ТРАНСПОРТ, отрасль экономики, осуществляющая перевозку пассажиров и грузов. Транспорт является основой географического разделения труда и активно воздействует на размещение производства.
В Сибири перевозки традиционно осуществлялись посредством гужевого транспорта и водных путей сообщения. Главной задачей в развитии транспорта в первые столетия после прихода русских в Сибирь было создание системы трактов (см. тракт почтовый). К началу XIX в. эта сеть в основном сложилась; стержнем ее явился Сибирский тракт. С середины XIX в. качественно изменились перевозки по воде: речной транспорт стал пополняться пароходами. Пароходство стало одной из основных отраслей приложения частных капиталов в Сибири. Одновременно в европейской части страны ширилось применение паровых машин для сухопутных перевозок — быстро развивался железнодорожный транспорт. За Уралом железная дорога появилась в 1890-е гг. Транссибирская магистраль сразу приобрела роль транспортные артерии между востоком и западом; дороги, по которым осуществлялись гужевые перевозки, выполняли функции капилляров. Транссиб вел к воротам на зарубежные рынки — Владивостокскому порту.
Появление во второй половине XIX в. новых мощных транспортных средств породило транспортные проекты, нацеленные на создание сквозных маршрутов (речных и железнодорожных). Из смелых замыслов тех десятилетий прочно вошел в жизнь лишь один — связать Сибирь с Европой через северного моря. На этой основе был создан Северный морской путь.
Между тем на исходе XIX в. появились новые виды транспорта: автомобильный, авиационный, трубопроводный. До конца 1920-х гг. они не играли существенной роли, уступая по объемам перевозок железным дорогам и пароходам. С 1930-х гг. значение автомобилей заметно повысилось. Их преимущества — сокращение времени в пути и доставка «от двери до двери» без дополнительных перегрузок. По мере расширения дорожной сети перевозки автомобильным транспортом стали вытеснять водные и железнодорожные вначале на коротких, затем на средних и дальних расстояниях. Но если в мире к 1970-м гг. на автомобили приходилась основная доля грузовых перевозок (а в совокупности с авиацией — также пассажирских и почтовых), то в России главную роль в дальних перевозках сохранили железные дороги. На развитие железных дорог в 1920—30-е гг. направлялось не менее 2/3 транспортных капиталовложений, за счет чего были построены вторые пути на всем протяжении от центра страны до Владивостока, а где-то — и новые магистрали (например Турксиб).
В Великую Отечественную войну резко увеличилось значение дальневосточного морского транспорта. На тихоокеанские маршруты пришлась половина всех морских грузов, отправленных в СССР по ленд-лизу. Вдобавок к Владивостокскому порту в 1942—43 начали строить морские порты в Находке, Ванино, Петропавловске-Камчатском; в 1944 их первые терминалы вступили в строй. Война также высветила значение авиации и автотранспорта, которые получили ускоренное развитие в послевоенные годы. Вместе с тем общий объем капитальных вложений в транспорт после войны снижался: в четвертой пятилетке он составил 12,3 % суммарных капитальных вложений, в 6-й — 8,6 %.
Внимание к железной дороге вновь повысилось в середине 1950-х гг. Масштабная реконструкция (включая электрификацию) позволила увеличить провозную способность железной дороги за 1955—65 в 2 раза и в дальнейшем сосредоточить усилия на развитии других составляющих единой транспортной сети. Особенно высокие темпы роста со второй половины 1960-х гг. показывал трубопроводный транспорт. От крупнейших сибирских месторождений на юг и запад протянулись многочисленные нефте- и газопроводы (см. трубопроводы магистральные). Трубопроводный и автомобильный транспорт приобрели приоритетную роль в советской транспортной системе в 1975—85. Капитальные вложения в транспорт в целом вновь достигли 12 %. В эти годы в Сибири велось крупное железнодорожное строительство (Байкало-Амурская магистраль) наряду со строительством крупнейшего на Дальнем Востоке и самого современного в стране Восточного порта в Находке.
В последнее десятилетие XX в. новое транспортное строительство практически прекратилось, грузооборот у действующих перевозчиков резко уменьшился, даже железные дороги оказались загружены лишь наполовину. Улучшение экономических условий в начале XXI в. выдвинуло на первый план следующие факторы развития сибирского транспорта: добыча нефти и газа в Тюменской области, спрос на углеводородное сырье со стороны стран Азиатско-Тихоокеанского региона, стремление сделать Транссиб и БАМ частью международного транзитного пути. Эти обстоятельства предполагают строительство сети опорных автомагистралей в районах нефте- и газодобычи, прокладку трубопроводов в южном и восточном направлениях, ремонт железнодорожного полотна для приведения его в соответствии с международными стандартами. Главной особенностью России и Сибири в области транспорта остается господствующее положение железнодорожного транспорта и относительно малая роль автомобильного.
Лит.: Зотов Д.К., Ушаков С.С. Проблемы развития транспорта СССР. М., 1990; Ламин В.А., Пленкин В.Ю., Ткаченко В.Я. Глобальный трек: развитие транспортной системы на востоке страны. Екатеринбург, 1999; Ткаченко В.Я., Перцев В.П. Сухопутный транспорт Сибири. Формирование опорной сети железных и автомобильных дорог. Новосибирск, 2003.
А.К. Кириллов
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей