Новости

Якутская литература // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ЯКУТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Возникновение и начало распространения письменности на якутском языке относится к концу XVII в. и связано с деятельностью русских миссионеров. Всего до 1917 на якутском языке было издано более 40 книг. Решающую роль в возникновении якутской художественной литературы сыграла книга О.Н. Бётлингка «О языке якутов» (1851), в которой были опубликованы «Ахтыылар» («Воспоминания») А.Я. Уваровского (1800—61). Это автобиографическое сочинение стало первым памятником художественной прозы народа саха: повествование о жизни автора включает лирические отступления, рассказы о поездках по Якутии, пейзажные и портретные зарисовки. Язык «Воспоминаний» богат об­разными выражениями, почерпнутыми из якутской речи, их автор записал образцы фольклора, в частности, текст олонхо (героического эпоса).

Издание О.Н. Бётлингка послужило толчком к со­биранию фольклорных текстов на якутском языке: начиная со второй  половины XIX в. появляется большое количество записей народных песен и олонхо, хранящихся в архивах Санкт-Петербурга. Так, М.Н. Андросова-Ионова (1864—1941), признан­ная первой якутской поэтессой, не только записала образцы олонхо, но и в стиле народного эпоса создала свое оригинальное произведение, основанное на реальных событиях, — "Кюлкюл Беге и Силирикэн старуха".

Помимо фольклора на становление якутской художественной словесности оказала влияние русская литература, в частности, про­изведения писателей-декабристов, И.А. Гончарова, В.Г. Короленко, В. Серошевского и других о жизни народа саха в XIX в.

К началу ХХ в. относится начало творчества осново­положников якутской литературы — А.Е. Кулаковского, В.В. Ники­форова, А.И. Софронова-Алампа, Н.Д. Неустроева (1895—1929). Выдающийся поэт и прозаик, фолькло­рист и этнограф А.Е. Кулаковский в это время создает свои главные художественные произведения, показав образцы творческого использования фольклора. Им написано стихотворение «Благословение Баяная» (1900), признанное первым художественным произведением якутской литературы, поэма «Сновидения шамана» (1910), в форме шаманского пророчества выразившая социальную проблематику, другие сочинения, связанные с национальными фольклорными традициями и содержащие раздумья поэта над острыми проблемами современности и над судьбами своего народа («Портреты якутских женщин», 1904; «Дары реки», 1909; и др.). Произведения А.Е. Кулаковского распро­странялись в списках и уже в те годы снискали автору известность мастера слова (опубликованы в 1924—25).

Драма В.В. Никифорова «Манчаары екун» («Раз­бойник Манчары», 1906), опубликованная в 1912 и сразу переведенная на русском языке, многие годы затем стави­лась на сценах Якутска и в улусах и оказала значительное влияние не только на драматургию, но и на все жанры якутской литературы. В этой пьесе впервые воплощен легендарный образ благородного разбойника, защитника бедноты Манчары, занявший впоследствии особое место в образной систе­ме якутской литературы. В начале  ХХ в. популярностью пользовались и драмы А.И. Софронова: «Дьадщы Дьаакып» («Бедный Яков», 1914), «Таптал» («Любовь», 1915—16), «Олох дьэбэрэтэ» («Тина жизни», 1919) и др. Следуя традици­ям А.Н. Островского, А.И. Софронов разработал основные принципы якутской драматургии.

Н.Д. Неустроев первым в якутской драматургии обра­тился к жанровой форме комедии. К 1915 относится первый написанный им рассказ «Дикая жизнь». Этот и другие рассказы Неустроева пронизаны лиризмом и мягким юмором.

С 1917 начинается новый этап развития истории якутской литературы. Основоположником якутской советской литературы стал выдающийся поэт, прозаик, драматург, фольклорист и лингвист П. Ойунский (П.А. Слепцов). Он создает ряд стихов революционного и лирического содержания, некоторые из них стали попу­лярными песнями («Власть Советам»), создает драматическую поэму «Красный шаман» (1917, 2-я редакция 1925), разрабатывает силлабо-тоническую систему стихосложения примени­тельно к якутскому поэтическому языку. В поэзии и прозе П. Ойунского соединились фольклоризм, романтическая стилистика и острая социальная проблематика. Использование фольклорных форм в произведениях становится общей особенностью многих произведений, созданных в 1920—30-е гг. Основной тематикой поэзии, драматургии, прозы этих лет стало критическое осмысление дореволюционного прошлого, критика шаманиз­ма и религиозных взглядов, пропаганда образования, интернациональной солидарности с другими народами, освещение событий Гражданской войны, прославление идей социализма. Произведения С.Р. Кулачикова-Элляя, А.А. Иванова-Кюндэ, А. Кудрина-Абагинского, С.С. Яковлева (Э. Эристин), К. Сокольникова, С.А. Саввина (К. Джирибинэ), Н.Е. Мординова, Н.Д. Неустроева составили ядро якутской литературы. Создание Союза советских писателей в 1934 повлияло на упрочение в творчестве писателей Якутии этих лет принципов «социального реализма». В поэмах М. Новикова-Урастырова «Коммунист Семен» (1932), С.  Васильева-Борогонского «Артель Романа» (1930), драмах А. Аччыгыйа «Человек» (1938), «От колонии к коммуне» (1932), произведениях П. Ойунского, П. Туласынова, И. Винокурова-Чагылгана, Д.К. Сивцева (С. Омоллон), С. Ефремова и другие создавались образы строителей социализма. В это время в связи с усилением идеологизации литературы, характерным для СССР в целом, подверглась резкому гонению лирика.

В годы Великой Отечественной войны в поэзии возрождаются традиции устного народного творчества, на лирику оказывают влияние фольклорные жанры благо­словения, проклятия. Поэты воспевают подвиги якутских героев войны снайпера Д.А. Гуляева, Героя Советского Союза Ф. Попова, эвена снайпера Кульбертинова и др. Стихотворения С.Р. Кулачикова-Элляя, К. Урастырова, М. Кузьмина-Хара, М. Тимофеева-Терешкина, Т. Сме­танина, С. Васильева и др. пользовались огромной попу­лярностью. Значительными достижениями прозы стали романы Э. Эристина (С.С. Яковлев) «Молодежь Марыкчана» (1942) , А. Аччыгыйа «Весенняя пора» (1944, 1-й ва­риант). Теме войны посвящены очерки А. Аччыгыйа, С. Омоллона, рассказы С. Данилова, Н.Г. Золотарева (Н. Якутского) и др. Заметно оживилась публицистика, зарождается детективный жанр (Дм. Таас «Золотой гроб»,1941-42).

Заметным явлением в драматургии военного времени ста­ли пьесы «Долг», «Враги» С. Ефремова, «Сайсары» (1943)     С. Омоллоона, посвященные труду работников тыла. В. Протодьяконов-Кулантай в пьесе «Партизан Морозов» (1943) написал об участии саха Дапсырова в событиях войны вместе с советскими солдатами других нацио­нальностей. Не все темы могли получить освещение в произведениях 1940-х гг.: описания фашистских концлаге­рей, факты массовой голодовки в тылу стали известны в подробностях и проникли на страницы печати лишь спустя десятилетия.

После войны якутская поэзия обогатилась новыми поэтическими сборниками С. Данилова, К. Урастырова, С.Р. Кулачикова-Элляя, С. Васильева, И. Эртюкова и др. В поэзии преобладала тема прошедшей войны, судьба бывших солдат. Появились повести Н. Якутского «Золотой ру­чей», С. Данилова «Твои друзья», Т. Сметанина «Егор Чэрин», Н. Мординова «Друзья», Н. Габышева «В далеком Амычане» и др. Тема восстановления народного хозяйства, возвращения к мирной жизни затронута в про­изведениях А. Абагинского, Л. Попова, Б. Хабырыыса, П. Тобурокова, И. Гоголева, М. Ефимова и др. Заметен интерес к сатирической поэзии, детской литературе. Появились первые переводы произведений якутских писателей за рубежом. Большую известность получила драма Т. Сметанина «Лоокуут и Нюргусун» (1951), не сходящая со сцены до наших дней.

Для этого этапа характерно отрицание литературного наследия классиков якутской литературы, особенно репрессированных П. Ойун­ского, И. Арбиты и др. В период хрущевской «оттепели» начинают издавать­ся собрания сочинений А.Е. Кулаковского, А.И. Софронова, Н.Д. Неустроева, а после реабилитации П. Ойунского в 1955 выпущено 7 томов его произведений.

1960-е гг. стали этапом открытия якутской литературы для общесоюзного читателя. Под руководством С. Данилова проводится активная переводческая деятельность с якутского на языки народов СССР, и произведений писателей других народов страны на якутский язык. Появляются романы в стихах С. Васильева «Млад­ший сын» (1961), И. Гоголева «Солнечная гора» (1962), Р. Багатайского «Сыновья и невестки» (1964); повести в стихах К. Урастырова, М. Тимофеева посвящены теме недалекого исторического прошлого: 1930-м, 1940—50-м гг. Теме развенчания культа личности И.В. Сталина посвящены произведения Р. Багатайского, Б. Хабырыыса. В рома­нах И. Гоголева, Р. Багатайского заметно влияние рома­на в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Поэзия обогащается новыми формами коротких стихотворений, сонетами (И. Гоголев, Н. Герасимов-Айталын, М. Ефи­мов, В. Сивцев). Отточенностью формы отличаются произведения С. Руфова, сделавшего переводы сонетов В.  Шекспира, «Витязя в тигровой шкуре» Ш. Руставе­ли. Особым лиризмом отличаются стихи В. Потаповой, Н. Харлампьевой, Н. Михалевой-Сайа, О. Корякиной- Умсууры, В. Петровой-Венеры.

Главные достижения в прозе 1960-х гг. связаны с име­нами Н. Якутского, С. Данилова, И. Гоголева, А. Сыромятниковой, В. Гаврильевой. В их произведениях обобщены образы представителей нового поколения, глубоко осмысляется историческое прошлое. Особенно замет­но обогащение жанра рассказа, создаются миниатюрные юмористические произведения (Н. Габышев). Якутская литература художественно отразила перемены во всех сферах общественной жизни: в сельском хозяйстве  («На водоразделе рек» В. Яковлева, «Белый по­ток» якутского прозаика Н. Заболоцкого и др.), педагогике («Пока бьется сердце» С. Данилова). В 1970—80-е гг. появляются романы П. Аввакумова, В. Протодьяконова- Кулантая, В. Соловьева (Б. Боотур), Л. Попова; среди них — несколько дилогий, трилогий. Возникает жанр фан­тастики (Г. Угаров «Звезда Долбора», «Омертвевшие антенны»); Е. Неймохов, Н. Борисов-Уус развивают детективный жанр.

Для драматургии 1960—70-х гг. характерен интерес к социальным процессам современности (реорганизация села, становление промышленности). Социальной тематике посвящены пьесы Л. Габышева, Л. Попова, С. Ефремова, И. Гоголева, А.  Аччыгыйа и другие. Особенно популярны пьесы И. Го­голева. «Театр Гоголева» обогатил драматургию жанром пьесы-сказки, трагикомедией, драмой, притчей, сатирических комедией. До сих пор пользуется успехом его комедия «Наара Суох» (1964). На исторические темы созданы пьесы и драмы С. Данилова, Н. Лугинова, И. Дмитриева-Сиэн Чолбодук, С. Ермолаева (С. Екер), В. Васильева- Харысхал. Среди них остротой постановки вопросов отличаются пьесы С. Ермолаева.

Репертуар якутских театров часто включает инсцениров­ки литературных произведений, среди них наиболее известной стала пьеса А.С. Борисова «Желанный мой голубой берег», написанная на основе повести Ч. Айтматова «Пегий пес, бегущий краем моря». Современная якутская драма­тургия активно ищет новые сценические формы, обращается к мифологическим источникам, стремится отразить интерес к общечеловеческим проблемам и ценностям. В 1980—90-е гг. создаются киносценарии (С. Ермолаев, Е. Неймохов, А.  Дойду), начали появляться якутские фильмы («Чер­ная маска», «Журавли над Ильменем» по сценариям Е. Неймохова).

Заметными явлениями прозы последних десятилетий стали романы В. Яковлева-Далана «Тыгын Дархан» (1993), трилогия Н. Лугинова «По велению Чингис­хана» (1997—2005). В области документальные повести и романа создали новые произведения И. Федосеев, Г. Борисов, В. Яковлев-Далан. Роман И. Гоголева «Не отвергайте Богиню Милосердия» (1993) обозначил наступление нового этапа в якутской литературе, связанного с рас­крытием суровой правды как прошлых лет, так и современной действительности. Его роман «Третий глаз» (1999), отличающийся мифологизированным восприятием прошлого, в 2005   издан на немецком языке. По мнению исследователей, он совершил творческий прорыв в романном мышлении.

Лит.: Очерк истории якутской литературы. М., 1970; Сафро­нов Ф.Г., Иванов В.Ф. Письменность якутов. Якутск, 1992; Тобуроков Н.Н., Сыромятников Г.С., Габышев Н.А., Михайло­ва М.Г. История якутской литературы (середина XIX — начало ХХ века). Якутск, 1993. Т. 1; Литература Якутии ХХ века (историко­литературные очерки). Якутск, 2005.

Н.Н. Тобуроков

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири