ЮКАГИРЫ (тунгусский, «говорящие невнятно», «ледяные старики»), вадул, одул (самоназвание, «могучий, сильный), этал, этел (корякский, чукотский), омоки (устаревший русский), народ в РФ. Живут в Верхнеколымском (таежные Юкагиры, или одул) и Нижнеколымском (тундренные Юкагир, или вадул) районах Республики Саха (Якутия), Алаиховском и Анадырском районах Чукотского автономного округа. Численность Юкагиров (тыс. человек): конец XVII в. — 2,5, первая половина XVIII в. — около 1, 5, 1897 - 0,9, 1926 - 0,4, 1959 - 0,4, 1970 - 0,6, 1979 — 0,8, 1989 — 1,1, 2002 — 1,5. Юкагиры относятся к байкальскому (палеосибирскому) антропологическому типу североазиатской расы. Говорят на юкагирском языке. Некоторые лингвисты выделяют урало-юкагирскую семью языков. Юкагиры разговаривают на таежном и тундровом диалектах. Широкое распространение имеют русский, чукотский, эвенский и якутский языки. Письменность создана в 1970-х гг. на основе русской графики и тундрового диалекта. До ХХ в. сохранялась пиктограммная письменность на бересте.
Большинство исследователей связывают Юкагиров с древним населением Восточной Сибири 1 тыс. до н. э. В 1—2 тыс. н. э. в ходе расселения в Восточной Сибири тунгусских (эвенки, эвены) и тюркских (якуты) народов произошло сокращение этнической территории Юкагиров и отчасти их ассимиляция. Пришедшие в середине XVII в. русские застали Юкагиров на территории от Лены до Анадыря. Притеснения со стороны казачьей администрации, военные столкновения с соседними народами (якутами и другими) и эпидемии привели к сокращению численности Юкагиров и изменению этнические территории.
Юкагиры делились на 12 территориальных групп («родов»), состоявших из более мелких подразделений — родов. Род возглавлялся старейшиной, часто выполнявшим функции шамана. Были также военные лидеры. Вселенная представлялась разделенной на верхний, средний и нижний миры, соединенные рекой. Традиционные верования — шаманизм, верховный небесный бог Хойл, культы духов, огня, предков, солнца, медвежий культ, жертвоприношения собак, промысловые обряды, праздник весны — Шахад-зибе. Современные Юкагиры — православные. Семья большая патриархальная, преобладание матрилокальности, билинейная экзогамия, наследование патрилинейное, вытеснявшая матрилинейность. Существовали обычаи левирата, избегания (табу на общение отца с женатым сыном и невесткой и др.). С конца XIX в. распространился институт калыма.
Традиционные занятия — полукочевая и кочевая охота на северного оленя, транспортное оленеводство (с XVI в.), рыболовство (подсобное значение) у тундровых Юкагиров; охота на копытных животных, рыболовство (удочки, сети, ловушки) и собирательство у таежных Юкагиров. Летом передвигались на оленях верхом, зимой — на дугокопыльных нартах. Тундровые Юкагиры использовали собачьи прямокопыльные нарты. По воде перемещались на берестяных, долбленых и дощатых лодках, треугольных плотах, по снегу — на ступательных подшитых камусом лыжах, голицах.
Примитивный характер металлообработки: ковка, литье. Жилища — полуземлянки-чандалы, конический шалаш из тонких бревен, крытых дерном, чум с корьевым или ровдужным покрытием. Во второй половине XVIII в. распространяются срубные юрты и цилиндроконические чумы, заимствованные соответственно у якутов и эвенов. В хозяйственных целях использовали лабазы.
Традиционная одежда во многом аналогична эвенкийской и эвенской. Носили распашной кафтан летом из ровдуги, а зимой из оленьих шкур. Сзади пришивали «хвосты» из тюленьих шкур: у мужчин — раздвоенные сзади, у женщин — по бокам. Мужчины носили пояс. Под кафтан надевали нагрудник, штаны: летом — кожаные, зимой — меховые. Особенностью костюма был воротник из беличьих хвостов — боа. Была распространена зимняя одежда из ровдуги, напоминающая чукотскому камлейку и кухлянку. Летняя обувь была из ровдуги, с ноговицами, завязывающимися ремешками у бедра и щиколотки, зимой — высокие торбасы и чулки из меха. Женская одежда отличалась легкостью и применением разноцветного меха. Праздничная одежда украшалась оленьим волосом, мехом, аппликацией, бисером и т. д. Бытовали серебряные, медные и железные украшения.
Основная пища — мясо (сушили, коптили и т. д.), рыба (вареная, вяленая, мороженая, ферментированная), грибы, корни, ягоды, жир и лепешки из икры. Рыбу хранили в виде юколы и употребляли с оленьей кровью. В качестве возбуждающего средства употребляли мухомор. Утварь деревянная и берестяная, в преданиях упоминается гончарство.
Основные жанры фольклора — «вороний» эпос, предания, рассказы и сказки. Танцы — круговой (лонгдол) и парный подражательный («Лебедь»).
Современные Юкагиры занимаются оленеводством, пушным промыслом, рыболовством. Создаются родовые общины, фольклорные ансамбли. В силу дисперсного расселения в многонациональных поселках происходят ассимиляционные процессы.
Лит.: Юкагиры: Историко-этнографический очерк. Новосибирск, 1975; Симченко Ю.Б. Культура охотников на оленей Северной Евразии. М., 1976; Туголуков В.А. Кто вы, юкагиры? М., 1979; Гоголев А.И. История Якутии (Обзор исторических событий до начала XX в.). Якутск, 1999; Иохельсон В.И. Юкагиры и юкагиризированные тунгусы. Новосибирск, 2005.
В.В. Николаев
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей