ТОБОЛЬСКАЯ И ТЮМЕНСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ. Включает Тюменскую область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономный округ. В ней 5 благочиний (с центрами в Тобольске, Тюмени, Ишиме, Ханты- Мансийске, Салехарде), 4 действующих монастыря, 194 прихода и 148 священнослужителей. Правящий архиерей — архиепископ Димитрий (Капалин).
Учреждена в 1620: выделена из состава Вологодской с наименованием Сибирская и Тобольская, во главе ее поставлен архиерей в сане архиепископа. Первым эту кафедру занял Киприан (Старорусенков) и пробыл на ней до 1624. Перед ним встали труднейшие задачи утверждения и распространения православия на огромной территории, увеличивавшейся с каждым годом по мере присоединения новых «землиц». Для решения этих задач требовалось строить церкви, которые нуждались в иконах, церковной утвари, книгах, духовенстве. Привлечь в Сибирь духовенство было нечем, поэтому его направляли туда в приказном порядке (нередко архиерей сталкивался с попытками бегства духовных лиц, рассматривавших свое назначение в Сибирь как незаслуженную ссылку). Главе епархии приходилось учреждать новые монастыри как оплоты православия в крае (см. Монастыри Русской Православной Церкви в Сибири) и наводить порядок в старых: подчас иноки и монахини жили в одной обители, что приводило к нарушению благочиния; принявшие монашество свободно проживали вне монастырских стен в мирских поселениях и т. п. Длительное существование русское населения Сибири вдали от центра епархиального управления привело к тому, что решения по многим делам, относящимся к сфере церковного суда, выносили представители светской власти. Архиепископы Сибирские и Тобольские долгое время поневоле вступали в конфликты с воеводской администрацией, отстаивая свои права в этой области. Киприан и его преемники - Макарий (Кучин; 1624—35), Нектарий (Теляшин; 1635—40), Герасим (Кремлев; 1640—50), Симеон (1651—64) и другие — успешно добивались земельных пожалований монастырям и архиерейскому дому, приобретали земли иными путями, успешно развивали церковное хозяйство, обеспечивая экономическую независимость: воеводы нередко задерживали положенные церкви государственные выплаты, бывало — и отказывали в них. Конфликты со светской администрацией, а то и с русским населением провоцировались во многом тем, что сибиряки в лице собственной церковной главы получили контрольный орган, который царским наказом наделялся большими полномочиями — мог вмешиваться в любое государственное дело на территории Сибири и обличать перед центральной властью любые злоупотребления (см. Русская Православная Церковь).
В царских наказах и грамотах одной из главных задач сибирских архипастырей провозглашалось миссионерство, распространение православия среди местных народов. Весь XVII в. основными принципами миссии объявлялись отказ от форсирования христианизации аборигенов и защита церковью прав желающих креститься и новокрещеных (от препятствий крещению, насильственные «похолопления», ограбления и эксплуатации служилыми людьми).
В 1668 Тобольская епархия, как одна из крупнейших в России, получила ранг митрополии; первым сибирским митрополитом стал Корнилий (1664—78). Павел (1678—91), второй митрополит, положил начало каменному строителству в Сибири: из камня возведены кафедральный Софийский собор, Знаменская церковь на Абалаке, Преображенская церковь в Знаменском монастыре, архиерейский дом в Тобольске и другие.
Тобольские митрополиты развернули борьбу со старообрядчеством, широко распространявшимся в Сибири. В XVII в. особенную известность на этом поприще приобрел Игнатий (Римский-Корсаков; 1692—99). Ему пришлось принимать меры в связи с массовыми самосожжениями староверов, в которых подчас участвовали и прихожане официальной Православной церкви.
Петровские реформы многое изменили в церковной жизни Сибири, как и России в целом. Большинство сибирских церквей снимается с государственного довольствия; так называемая государева руга отныне выдается только причтам небольшого числа главных городских соборов и тех церквей, которые впервые строятся в селениях новокрещеных (позже, при перестройках и возобновлении после пожаров, эти церкви также, как правило, переводились на содержание прихожан). Резко ограничивается рост монастырей. Царь подыскивает подходящую замену удаленному на покой слишком независимому митрополиту Игнатию, осмелившемуся отлучить от Церкви царских родственников — тобольских воевод Нарышкиных.
Новый глава сибирской епархии должен был решить непростую задачу: поставить миссионерское дело так, чтобы резко ускорить обращение аборигенов в православие. Предполагалось, что широкую проповедь развернет в Сибири духовенство, надлежащим образом подготовленное в школах, которые следовало для этого учредить в епархии. Кандидатов на сибирскую кафедру Петр I стал подыскивать среди известного своей образованностью украинского православного духовенства. Возведенный в сан митрополита Сибирского и Тобольского священник Димитрий (Туптало), хотя и считался им с марта 1701 по январь 1702, к месту своего назначения не выехал по болезни и занятости составлением нового свода житий святых. Реально выполнение поставленных царем задач легло на митрополита Филофея (Лещинского; 1702—11, 1715—20). Он лично осуществлял миссионерские поездки к сибирским уграм, положив начало массовой христианизации; учредил церковную школу, где обучались и дети новокрещеных. При нем осуществлялись театральные постановки на библейские темы, строились церкви, в том числе каменные; его ходатайством возвращено государственное содержание некоторым не имевшим источников дохода сибирским церквам и монастырям. Митрополит Филофей попытался получить в свою огромную епархию викарного епископа, должность которого была учреждена в 1706. Викарным епископом Иркутским и Нерчинским назначен Варлаам (Коссовский; 1706—14), в Сибири, однако, почти не живший. Митрополит Филофей в 1709 принял схиму с именем Феодор и просил отпустить его по обету и болезни на покой. Но управлять епархией ему пришлось до приезда в 1711 своего преемника, святителя Иоанна (Максимовича), митрополита Тобольского и всея Сибири, который продолжил его начинания. Когда святитель Иоанн (Максимович) в 1715 умер, митрополит- схимник Феодор еще на 5 лет вернулся к многочисленным епархиальным заботам. Его преемники, митрополиты Тобольские и Сибирские святители Антоний (Стаховский; 1721—40), Арсений (Мацеевич; 1741—42), Антоний (Нарожницкий; 1742—48), Сильвестр (Гловатский; 1749—55), свт. Павел (Конюскевич; 1758—68), как и он, принадлежали к когорте ученого украинского монашества и продолжили все направления деятельности своего предшественника.
В 1727 из состава Тобольской и Сибирской епархии была выделена самостоятельная Иркутская епископия с территориями Иркутского, Селенгинского, Удинского, Нерчинского уездов. В 1731 к Иркутской епархии отошли Якутский и Илимский уезды, а также Селенгинский монастырь. Эти меры существенно облегчили тобольским архиереям церковное управление. Школа при архиерейском доме в 1740-е гг. преобразована в семинарию, которая с конца 1750-х гг. обрела свои высшие классы до богословия включительно; тогда же учреждена сеть начальных церковных учебных заведений на местах с преподаванием латыни. Ускоренными темпами развивалось церковное строительство, с середины века особенно поощрялось каменное. Миссионерская работа велась жесткими методами: по всей территории епархии искоренялось старообрядчество. В 1760-е гг. тобольский митрополит для этих целей даже создал, вопреки закону, собственную военную команду, не без оснований считая, что светское ведомство саботирует его карательные меры, которые не раз провоцировали масштабные акции протеста в виде самосожжений. Массовыми стали жалобы и на насильственное крещение. Конфликты тобольских архиереев с губернатором и другими чиновниками государственного и заводского управления не прекращались до конца 1760-х гг. Два последних митрополита были удалены из епархии в результате недовольства центральной светской и духовной власти их деятельностью. После секуляризации церковных земель Екатерина II прекращает практику массового назначения на архиерейские кафедры украинского монашества, приверженного идее сильной самостоятельной Церкви. В ходе церковной реформы Тобольская кафедра понижается в ранге с митрополии до епископии.
Долгое управление Тобольской епархией свт. Варлаама (Петрова; 1768—1802, с 1792 — архиепископа) не отличалось конфликтами с гражданской властью. Его созидательная деятельность на ниве церковного управления простиралась на устройство новых приходов в быстро колонизуемом крае, восстановление и поддержание православия у обских угров, участие в организации миссий вне епархии, усовершенствование церковной школьной системы. В 1799 в связи с общеимперским приведением границ епархий в соответствие с границами губерний территории Тобольской епархии 2-й раз за столетие существенно уменьшилась: более 200 ее приходов отошло к вновь учрежденной Екатеринбургской епархии, еще 37 — к новой Оренбургской и Уфимской. Годом ранее часть приходов Енисейского края отошла к Иркутской епархии, а в 1824 вся территория Енисейской губернии в церковном отношении передана иркутским архиереям. В 1834 еще одна самостоятельная епархия, Томская (в нее вошли и приходы Енисейской губернии), выделена из состава Тобольской, которая окончательно потеряла статус главной епархии Сибири.
В XIX — начало ХХ в. Тобольской епархией управляли архиепископы Антоний (Знаменский; 1803—06), Амвросий (Келембет; 1806—22), Амвросий (Рождественский- Вещезеров; 1823—25), Евгений (Казанцев; 1826—31), Павел (Морев-Павлов; 1831), Афанасий (Протопопов; 1832—42), епископ Владимир (Алявдин; 1843—45), архиепископы Георгий (Ящуржинский; 1845—52), Евлампий (Пятницкий; 1852—56), епископ Феогност (Лебедев; 1856—62, с 8 апреля 1862 — архиепископ), архиепископ Варлаам (Успенский; 1862—72), епископы Ефрем (Рязанов; 1872—74 — как епископ Березовский, викарий архиерея Тобольского; 1874—80 — как епископ Тобольский и Сибирский), Василий (Левитов; 1880—85), Авраамий (Летницкий;1885-89), Иустин (Полянский; 1889-93), Агафангел (Преображенский; 1893-97), Антоний (Каржавин; 1897-1910), Евсевий (Гроздов; 1910-12), Алексий (Молчанов; 1912-13). К 1912 в епархии насчитывалось 439 церквей и 404 часовни, численность духовенства достигала 1 004 человек (из них 574 священнослужителя), при храмах имелось 309 библиотек. В Тобольской епархии действовало 253 церковно-приходских попечительства, 8 двух- и 368 одноклассных школ, в которых училось 13 528 человек. В епархии было 3 мужских монастыря с 56 насельниками, 4 женских - с 491 насельницей; при монастырях работали 3 больницы и 1 богадельня.
Революционные события в России сыграли роковую роль и в истории старейшей сибирской епархии. Прежде всего они повлияли на перемещения архиереев. После Февральской революции со своих кафедр, как сторонники прежнего режима, были удалены несколько иерархов, в том числе в марте 1917 архиепископ Тобольский Варнава (Накропин; 1913-17). На его место Свят. Синод назначил архиепископа Гермогена (Долганова; 1917-18), который до этого за резкую оппозицию светской и синодальной власти, анафематствование (церковное проклятие) Г. Распутина и других, отбывал ссылку под жандармским надзором в Гродненской епархии. В качестве тобольского архиерея Гермоген сразу вступил в конфликт с новой властью, усилившийся после Октябрьской революции. В апреле 1918 он был обвинен в монархическом заговоре и арестован за установление связей с царской семьей и т. п., а в конце июня зверски убит.
В дальнейшем РПЦ в этом регионе подверглась такому же разгрому, как и в России в целом. В 1919 состоялся последний выпуск старейшей в Сибири Тобольской семинарии, после чего она была закрыта. Как и везде, закрывались храмы и монастыри, преследовалось духовенство, смещались архиереи. В 1924 окончательно упразднено Берёзовское викариатство; в попытках сохранить остатки церковного управления в том же году открыто Курганское викарианство (упразднено в 1934). До 1937 епархией управляли епископы Тобольские и Сибирские Иринарх (Синеоков-Андреевский; 1918-22, временно упр.), Николай (Покровский; 1922-25), Назарий (Блинов; 1925-28, 1934), Артемий (Ильинский; 1930-37), Алексий (Кузнецов; 1934), Борис (Шипулин; 1934-35), после чего епархия переименована в Тобольскую и Тюменскую. Епархия пострадала и от церковного раскола: на ее территории 10 лет существовала одноименная обновленческая епархия, которой управляли Михаил (Николаев; 1922-23), Александр (Филиппов, 1923-1924, временно упр.), Даниил (Громовенко; 1924-25), Петр (Виноградов; 1926-27), Андрей (Смирнов; 1927-28), Николай (Русанов; 1928), Сергий (Озерецковский; 1928-32). В 1937 епархия была упразднена, ее приходы с 1947 управлялись преосвященным Омско-Тюменской кафедры.
С конца 1980-х гг. в связи с прекращением гонений на РПЦ и ее начавшимся возрождением произошли изменения и на территории бывшей Тобольской и Сибирской епархии. В 1989 началась передача РПЦ Абалакского Знаменского монастыря, осенью того же года воссоздана Тобольская духовная семинария, а 26 января 1990 возрождена сама епархия с названием Тобольская и Тюменская (всего с 18 приходами). Ее епископом и одновременно ректором семинарии в 1990 назначен бывший инспектор Московской духовной семинарии Димитрий (Капалин) (с 1999 - архиепископ). В первые же годы удалось добиться возвращения ряда храмов, в том числе при поддержке Патриарха Алексия II - зданий Тобольского кремля. Патриарх во время 3 своих посещений освятил новые храмы в Надыме и Когалыме, благословил проведение в возрожденной епархии региональной конференции «Сибирь молодая, православная», ставшей затем традиционной. В епархии, кроме семинарии, имеющей 3 отделения (в т. ч. регентское и иконописное) и насчитывающей более 200 учащихся, действуют духовное училище, 12 православных гимназий, несколько десятков воскресных школ.
В епархии восстановлены старые монастыри: Абалакский Знаменский мужской под Тобольском, Тюменский Свято-Троицкий мужской, Иоанно-Предтечев Введенский Междугорный женский (основан в 1653 как мужской, в 1864 обращен в женский), в 2003 учрежден новый Тюменский Свято-Ильинский монастырь женский.
Лит.: Полный православный богословский энциклопедический словарь. Б. м., б. г.; Буцинский П.Н. Открытие Тобольской епархии и первый тобольский архиепископ Киприан. Харьков, 1891; Он же. Сибирские архиепископы Макарий, Нектарий, Герасим (1625— 1650 гг.). Харьков, 1991; Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. М., 1993. Ч. 2; Акты святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России. М., 1994; Цыпин В., протоиерей. История Русской Церкви. 1917-1997. М., 1997. Кн. 9; Сулоцкий А.И. Сочинения: В 3 т. Тюмень, 2000-2001.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей