ЯКУТСКАЯ И ВИЛЮЙСКАЯ (ЛЕНСКАЯ) ЕПАРХИЯ РПЦ. В XVII - начале XVIII в. церкви и монастыри Восточной Сибири входили в состав Сибирской и Тобольской епархии. В восточной части епархии были образованы отдельные церковные благочиния (десятины), подчиненные непосредственно митрополиту, в их числе и самое большое по площади — Якутское. В 1731 по ходатайству иркутского епископа Иннокентия (Кульчицкого) Якутская десятина включена в состав Иркутской епархии на правах отдела Якутского заказа. По решению Синода в 1852 Якутская область вошла в состав созданной в 1840 Камчатской, Курильской и Алеутской епархии. В 1853 ее архиепископ Иннокентий (Вениаминов) перенес в Якутск архиепископскую кафедру, избрав местом жительства Якутский Спасский монастырь.
По предложению архиепископа для облегчения миссионерской работы в 1858 указом Синода в составе Камчатской епархии образованы 2 викариатства: Новоархангельское на Аляске и Якутское. Кафедру архиепископа перенесли в Благовещенск, и духовной главой Якутии стал викарный епископ. Учреждение викариатства, значительно расширившего и укрепившего самостоятельность якутского духовенства, стало заключительным этапом на пути к основанию самостоятельной епархии, учреждению которой способствовало и выделение в 1851 Якутии в отдельную административную единицу. В качестве причин для образования самостоятельной епархии архиепископ Иннокентий (Вениаминов) указывал на обширность территории Якутской области и наличие населения со своим языком. Он считал, что глава духовенства Якутии должен знать якутский язык и проживать в области. В 1870 император подписал указ об образовании Якутской и Вилюйской епархии с кафедральным городом Якутском (кафедральный собор — Свято-Троицкий храм). Православное население Якутии в этот период составляло 234 624 человек, в области действовало 35 церквей (кроме монастырских) и 120 часовен, треть из которых можно считать приписными в связи с постоянным проживанием в них причтов.
К середине XIX в. в основном была закончена христианизация населения области. Главной задачей РПЦ в Якутии становится укрепление православия. Якутская епархия в синодальном ведомстве всегда числилась на особом счету в связи с природными и климатическими условиями края, обширностью его территории, отдаленностью от Центра, разбросанностью населенных пунктов, низкой плотностью, особым менталитетом коренного населения, влиянием шаманизма, языковыми особенностями, спецификой хозяйствования. Высшие церковные власти России, учитывая трудности проживания в Якутии, специфику распространения и утверждения здесь православия, проводили гибкую политику. Замена выборных церковных старост причтом (исполнявшим обязанности старост за денежное вознаграждение) с обязательством ведения им приходского делопроизводства — один из примеров признания особенностей Якутской епархии. С начала христианизации края ведущая роль в просвещении местного населения принадлежала миссионерам. Территория каждого прихода в Якутском крае обычно составляла сотни или даже тысячи верст, а населенные пункты могли состоять из нескольких юрт. Священники для исполнения своих обязанностей совершали длительные поездки. Своеобразные условия пастырского служения требовали и особой пастырской практики, которая нашла выражение в создании походных церквей и станов. В 1844 в области учреждены 2 походные церкви — Николаевская и Благовещенская, в каждой по 2 священника и 2 причетника, и несколько позднее — Чукотская миссия. Причт Николаевской церкви был обязан совершать миссионерские поездки в северо-восточную часть области, а походное духовенство Благовещенской церкви — в северо-западную часть. Походным священникам вменялось в обязанность вести журналы наблюдений и ежегодно предоставлять их в Синод. Таким образом, они выступали и в роли первых исследователей Якутского края. В одном из отчетов обер-прокурора Синода отмечалось, что в Якутской епархии миссионерские труды несет все приходское духовенство, а не одни миссионеры. Именно этим объясняется существование в области к 1870 большого количества часовен (что позволяло в дальнейшем превращать их в церкви). Якутские часовни отличались от часовен Европейской России: во многих из них имелся алтарь, наличие которого обязательно для церкви, т. к. алтарь позволяет служить литургию. Но и при отсутствии алтаря священнослужители, Камчатской и впоследствии Якутской епархии имели право служить литургию. Для этого необходимо было наличие антиминса (специального алтарного покрова), но походного. Якутским священнослужителям в некоторых случаях разрешалось совершать обряды венчания в запрещенные церковью дни, упрощался и сам обряд (без письменного заявления, оглашений и прочего).
Обеспечение духовного ведомства епархии складывалось из государственного содержания и поступлений из местных источников. Духовенство Якутской епархии получало жалованье по высшим нормам. Суммы, выделяемые государством на финансирование епархии, постоянно возрастали, что было связано как с увеличением количества церквей и приходов, так и с пониманием роли духовенства в укреплении государственного строя в крае.
Первые священники-миссионеры, посетившие Якутский край, заложили традицию изучения якутского языка. Архиепископ Иннокентий (Вениаминов) основал духовно-цензурный комитет якутских переводов и ввел практику проведения церковных служб на якутском языке. Священнослужителей к церквам назначали с учетом знания языка коренного населения. Об успехах деятельности РПЦ в регионе в 1870—1919 свидетельствуют увеличение численности якутского духовенства, умножение храмов с 37 до 134, расширение церковного землевладения, распространение в области русского брачного права. Сформировалась разветвленная структура духовного ведомства Якутской епархии — консистория, благочиния, попечительство, ревизионный комитет, комитет миссионерского общества, церковно-миссионерское Братство Христа, училищный совет, училища, семинария, духовные школы, отдел Палестинского общества, духовные комиссии, редакция журнала «Якутские епархиальные ведомости», свечной и книжные склады. Духовенство взаимодействовало с органами управления Якутской области — участвовало в работе различных комиссий и комитетов, предоставляло светским органам и учреждениям данные о численности населения и его состоянии, сотрудничало в проведении медицинских мероприятий. Якутское население воспринимало нормы и обычаи православия как через христианские обряды, так и через духовный суд, предоставлявший возможность официальные расторжения брака. Церковное реформирование, начавшееся в России после революции 1905—1907, в Якутии, в силу ее отдаленности, остановилось на первой стадии: введенные вместо духовной консистории новые органы управления — епархиальные советы — не успели себя реализовать из-за изменившейся в стране обстановки.
В годы советской власти многие представители духовного ведомства Якутии стали объектом репрессий, и епархия фактически перестала существовать. К 1936 на территории Якутской АССР действовала одна Николаевская церковь в Якутске (обновленческая), в 1958 — 2 церкви РПЦ: Якутская Николаевская и Олёкминская, входившие в состав Якутского благочиния Иркутской епархии. В 1993 в связи с начавшимся возрождением РПЦ решением Священного Синода образована Якутская епархия РПЦ. На 1 января 2005 в епархии имелось 50 приходов и женский монастырь (с 12 насельницами). В их числе 22 храма и 20 молитвенных домов. Духовную службу несут 32 человека.
Епископы Якутские, викарии Камчатской епархии: Павел (Попов; 6 марта 1860 — 9 ноября 1866), Петр (Екатериновский; 9 ноября 1866 — 3 июля 1867), Дионисий (Хитров; 9 февраля 1868 — 12 декабря 1883) — епископ Якутский, викарий Камчатской епархии, затем епископ Якутский и Вилюйский; епископы Якутские и Вилюйские: Иаков (Домский; 8 января 1884 — 28 мая 1889), свт. Мелетий (Якимов; 5 июля 1889 — 14 октября 1896), Никодим (Преображенский; 14 октября 1896 — 27 сентября 1898), Никонор (Надеждин; 27 сентября 1898 — 17 января 1905), Макаров (Павлов; 17 января 1905 — 1 мая 1909), Иннокентий (Пустынский; 1 мая 1909—12), Мелетий (Заборовский; 23 февраля 1912 — 26 января 1916), Евфимий (Лапин; 26 января 1916—1920), Софроний (Арефьев; 1920—22), Иринарх (Синеоков-Андреевский; 1923—25), Софроний (Старков; 1926); епископы Колымские, викарии Якутской епархии: Синезий (Зарубин; 1927—28), Серафим (Виноградов; 1929—37), Венедикт (Пляскин — епископ Хабаровский и Владивостокский, управляющий приходами Якутского и Читинского викариатства Иркутской епархии, Герман (Моралин; 28 марта 1993 — 17 августа 2004 — епископ Якутский и Вилюйский, затем архиепископ Якутский и Ленский, Зосима (Давыдов; с 27 сентября 2004) — епископ Якутский и Ленский.
Монастыри: Якутский Спасский монастырь, мужской (1663—1920); Якутская Покровско-Нининская миссионерская община, женская (1901—04); Свято-Покровский монастырь, женский (с 1996).
Лит.: Наумова О.Е. Иркутская епархия XVIII — первая половина XIX в. Иркутск, 1996; Сафронов Ф.Г. Православное христианство в Якутии. Мирный, 1997; Шишигин Е.С. Якутская епархия (краткий исторический очерк). Мирный, 1997; Юрганова И.И. Из истории миссионерства в Якутии // Якутский архив. 2002. № 3; Она же. История Якутской епархии. 1870—1919 гг. (Деятельность духовной консистории). Якутск, 2003.
И.И. Юрганова
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей