ТУБАЛАРЫ (устаревшее — черневые татары), коренное население Республики Алтай. Этноним «туба» (множественное число — «тубалар») получили от алтайцев. Ранее называли себя «йыш-кижи», т. е. «лесной человек». Этническая территория охватывает бассейн верхнего течения реки Бия и верховья реки Иши (правый приток Катуни). Ныне проживают небольшими группами в населенных пунктах Чойского, Турочакского и Майминского районов. Общая численность в 2002 — 1 565 человек, в том числе в Республике Алтай - 1 533 человек. Говорят на тубаларском языке, письменность отсутствует.
Антропологический комплекс, характерный для тубаларов, сочетает в себе признаки уральской расы, которые широко представлены у коренных народов Западной Сибири (обских угров, самодийцев), в том числе тюркоязычные населения северных предгорий Алтая и Горной Шории. Отдельные исследователи выделяют североалтайскую группу популяций в самостоятельный расовый тип.
Этногенез тубалар связывается преимущественно с самодийскими и древнетюркскими этническими элементами. Возможно, в их формировании принимали участие также кетские (енисейские) и даже угорские группы. Важную роль в этнической истории тубаларов сыграли также позднесредневековые роды, входившие прежде в состав их ближайших соседей - телеутов и телесов.
Традиционные верования тубулар представлены шаманизмом, в ходе развития которого сформировался многочисленный пантеон богов. Религиозно-мифологические воззрения базируются на анимистичных представлениях, согласно которым природная среда населена различными духами-хозяевами. Среди последних выделяются хозяева тайги (тагыны ээзи), рек (суыны ээзи). Важное место занимали духи огня (от ээзи или от эне (букв. «мать-огонь»)) и двери (ежиктин ээзи). Особо почитались покровители охотников — Каным и Шангырбий. По отношению к духам-хозяевам тубалары придерживались определенных правил поведения, что проявилось в их ритуальной практике. Органической ее частью являлись бескровные жертвоприношения, обычно производившиеся в виде кропления молочной водкой или брагой. В настоящее время тубалары официально являются христианами, однако многие из языческих представлений сохраняются, правда, в редуцированном виде.
В плане социальной организации тубалары делились на роды (комнош, кузен, тиргешь и др.). Род являлся экзогамным и патрилинейным. В его структуре выделяются подроды. Подрод выступал основной структурно-генеалогической единицей рода. Его образовывал коллектив кровных родственников, которые по отношению друг к другу являлись братьями и сестрами. Основная форма семьи - моногамная. Брак патрилокальный. Общий ход действий со стороны брачующихся сторон зависел от формы заключения брака. Распространены были брак через сватовство, сговор между родителями малолетних детей, брак «убегом» и кража невест. Однако в целом процедура заключения брака сводилась к общепринятым, регламентированным обрядам и обычаям. Центральное место на свадьбе занимал обряд заплетения кос.
Основу традиционной хозяйственной деятельности тубалар составляли присваивающие отрасли, мотыжное земледелие и скотоводство. Объектами охоты являлись представители таежные фауны (олени, лоси, медведи, зайцы и т. д.), в том числе пушные звери. На животных охотились из ружей и ловили с использованием всевозможных ловушек (капканов, сетных ловушек, ставных луков и т. д.). Немаловажную роль при добыче зверя и доставке провианта к месту промысла играли полозные средства передвижения (подволоки, временные и специальные нарты). Груз доставлялся также в заплечных берестяных коробах и с применением конно-верхового транспорта. Рыбу ловили удочками, сетями, неводами, лучили ночью, используя острогу. Из ловушек были известны морды, верши и запорные сооружения. Подсобную роль в хозяйстве играло собирательство (кандык, сарана и пр.). Мотыжское земледелие тубалар было развито незначительно и представляло собой классический пример подсечно-огневой системы. Из зерновых культур выращивался преимущественно ячмень. Скотоводство заключалось в разведении в небольшом количестве лошадей и крупного рогатого скота.
Традиционное поселение (аил) состояло из нескольких мелких хозяйств. Постройки были представлены полуподземными (полуземлянки) и наземными жилищами - прямоугольные и многоугольные срубы, конического по форме каркасного строения. Основу традиционной одежды составляли рубаха, штаны и халат. Обувь - сапоги с холщовыми или кожаными голенищами, чирки (у женщин). Зерновые культуры, корни и стебли дикорастущих растений, картофель составляли основу растительной пищи. Особенно важную роль играли мучные и крупяные полуфабрикаты, из которых готовили хлеб (тертпек), толокно (талган), лапшу (тутпач), перловую кашу (уре) и пр. Значительное место в питании занимали также мясные полуфабрикаты и молочные продукты. Из утвари большое распространение получили ручные мельницы, зернотерки, ступы, сита, а также различные. по форме берестяные изделия.
Тубалары имеют богатые фольклорные традиции (сказки, загадки, пословицы и т. д.), сохраняются звукоподражания. Однако сказительская традиция постепенно утрачивает связь с действительностью и исчезает. Сохраняют свое значение эколого-географического знания, прежде всего в области экологии освоенной территории.
Доминирующей тенденцией современных этнических процессов в среде тубалар является продолжающаяся языковая и культурная ассимиляция. Изъятие земель при интенсивном промышленном освоении края и ликвидация «неперспективных» деревень в 1960-80-х гг. привели к исчезновению материального базиса поддерживавшего этническое своеобразие группы, а деформация традиционной демографической структуры - к ее депопуляции.
Лит.: Потапов Л.П. Тубалары Горного Алтая // Этническая история народов Азии. М., 1972; Бельгибаев Е.А. Традиции срубной и каркасной техник в домостроительстве туба // Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития: Сб. науч. тр.: В 3 ч. Омск, 2004; Он же. Традиционные обряды жизненного цикла туба // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий (Матер. Годовой сессии Ин-та археологии и этнографии СО РАН 2002 г., посвящ. 95-летию со дня рождения акад. А.П. Окладникова). Новосибирск, 2004. Т. 10, ч. 2; Он же. Современное состояние традиционной культуры туба // Полевые исследования в Верхнем Приобье и на Алтае. 2005 г. (археология, этнография, устная история). Барнаул, 2006. Вып. 2.
Е.А. Бельгибаев
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей