правила) и поселился в Вознесенском монастыре, где и окончил свое земное пребывание.

3Никита (Микита) Варфоломеев — талантливый художник-иконописец. По приезду в острог был зачислен в посадские с уплатой годового оброка в 16 алтын 4 деньги. Как единственному иконописцу ему стали делать многочисленные заказы на написание образов обыватели острога, жители прилегающих сел и деревень. Поступали просьбы от настоятелей храмов о подновлении или создании икон. Большим заказом, полученным им, была роспись деревянных храмов Спаса Нерукотворного Образа в остроге (1676) и Вознесения Господня в Вознесенском монастыре (1679), с сооружением иконостасов и написанием для них икон. В 1688 г. Н. Варфоломеев выехал в Илинский острог в Забайкалье.

4Драгоман (араб.) — официальный переводчик.

Автор: Колмаков Ю.П. Источник: Иркутская летопись 1661-1940 гг. / Составитель, автор предисловия и примечаний Ю.П. Колмаков. - Иркутск: "Оттиск", 2003.

Летопись Сибиряковых

1675 год

Прибыл из Москвы отправленной в Китай ис посольской канцелярии с любительною грамотою от великаго государя царя и великаго князя Федора Алексеевича к китайскому болдыхану переводчик Николай Спафонореи, которой и отправился из Ыркуцка.

1677 год

Прибыл из Енисейска в Ыркуцк прикащиком сын боярской Иван Перфильев.

Источник: Летопись города Иркутска. Восточно-Сибирское книжное издательство. Иркутск. 1996

Летопись губернского города Иркутска

В 1675 г. прибыл из Москвы в Иркутск отправленный в Китай из посольской канцелярии с дружественною грамотою от великаго государя царя и великаго князя Федора Алексеевича к китайскому богдыхану переводчик Николай Спафенорий6, который и отправился из Иркутска в предлежащий путь.

В 1677 г. прислан из Енисейска в Иркутск прикащиком сын боярский Иван Перфильев.

Примечания

6 Ошибка. Надо: Спафарий.

Источник: Летопись города Иркутска. Восточно-Сибирское книжное издательство. Иркутск. 1996

Летопись Лосева

1671 год

Возгорелась междоусобная война между киргизами и монголами. В то же время под предводительством беспокойного калмыцкого Бушету-хана сопротив Лозан-хана была жестокая война, от которой киргизцы претерпели невозвратный урон к их нападению51. А внутри иркутских пределов на россиян никаких нападений не было.

1672 год

Балтичарайские и джежерские киргизцы, в минувшем году в Кетский острог ясак платившие, неизвестно почему от подданства российского отложились и нападали на красноярских уездных жителей, при реке Енисее поселившихся. Каши, или каштар, народы из породы качинцев, дань российскому белому царю платили по 5 соболей с каждого мужчины. Они жили между Белым и Черным Уююм, имели князца Конкер-Котачина. Происхождение свое качинцы воспевали в старинах так: Кайда тугар сал? Где ты родился? Кемныть тугар сал? Какого рода? Кешта тюлибен Кемчуга изыть? На Кемчуге или на Енисее? Джаланту кизалжир? В Змеином или Красноярском городах? Под Змеиной горой на Енисее городом их россияне действительно владели в половине 16-го столетия (видно в деле, хранящемся в Иркутском архиве под № 1899).

1673 год

В Албазинском остроге на Амуре за отлучкою тамошнего воеводы для покорения разных народов оставался в остроге служивый приказной человек Петрушка Осколков с десятниками и рядовыми казаками, которые сего года получили грамоту на построение в Албазинском церкви, с коей список следующий:

«Лета 7181-го (1673 г.) били челом нам, господину Преосвященному Корнилию, митрополиту Сибирскому й Тобольскому, Даурския земли Албазинского острога служивые люди: приказной Петрушка Осколков да десятники и все рядовые служивые, чтоб нам, господину, пожаловати их благословить в Албазинском остроге на церковь лес валить. И церковь построить во имя воскресения Христова, да о пределах пресвятыя богородицы Владимирския, да собору Архистратига Михаила, и на освящение церкви антилин, мир и масло дать. И мы, великий господин Преосвященный митрополит Сибирский и Тобольский, пожаловали, благословили и приказали им в Албазинском остроге на церковь лес ронить и церковь построить во имя Воскресения господня, да о приделах пресвятые богородицы Владимирской, да собор архистратига Михаила, а на освящение церкви антилин, мир и масло дали, а для освящения церкви указали мы, господин, взять дьякона из Енисейского острога». На подлинной благословенной грамоте великий господин преосвященный Корнилий, митрополит Сибирский и Тобольский, печать свою приложил.

Тогда священник в Албазине был, но без дьякона освящать церкви нельзя.

1674 год

Строен острог Караульный на западном берегу реки Енисея, за семь верст ниже речки Ошма52. В Якутске тогда был воевода Бурнашев, который управлял Иркутским и Албазинским ненадолго. Важного ничего не происходило.

1675 год

Из Москвы едущий в Китай из посольской канцелярии с любительною грамотою от великого государя царя и великого князя Федора Алексеевича к китайскому богдохану переводчик Николай Спафарий, а по другим запискам Николай Тифонорий, из Иркутска отправлен в Китай.

В течение всего года важных происшествий не случилось.

1676 год

В Балаганский острог поселено 60 семей пашенных крестьян, между которыми были кузнецы. Как поселенные крестьяне, так и природные жители буряты из железной руды умели отделать чугун и железо, а поблизости Балаганска железной руды нескудного содержания много.

1677 год

Во время бытности в Иркутске приказчиком сына боярского Ивана Перфильева за Байкалом, между реками Ононом и Аргунью, иркутскими казаками найдены остатки древних развалин. Они состояли из крепких, скопившихся вместе разных пород камней, удивительным образом обработанных, а при том примечены необыкновенной величины из разрушившихся зданий кирпичи, служившие большою защитою в глубокой древности монгольским народам. Между семи отломками развалин нашлось много удивительных редкостей зодчества, каменных статуй и драконов не малой величины, которые суть памятники величественной изящности бывших на сем месте маньчжурских древностей53.

Не в дальнем расстоянии от сих развалин казаки видели на степях земляные укрепления, соединенные валами, простирающимися в восточную сторону изгибами непрерывно на несколько десятков верст, что также служит доказательством древностей маньчжурского народа. Подобные сему памятники случилось видеть в селении Кондийском (в 1807 году), из них складена церковь, у которой статуи и драконы, из камня выделанные, составляют наружное церкви украшение, о чем подробно объяснил я в «Хозяйственном описании Иркутской губернии» (1810 года в отделении первом, см. параграф 19).

1678 год

Якутские казаки, при воеводах Андрее Барнышаеве и Фоме Иванове Бибикове бывшие за Байкалом-морем, от тамошних бурят известие доставили, что будто прежде пришествия в здешний край монголов был в стране Забайкальской некий народ. Да и нельзя отвергнуть, чтоб это совсем было несправедливо, потому что есть много признаков древнего неизвестных людей обитания: у реки Ингоды, за Яблонным хребтом, у озера Болжина, при Ононе, Джиде и других реках. Они видели (и ныне приметны) каменные курганы в поперечнике от 20 до 50 саженей, грудами сделанные, на поверхности которых растет уже березовый кустарник.

Когда случай показал видеть россиянским казакам оныя, то возродилось в них из любопытства несказанное желание, которое довело до того, что они, наконец, решились оные разламывать — мысля, не найдут ли каких-либо сокровищ,— почему, общими силами разобрав камни, нашли под оными множество человеческих костяков, между коими и действительно попадались небольшие слитки золота и серебра. Они старались что-нибудь узнать о сих чудных развалинах. Наконец, случай открыл им разведать обо всем от кочевавших там бурят, которые рассказали им слышанное от своих предков, что «под упомянутыми курганами были кости древних сей страны обитателей, коих называли чудью, присовокупя при том, что оные от страшных им монголов и бурят предавали сами себя до смерти, сделав на столбах полати, под коими, вырыв несколько земли, наносив сколько можно на полати каменьев и вокруг ям деревья и сучьев пучки, а в середине собираясь семействами с имуществом и сокровищами, сжигались, и, сгорая, кости их погребались грудою камней, ими же на полати наношенной».

Из сего повествования можно заключить, что те курганы есть могилы древних сей страны жителей, чудью называемых, о чем самые кости, находимые под сими развалинами, удостоверяют54. В выписи сибирской помещено о сем краткое известие такими словами: «Чудского народа, до селе в сибирских краях обитавшего, разговоры во многом сходствовали общими словами с эстляндским, финляндским и лапландским языками». Но когда и кем, из каких источников сия весть почерпнута, о том вовсе умолчено.

1679 год

Бывшему в городе Нерчинске сыну боярскому Павлу Шульгину тунгусы объявили, что они нашли неподалеку от Аргуни-реки, по впадающим в оную рекам, серебряные и оловянные руды; по сему объявлению и в Москву было письменно донесено.

В Иркутском Вознесенском монастыре первая Вознесенья  Господня церковь деревянная сгорела55.

Удское зимовье основано казаками при реке Уде, в Восточный  океан протекающей, по течению ее на левой стороне.

1680 год

Близ Нерчинска кочевавшие тунгусы, взбунтовавшись, нерчинских служивых людей, поодиночке попадавшихся, убивали, скот их в свои улусы отгоняли и потом откочевали. Они были преследованы сыном боярским Лошаковым, который с 50-ю казаками их разбил и по-прежнему в ясак обратил, а для верности из детей их родоначальников и аманатов взял. После того хотя также были изменники из тех же тунгусов, кои покушались Нерчинск разорить, но казаки пищалями и ружьями скоро их усмирили.

Вокруг Удского зимовья сделано было укрепление восьмиугольным земляным валом, в окружности 40 саженей, вышиною 1,5, шириной 2,5 аршина и проложена сухопутная дорога в Албазин.

Примечания

51 С 1667 г. разгорелись боевые действия между Джунгарским ханством и северо-монгольскими феодалами. Основные события разыгрывались на юге Западной Сибири и в бассейне Верхнего Енисея. Бушету-хан — вероятно, искаженное название одного из монгольских правителей Тушету-хана; Лозан-хан — Лоджан. Обе стороны претендовали на земли енисейских киргизов и поочередно вторгались в них.

52 Речь идет о строительстве в 1675 г. Караульного острога, который с юга прикрывал Красноярск.

53 Остатки поселений в Восточном Забайкалье и верховьях Амура описывали многие исследователи Сибири. См. подробнее: Словцов П.Л. Историческое обозрение Сибири. СПб., 1886. Кн.2. С.305—306.

54 Вероятно, автор описывает гуннские захоронения в Забайкалье. Для них были характерны Надмогильные курганные насыпи и деревянные погребальные камеры. В то же время обряда сжигать трупы гунны не знали.

55 Пожар 1679 г. уничтожил все постройки Вознесенского монастыря. В 1680 г. черный поп Гарасий получил грамоту от сибирского митрополита Павла на восстановление монастырского строения.

Источник: Летопись города Иркутска. Восточно-Сибирское книжное издательство. Иркутск. 1996

Выходные данные материала:

Жанр материала: Хронология | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Источники указаны | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2013 | Дата последней редакции в Иркипедии: 01 марта 2016