Новости

Забайкальская духовная миссия // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ, основана в 1681 по указу царя Федора Алексеевича и по благословению Патриарха Иоакима с целью распространения православия среди коренных народов Забайкалья, недавно перешедших в российское подданство.

Прибывшая из Москвы Даурская духовная миссия состояла из 12 человек во главе с игуменом Темникова Сретенского монастыря Тамбовской епархии Феодосием. В нее вошли иеромонах Макарий, иеродиакон Михаил, старцы Иона и Тихон и 7 монахов. Цент­рами миссии стали основанные миссионерами монасты­ри: Свято-Троицкий Селенгинский (1681) и Посольский Спасо-Преображенский (конец XVII в.). Начальный период деятельности первой православной миссии в Забай­калье был успешным. Коренное население (в основном буряты и тунгусы) активно принимало крещение. Образовывались целые селения новокрещеных. Христианская пропо­ведь среди населения Забайкалья начал святой Иннокентий (Кульчицкий), около 3 лет живший в Селенгинском монастыре (1722—25) в ожидании разрешения отъезда с миссией в Пекин и хорошо изучивший бурят-монгольский язык. Однако такое положение сохранялось недолго. К конце 1-й половины XVIII в. среди забайкальских бурят активно распространяется ламаизм, чему по условиям Буринского и Кяхтинского договоров (1727—28) российское правительство обязалось не препятствовать. В это время в Забайкалье прибыли 50 тибетских и 100 монгольских лам, которым ранее на территорию Забайкалья приезжать запрещали. В 1734 из-за опасения осложне­ний в отношениях с Китаем правительство накладывает вето на всякую деятельность православных миссионеров. Забайкальская миссия ослабевает. Как следует из отчета Забайкальской Духовной Миссии за 1868, она не имела правильной организации, недоставало и личности, около которой группировалось бы общество мисси­онеров. Рассматривая деятельность Забайкальской Духовной Миссии в XVIII в., епис­коп Селенгинский Вениамин (Благонравов) в «Письмах из Посольского монастыря» в 1864 писал о том, что 1-я Забайкальская Духовная Миссия в Селенгинском монастыре кончилась со смертью архимандрита Мисаила в 1743, а в Посольском монастыре — с на­значением его настоятеля архимандрита Илариона (Труса) в 1734 настоятелем Пекинской миссии с оставлением при должности посольского настоятеля. С восстановлением в монастыре игуменства в 1770-х гг. снова открылась миссионерская деятельность Посольского монастыря, но она не соответствовала местным потребностям: посольский игумен Иоиль один должен был ездить не только к селенгинским и хоринским бурятам, но даже за Яблоновый хребет в Даурию. В начале XIX в. прекратились ежегодные донесения посольских игуменов о новокрещеных.

Православная миссия за Байкалом вновь открыта в 1814 при епископе Иркутском Михаиле (Бурдукове; 1814— 30). В ее состав вошли священник Александр Бобровников, создатель 1-й грамматики монгольского языка (изд. в 1835), удостоенной Императором Академии Наук 2-й Демидовской премии, и креще­ный бурят Михаил Сперанский. В 1817 Российское Библейское общество предприняло попытку перевести Священное Писание на бурят-монгольский язык. Для этого в С.-Петербург направили хоринских бурят Бадму Мурисуна и Номто Одаина. Их сопровождал переводчик, иркутской губернии секретарь Василий Татауров. Перевод Нового Завета был завершен к 1826, отпеча­тан в типографии Библейского общества тиражом 2 000 экз. После открытия в 1818 Забайкальского отделения Библей­ского общества переводами и изданием библейских книг до 1840 занимались английские миссионеры. Они подготовили «Монгольский словарь», «Монгольскую грамматику», издали Библию и Евангелие. В 1834 в Забайкальской Духовной Миссии назначен селенгинский священник Владимир Межев, а в 1836 — укырский священник Авраамий Виногра­дов, однако, по мнению  Вениамина (Благонравова), ни английская, ни русская миссии в 1-й трети XIX в. не могли противостоять ламаизму. Выдающуюся роль в миссионерской деятельности среди бу­рят сыграл известный церковный деятель архиепископ Иркутский Нил (Исакович; 1838—53). Он много путешествовал по дальневосточным окраинам России и считается 1-м русским ис­следователем буддизма. Архиепископ Нил много сделал для осуществления переводов богослужебной литературы на бурятский язык. Его сподвижником по переводу священных и бого­служебных книг был протоиерей Николай Доржеев, монгол, до крещения — ревностный ламаист и сам лама. В после­дующем Н. Доржеев стал миссионером и священником. При его содействии на бурятский язык переведены литургия, вечерня, утреня, Служебник, Требник, Часослов, пес­нопения обихода, Триодь Постная, частично Псалтирь, 145 Евангельских и 97 Апостольских чтений. Еще большее развитие миссионерское дело в Восточной Си­бири получило при архиепископе Иркутском Парфении (Попове; 1860—73), который значительно улучшил организацию Иркутской и Забайкальской миссий, вызвал из России для миссионерского служения монахов, устро­ил много новых станов и школ. В 1866 заботами архиепископа Парфения открыто Иркутское отделение Православного Миссионерского общества, в 1870 переименованное в Ир­кутский Комитет Миссионерского общества. Этот Комитет наладил обширную издательскую деятельность. С 1867 архиепископ Парфений постепенно вводил во всех миссионерских храмах богослужение на бурятском языке. Миссия приучала ново­крещеных кочевников к оседлой жизни, выделяя им земельные наделы и устраивая школы и благотворительные учреждения. Намного труднее приходилось миссионе­рам Забайкалья, где ламы активно противодействовали христианской проповеди. Правительство, в свою очередь, не при­ветствовало стремлений миссионеров ввести крещеных бурят в управление Степных дум и тем самым ограничить влияние лам. Поэтому среди обращенных значительно больше было эвенков, якутов и тофаларов (карагасов), чем бурят и тунгусов. С 1861 для Забайкальской Духовной Миссии начинается новый этап. В целях усиления миссионерской деятельности среди забайкальских бурят уч­реждено Селенгинское викариатство Иркутской епархии. С этого времени миссия начинает получать сред­ства из казны. Первым епископом Селенгинским, началь­ником Забайкальской Духовной Миссии назначен епископ Вениамин (Благонравов; 1862—68). Местопребыванием Селенгинскому епископу определен Посольский Спасо-Преображенский монастырь. При нем миссионерская деятельность охватила территории всего Забай­калья, основаны 12 миссионерских станов — Кударинский, Селенгинский, Цаганусунский, Усть-Керанский, Анинский, Иргенский, Тугнуйский, Улюнский, Баунтовский, Агинский, Ононский, Голоустенский. К концу 1864 в штате миссии состояли 15 чел. Епископ Вениамин открыл народные школы при станах и в 1864 миссионерское училище при Посольском монастыре. В 1868 в Посольском монастыре миссионер, служению обучались 20 мальчиков из но­вокрещеных, в школах при миссионерских станах — 43. За 6 лет в миссии крещено 1 850 чел. Начальник миссии являлся и первым защитником новокрещеных. В своем сочинении «Жизненные вопросы Православной миссии в Си­бири» преосвященный Вениамин ярко показал бедственное по­ложение христиан-бурят в тех местах, где начальниками были нехристиане. Сподвижники и последователи епископа Вениамина не только проповедовали православие среди коренного населения на местных языках, переводили на них церковные книги, но и помогали бурятам, покупали для них лекарства, выделяли землю перешедшим в православие, способствовали обучению нерусского населения в школах и епархиальных училищах. В 1877 в миссионерское училище при Посольском монастыре обучались 26 мальчиков, в школах при миссионерских станах — 92 ученика, в том числе 15 девочек. Для больных и престарелых новокрещеных в Забайкальской Духовной Миссии действовали 2 богадельни: при Посольском монастыре и при Онинской церкви. К 1878 на территории Забайкальской области общее число новокрещеных составило 17,5 тыс. человек и 122,5 тыс. оставались некрещеными. В 1879 указом императора Александра II Селенгинская ка­федра Иркутской епархии перенесена из Посольского монастыря в Читу, туда же переместился центр Забайкальской Духовной Миссии. К этому времени при 18 миссионерских станах в Забайкаль­ской миссии трудились 34 человек: 17 миссионеров (в т. ч. 6 иеромонахов, 11 священников), 1 диакон и 16 при­четников. Продолжателями дела епископа Вениамина стали начальники Забайкальской Духовной Миссии, епископы Селенгинские — Мартиниан (Муратовский; 1869—77), Мелетий (Якимов; 1878-89), Макарий (Дарский; 1889-92); затем епис­копы Забайкальские и Нерчинские — Георгий (Орлов; 1893-98), Мефодий (Герасимов; 1898-1912), Иоанн (Смирнов; 1912—16), священномученик Ефрем (Кузнецов; 1916), епископ Селенгинский, викарий Забайкальской епархии (расстрелян в 1918 в Москве), а также Мелетий (Заборовский; 1916—22). После революции 1917 деятельность Забайкальской Духовной Миссии становилась проблематичной из-за начавшегося разгрома РПЦ. В 1922 в Харбине во епископа Селенгинского, викария Забайкальской епархии рукоположен священник Сергий Старков. Епископ Софроний (Старков) в том же году вернулся в Читу, в 1923 его арестовали. В 1927 епископом Забайкальским и Нерчинским назначен епископ Евсевий (Рождественский), с 1930 — в сане архиепископа. В 1930 Забайкальская епархия упразднена, а с ней и Забайкальская Духовная Миссия. Возрождение миссионерской деятельности РПЦ в Забайкалье относится к 1994 и связано с восстановлением Забайкальской епархии в прежних границах.

Лит.: Труды православных миссий Восточной Сибири. Ир­кутск, 1883. Т. 1; 1884. Т. 2; Труды православных миссий Иркут­ской епархии. Иркутск, 1885. Т. 3.

Протоиерей Борис Пивоваров

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 30 января 2017

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Историческая энциклопедия Сибири | Сибирь | История Сибири