Новости

Тобольская и Тюменская епархия РПЦ // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ТОБОЛЬСКАЯ И ТЮМЕНСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ. Включает Тюменскую область, Ханты-Мансий­ский и Ямало-Ненецкий автономный округ. В ней 5 благочиний (с центрами в Тобольске, Тюмени, Ишиме, Ханты- Мансийске, Салехарде), 4 действующих монастыря, 194 прихода и 148 священнослужителей. Правящий архиерей — архиепископ Димитрий (Капалин).

Учреждена в 1620: выделена из состава Вологодской с наименованием Сибирская и Тобольская, во главе ее поставлен архиерей в сане архиепископа. Первым эту кафедру занял Киприан (Старорусенков) и пробыл на ней до 1624. Перед ним встали труднейшие задачи ут­верждения и распространения православия на огромной территории, увеличивавшейся с каждым годом по мере присоединения новых «землиц». Для решения этих задач требовалось строить церкви, которые нуждались в иконах, церковной утвари, книгах, духовенстве. Привлечь в Сибирь духовенство было нечем, поэтому его направляли туда в приказном порядке (нередко архиерей сталкивался с попытками бегства духовных лиц, рассматривавших свое назначение в Сибирь как незаслуженную ссылку). Главе епархии приходилось учреждать новые монастыри как оплоты православия в крае (см. Монастыри Русской Православной Церкви в Сибири) и наводить порядок в старых: подчас иноки и монахини жили в одной обители, что приводило к нарушению благочиния; принявшие монашество свободно проживали вне монастырских стен в мирских поселениях и т. п. Длительное существование русское населения Сибири вдали от центра епархиального управления привело к тому, что решения по многим делам, относящимся к сфере церковного суда, выносили предста­вители светской власти. Архиепископы Сибирские и Тобольские долгое время поневоле вступали в конф­ликты с воеводской администрацией, отстаивая свои права в этой области. Киприан и его преемники - Макарий (Кучин; 1624—35), Нектарий (Теляшин; 1635—40), Герасим (Кремлев; 1640—50), Симеон (1651—64) и другие — успешно добивались земельных пожалований монастырям и архиерейскому дому, приобретали земли иными путями, успешно развивали церковное хозяйство, обеспечивая экономическую независимость: воеводы нередко задерживали положенные церкви государственные выплаты, бывало — и отказывали в них. Конфликты со светской администрацией, а то и с русским населением провоцировались во многом тем, что сибиряки в лице собственной церковной главы получили контрольный орган, который царским наказом наделялся большими полномочи­ями — мог вмешиваться в любое государственное дело на территории Сибири и обличать перед центральной властью любые злоупотребления (см. Русская Православная Церковь).

В царских наказах и грамотах одной из главных задач сибирских архипастырей провозглашалось миссионерство, распространение православия среди местных народов. Весь XVII в. основными принципами миссии объявлялись отказ от форсирования христианизации аборигенов и защита церковью прав желающих креститься и новокрещеных (от препятствий крещению, насильственные «похолопления», ограбления и эксплуатации служилыми людьми).

В 1668 Тобольская епархия, как одна из крупнейших в России, получила ранг митрополии; первым сибирским митропо­литом стал Корнилий (1664—78). Павел (1678—91), второй митрополит, положил начало каменному строителству в Сибири: из камня возведены кафедральный Софийский собор, Знаменская церковь на Абалаке, Преображенская церковь в Знаменском монастыре, архиерейский дом в Тобольске и другие.

Тобольские митрополиты развернули борьбу со старо­обрядчеством, широко распространявшимся в Сибири. В XVII в. особенную известность на этом поприще приобрел Игнатий (Римский-Корсаков; 1692—99). Ему пришлось принимать меры в связи с массовыми само­сожжениями староверов, в которых подчас участвовали и прихожане официальной Православной церкви.

Петровские реформы многое изменили в церковной жизни Си­бири, как и России в целом. Большинство сибирских церквей снимается с государственного довольствия; так называемая государева руга отныне выдается только причтам небольшого числа главных городских соборов и тех церквей, которые впервые строятся в селениях новокрещеных (позже, при пере­стройках и возобновлении после пожаров, эти церкви также, как правило, переводились на содержание при­хожан). Резко ограничивается рост монастырей. Царь подыскивает подходящую замену удаленному на покой слишком независимому митрополиту Игнатию, осмелившемуся отлучить от Церкви царских родственников — тобольских воевод Нарышкиных.

Новый глава сибирской епархии должен был решить не­простую задачу: поставить миссионерское дело так, чтобы резко ускорить обращение аборигенов в православие. Предполагалось, что широкую проповедь развернет в Сибири духовенство, надлежащим образом подготов­ленное в школах, которые следовало для этого учредить в епархии. Кандидатов на сибирскую кафедру Петр I стал подыскивать среди известного своей образованностью украинского православного духовенства. Возведенный в сан митрополита Сибирского и Тобольского священник Димитрий (Туптало), хотя и считался им с марта 1701 по январь 1702, к месту своего назначения не выехал по болезни и занятости составлением нового свода житий святых. Реально выполнение поставленных царем задач легло на митрополита Филофея (Лещинского; 1702—11, 1715—20). Он лично осуществлял миссионерские поездки к сибирским уграм, по­ложив начало массовой христианизации; учредил церковную школу, где обучались и дети новокрещеных. При нем осуществлялись театральные постановки на библейские темы, строились церкви, в том числе каменные; его ходатайством возвращено государственное содержание некоторым не имевшим ис­точников дохода сибирским церквам и монастырям. Митрополит Филофей попытался получить в свою огромную епархию викарного епископа, должность которого была учреждена в 1706. Викарным епископом Иркутским и Нерчинским назначен Варлаам (Коссовский; 1706—14), в Сибири, однако, почти не живший. Митрополит Филофей в 1709 принял схиму с именем Феодор и просил отпустить его по обету и болезни на покой. Но управлять епархией ему пришлось до приезда в 1711 своего преемника, святителя Иоанна (Максимовича), митрополита Тобольского и всея Сибири, который продолжил его начинания. Когда святитель Иоанн (Максимович) в 1715 умер, митрополит- схимник Феодор еще на 5 лет вернулся к многочисленным епархиальным заботам. Его преемники, митрополиты Тобольские и Сибирские святители Антоний (Стаховский; 1721—40),  Арсений (Мацеевич; 1741—42), Антоний (Нарожницкий; 1742—48), Сильвестр (Гловатский; 1749—55), свт. Павел (Конюскевич; 1758—68), как и он, принадлежали к когорте ученого украинского мона­шества и продолжили все направления деятельности своего предшественника.

В 1727 из состава Тобольской и Сибирской епар­хии была выделена самостоятельная Иркутская епископия с территориями Иркутского, Селенгинского, Удинского, Нерчинского уездов. В 1731 к Иркутской епархии отошли Якутский и Илимский уезды, а также Селенгинский монастырь. Эти меры существенно облегчили тобольским архиереям церковное управление. Школа при архиерейском доме в 1740-е гг. преобразована в семинарию, которая с конца 1750-х гг. обрела свои высшие классы до богословия включительно; тогда же учреждена сеть начальных церковных учебных заведений на местах с преподаванием латыни. Ускоренными темпами развивалось церковное строительство, с середины века особенно поощря­лось каменное. Миссионерская работа велась жесткими методами: по всей территории епархии искоренялось старообряд­чество. В 1760-е гг. тобольский митрополит для этих целей даже создал, вопреки закону, собственную военную команду, не без оснований считая, что светское ведомство саботирует его карательные меры, которые не раз провоцировали масштабные акции протеста в виде самосожжений. Массовыми стали жалобы и на насильственное крещение. Конфликты тобольских архиереев с губернатором и другими чиновниками государственного и заводского управления не прекращались до конца 1760-х гг. Два последних митрополита были удалены из епархии в результате недовольства центральной светской и духовной власти их деятельностью. После секуляризации церковных земель Екатерина II прекращает практику массового назначения на архиерейские кафедры украинского монашества, привер­женного идее сильной самостоятельной Церкви. В ходе церковной реформы Тобольская кафедра понижается в ранге с митрополии до епископии.

Долгое управление Тобольской епархией свт. Варлаама (Петрова; 1768—1802, с 1792 — архиепископа) не отличалось конфликтами с гражданской властью. Его сози­дательная деятельность на ниве церковного управления простиралась на устройство новых приходов в быстро колонизуемом крае, восстановление и поддержание православия у обских угров, участие в организации миссий вне епархии, усовершенствование церковной школьной системы. В 1799 в связи с общеимперским приведением границ епархий в соответствие с границами губерний территории Тобольской епархии 2-й раз за столетие существенно уменьшилась: более 200 ее приходов отошло к вновь учрежденной Екатеринбургской епархии, еще 37 — к новой Орен­бургской и Уфимской. Годом ранее часть приходов Енисейского края отошла к Иркутской епархии, а в 1824 вся территория Енисейской губернии в церковном отношении передана иркутским архиереям. В 1834 еще одна самостоятельная епархия, Томская (в нее вошли и приходы Енисейской губернии), выделена из состава Тобольской, которая окончательно потеряла статус главной епархии Сибири.

В XIX — начало ХХ в. Тобольской епархией управляли архиепископы Антоний (Знаменский; 1803—06), Амвро­сий (Келембет; 1806—22), Амвросий (Рождественский- Вещезеров; 1823—25), Евгений (Казанцев; 1826—31), Павел (Морев-Павлов; 1831), Афанасий (Протопопов; 1832—42), епископ Владимир (Алявдин; 1843—45), архи­епископы Георгий (Ящуржинский; 1845—52), Евлампий (Пятницкий; 1852—56), епископ Феогност (Лебедев; 1856—62, с 8 апреля 1862 — архиепископ), архиепископ Варлаам (Успен­ский; 1862—72), епископы Ефрем (Рязанов; 1872—74 — как епископ Березовский, викарий архиерея Тобольско­го; 1874—80 — как епископ Тобольский и Сибирский), Василий (Левитов; 1880—85), Авраамий (Летницкий;1885-89), Иустин (Полянский; 1889-93), Агафангел (Преображенский; 1893-97), Антоний (Каржавин; 1897-1910), Евсевий (Гроздов; 1910-12), Алексий (Молчанов; 1912-13). К 1912 в епархии насчитывалось 439 церквей и 404 часовни, численность духовенства дости­гала 1 004 человек (из них 574 священнослужителя), при храмах имелось 309 библиотек. В Тобольской епархии дейст­вовало 253 церковно-приходских попечительства, 8 двух- и 368 одноклассных школ, в которых училось 13 528 человек. В епархии было 3 мужских монастыря с 56 насельниками, 4 женских - с 491 насельницей; при монастырях работали 3 больницы и 1 богадельня.

Революционные события в России сыграли роковую роль и в истории старейшей сибирской епархии. Прежде всего они повлияли на перемещения архиереев. После Февральской революции со своих кафедр, как сторонники прежнего режима, были удалены несколько иерархов, в том числе в марте 1917 архиепископ Тобольский Варнава (Накропин; 1913-17). На его место Свят. Синод назначил архиепископа Гермогена (Долганова; 1917-18), который до этого за резкую оппозицию светской и синодальной власти, анафематствование (церковное проклятие) Г. Распутина и других, отбывал ссылку под жандармским надзором в Грод­ненской епархии. В качестве тобольского архиерея Гермоген сразу вступил в конфликт с новой властью, усилившийся после Октябрьской революции. В апреле 1918 он был обвинен в монархическом заговоре и арестован за установление связей с царской семьей и т. п., а в конце июня зверски убит.

В дальнейшем РПЦ в этом регионе подверглась такому же разгрому, как и в России в целом. В 1919 состоялся последний выпуск старейшей в Сибири То­больской семинарии, после чего она была закрыта. Как и везде, закрывались храмы и монастыри, преследовалось духовенство, смещались архиереи. В 1924 окончательно упразднено Берёзовское викариатство; в попытках сохранить остатки церковного управления в том же году откры­то Курганское викарианство (упразднено в 1934). До 1937 епархией управляли епископы Тобольские и Сибирские Иринарх (Синеоков-Андреевский; 1918-22, временно упр.), Николай (Покровский; 1922-25), Назарий (Блинов; 1925-28, 1934), Артемий (Ильинский; 1930-37), Алек­сий (Кузнецов; 1934), Борис (Шипулин; 1934-35), после чего епархия переименована в Тобольскую и Тю­менскую. Епархия пострадала и от церковного раскола: на ее территории 10 лет существовала одноименная обновленческая епархия, которой управляли Михаил (Николаев; 1922-23), Александр (Филиппов, 1923-1924, временно упр.), Даниил (Громовенко; 1924-25), Петр (Виноградов; 1926-27), Андрей (Смирнов; 1927-28), Николай (Русанов; 1928), Сергий (Озерецковский; 1928-32). В 1937 епархия была упразднена, ее приходы с 1947 управлялись преосвя­щенным Омско-Тюменской кафедры.

С конца 1980-х гг. в связи с прекращением гонений на РПЦ и ее начавшимся возрождением произошли изменения и на территории бывшей Тобольской и Сибирской епархии. В 1989 началась передача РПЦ Абалакского Знаменского монастыря, осенью того же года воссоздана Тобольская духовная семинария, а 26 января 1990 возрож­дена сама епархия с названием Тобольская и Тюмен­ская (всего с 18 приходами). Ее епископом и одновременно ректором семинарии в 1990 назначен бывший инспектор Московской духовной семинарии Димитрий (Капалин) (с 1999 - архиепископ). В первые же годы удалось добиться возвращения ряда храмов, в том числе при поддержке Патриарха Алексия II - зданий Тобольского кремля. Патриарх во время 3 своих посещений освятил новые храмы в Надыме и Когалыме, благословил проведение в возрож­денной епархии региональной конференции «Сибирь молодая, православная», ставшей затем традиционной. В епархии, кроме семинарии, имеющей 3 отделения (в т. ч. регентское и иконописное) и насчитывающей более 200 учащихся, действуют духовное училище, 12 православных гимназий, несколько десятков воскресных школ.

В епархии восстановлены старые монастыри: Абалакский Знаменский мужской под Тобольском, Тюменский Свято-Троицкий мужской, Иоанно-Предтечев Введенский Междугорный женский (основан в 1653 как мужской, в 1864 обращен в женский), в 2003 учрежден новый Тюменский Свято-Ильинский монастырь женский.

Лит.: Полный православный богословский энциклопедический словарь. Б. м., б. г.; Буцинский П.Н. Открытие Тобольской епар­хии и первый тобольский архиепископ Киприан. Харьков, 1891; Он же. Сибирские архиепископы Макарий, Нектарий, Герасим (1625— 1650 гг.). Харьков, 1991; Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. М., 1993. Ч. 2; Акты святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России. М., 1994; Цыпин В., протоиерей. История Русской Церкви. 1917-1997. М., 1997. Кн. 9; Сулоцкий А.И. Сочинения: В 3 т. Тюмень, 2000-2001.

Н.Д. Зольникова

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири