ТУВИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, литература народов Тувы. Развивается на тувинском, русском и других языках. Возникновению тувинской литературы предшествовало устное народное творчество: героические сказания (маадырлыг тоолдар), богатырские сказки (см. Тувинский героический эпос), разные жанры сказок (тоолдар), мифы, легенды и предания (тоолчургу чугаалар, т= =г\л\г чугаалар), песенное творчество (ыры и кожамыктар), обрядовая поэзия (алгыш-й=рээлдер), скороговорки (д\рген чугаалар), а также малые жанры фольклора - загадки (тывызыктар), пословицы (\легер домактар) и поговорки (чечен с=стер).
Первые тувинские письменные памятники создавались под влиянием монгольской летописной традиции на старомонгольском языке. Зарождение литературного процесса нового времени относится ко второй половине 1920-х гг. и связано с культурной революцией в Тувинской Народной Республике. Первые литературные произведения публиковались на монгольском языке. С 1930 с созданием тувинской письменности на основе латинской графики издавались первые книги на тувинском языке: сборник «Как оковы были разбиты» («Kinfini Caza баркапь»), 1931; книги для чтения «Маленькие строители» («Bicii turguzukcular»), 1931; «Наш труд» («Bistin azъl»), 1934; «Давайте учиться» («Oorenili»), 1936; и др.
Во второй половине 1920-х гг. появляются первые произведения тувинской драматургии: импровизированные пьесы, сочинения коллективных авторов («Хам-оол», «Ханский закон», «Чечен-кыс»), а также агитские пьесы А. Пальмбаха («Обезвредим противников колхоза» - «Колхозка саат кылырларны узуткаалыёар», 1931); С. Тока («Женщина», 1935), В. Кок-оола («Не забудем джута», 1935) и др. На развитие драматургии в Туве оказала влияние созданная в 1936 при Учебном комбинате театральная студия.
Основоположники тувинской литературы — В. Кок-оол, С. Сарыг-оол, С. Пюрбю, С. Тока, О. Саган-оол, Б. Xовенмей и др. Их пьесы, стихи, рассказы, позже повести и романы, публиковавшиеся на страницах республиканских газет и журналов и в сборниках, закрепили в Туве феномен литературного творчества и создали основу современного тувинского литературного языка. С 1946 издается литературно-художественный альманах «Улуг-ем».
Тувинская проза представлена жанрами рассказа (чечен чугаа), очерка, повести (тоожу) и романа. Ранние прозаические произведения малой формы 1930-х гг. написаны как беллетризованные воспоминания, рассказы для чтения, анонимные фельетоны. В 1930—60-е гг. с появлением произведений более крупных форм определились жанровые различия рассказа, повести и романа. Во второй половине 1950-х — начале 1960-х гг. выходят книги С. Тока («В берестяном чуме»), С. Сарыг-оола, О. Саган-оола, С. Сюрюн-оола, С. Пюрбю. Тематика их разнообразна: прошлое и настоящее Тувы (О. Саган-оол «Парень из сумона», 1951; С. Пюрбю «Повесть об Эргеппее», 1959), происшествия из жизни охотников (С. Пюрбю «Рассказы Шынаппая», 1958; «Человек — дитя природы», 1969), перипетии личной жизни героев (С. Сарыг-оол «Рассказы», 1955; С. Сюрюн-оол «Рассказы», 1959). В 1960-х гг. появляются романы М. Кенин-Лопсана, О. Саган-оола, К.-Э. Кудажи, С. Сарыг-оола.
Наиболее известные прозаические произведения тувинской литературы последних десятилетий XX — начала XXI в. — романы С. Тока «Слово арата», М. Кенин-Лопсана («Юрта табунщика», 1980; «Буян Бадыргы», 1999; «Исчезнувшая девушка», 2001), дилогия С. Сарыг-оола «Повествование Ангыр-оола» (в рус. пер. «Повесть о светлом мальчике»), тетралогия К.-Э. Кудажи «Улуг- Xем неугомонный» (1973—90), романы о современниках О. Саган-оола («Неудержимые», «Родные люди»). Морально-нравственную проблематику раскрывают повести и романы С. Сюрюн-оола («Клятва матери», «Ворон, говорящий по-тувински» и др.), проза М. Дуюнгара «Волчья ночь» (1991) и др. Исторической тематике посвящены повести и романы Э. Донгака («Маралье заклинание», 1986), О. Сегленмея («Борьба за жизнь»), М. Кожелдея («Вдали от родины»). Картину жанрового многообразия тувинской прозы дополняют сатирические рассказы В. Монгуша («И смех, и грех», 1975) и лирические новеллы М. Доржу («Серьги», 1989).
Значительными литературными событиями стали историческая повесть Б.-Б. Та-раачы «Кайгал» (1994), исторический роман «Кудерек, носящий титул Льва» (1996). Документальная детективная повесть К.-Э. Кудажи «Плач» (1999), рассказы Ш. Монгуша посвящены теме нравственного кризиса и его социальных последствий, распада семейных устоев, национальных традиций.
Поэзия как наиболее популярный вид словесного творчества отличается тематическим и жанровым разнообразием. Для стихотворений первых профессиональных поэтов (С. Сарыг-оола, Б. Xовенмея и др.) и более поздних советских поэтов характерен пафос социалистических преобразований, в стихах Ю. Кюнзегеша присутствуют гражданские мотивы; С. Пюрбю, М. Доржу, B. Серен-оол, А. Даржай, З. Намзырай создают любовную лирику. В 1990-е гг. происходит обновление художественных средств поэзии: расширение образного строя, отказ от канонизированных форм народной поэзии (традиционного восьми- и двенадцатисложника) и выбор новых ритмичных основ: К. Черлиг-оол, М. Кужугет используют редкий ранее девятисложник, Э. Мижит — верлибр, форму стихотворения в прозе.
Тувинская детская литература представлена именами Л. Чадамба, C. Сарыг-оола, Экер-оола Кечил-оола, а также отдельными произведениями — рассказами О. Биче-оола, X. Ойдан- оола, «Рассказами дедушки Xоорээра» М. Олчей-оола, сказами О. Сегленмея, легендами С. Таспая, загадками-рассказами А. Шоюна, повестью для детей «Тайна цветущей ивы» Е. Тановой и др.
Тувинскую драматургию представляют ставшие классикой комедии С. Тока «Тонгур-оол» и К. Кудажи «Проделки Долумы», трагедия В. Кок-оола «Xайыран бот», пьесы С. Пюрбю «Красный поток», О. Саган-оола «Пробуждение», а также пьесы современных авторов В. Серен-оола, Е. Тановой, К. Сагды, О. Чылгычы, Э. Мижита. Зрительский успех имели пьесы О. Чылгычы «Кровавые следы» (1991), «Комбикорм, шляпа и любовь» (1987); Э. Мижита «Кто ты, Субедей-богатырь?», «Вихрь Кара-Дага»; пьесы для детей Е. Тановой («Волшебная стрела») и другие.
За пределами Тувы широко известно творчество двуязычного поэта Э. Мижита, отличающееся художественной самобытностью, глубоким проникновением в личностный мир лирического героя, осмыслением серьезных философских вопросов (циклы «Ожившее время», «Семь светильников» и др.). Цикл верлибров Э. Мижита публиковался в журналах «Юность», «Земля Сибирь», «Литературная учеба», «Улуг-Хем». Русскоязычная литература Тувы, представленная историческими повестями М. Пахомова, балладами и поэмами С. Козловой, лирикой А. Емельянова, Е. Антуфьева, Г. Принцевой, прозой В. Бузыкаева и других, является составной частью современного литературного процесса Тувы.
Со второй половины 1980-х гг. на страницах «Улуг-Хем» и газеты «Шын» печатаются стихи тувинских авторов из Монголии. Ч. Галсан (Иргит Чынак оглу Калзан) — известный в Европе писатель, пишущий на немецком и монгольском языках Тувинец по национальности, уроженец сумона Сенгел Баян-Ульгийского аймака Монголии, выпускник Лейпцигского университета, Ч. Галсан — автор более 20 романов, ряда поэтических сборников. Его произведения «Повести грозовых лет» («Тувинская история»), «Свет и тени вселенной», «Сон неба», написанные на монгольском языке, трилогия «Синее небо», «Мать-Земля», «Ак-Даг», написанная на немецком языке, знакомят мирового читателя с историей, культурой, устным народным творчеством, жизнью алтайских тувинцев.
Лит.: Калзан А.К. Тувинская драматургия периода ТНР // Уч. зап. Кызыл, 1958. Вып. 6; Он же. Общие тенденции развития языка тувинской литературы // Улуг-ем. Кызыл. 2005. № 2; Куулар Д.С. Тувинская поэзия: Очерк истории. Кызыл, 1970; Он же. История и современность: Сб. тр. по фольклору и литературе. Кызыл, 2002; Хадаханэ М.А. Тувинская проза. Кызыл, 1968; Она же. Литературная Тува. Кызыл, 1986; Писатели Тувы: Биобиблиогр. справочник. 2-е изд., доп. Кызыл, 1982; Самдан З.Б. От фольклора к литературе. Кызыл, 1987; Она же. Лики тувинской словесности: В 3 ч. Кызыл, 2001 (на рус. и тув. яз.); Туденов Г.О. О тувинской литературе дооктябрьского периода на старописьменном монгольском языке // Взаимодействие литератур народов Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1983; Татаринцева М.П. Русские писатели в Туве. Кызыл, 2005; Донгак А.С. Тувинская монголоязычная литература в свете общей типологии традиционных литератур Востока // Методологические проблемы изучения истории литератур народов Сибири: Матер. регион. науч. конф. Кызыл, 2006; Донгак У.А. Тувинское стихосложение. Кызыл, 2006.
У.А. Донгак
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей