ТИБЕТСКАЯ МЕДИЦИНА в Бурятии, традиционная медицина Тибета, распространившаяся на территории Бурятии в XVIII в., адаптированная к новым природным и социокультургым условиям и получившая развитие в контексте исторических событий в течение 300 лет. Сформировалась на базе традиционной индийской медицины, дополненной элементами китайской медицины, приспособленной к природно-климатической среде Тибетского нагорья.
В начальный период формирования тибетской медицины врачами были исключительно светские люди, и она еще не теряла первоначального значения светской науки. В последующие этапы истории Тибета, характеризовавшиеся усилением влияния буддизма на социально-политическую ситуацию в стране, медицина стала исключительной монополией духовенства и неотъемлемой частью буддийской церкви, что объясняет религиозное содержание ее доктринальных основ. В таком виде тибетская медицина распространилась в Монголию и затем, адаптировавшись к новым природным условиям и обогатившись оригинальными монгольскими методиками врачевания, проникла в Бурятию.
Главным стимулирующим фактором развития самобытных черт тибетской медицины в Бурятии явилась географическая отдаленность от источников традиционного лекарственного сырья. Около 80 % ассортимента ее лекарственных средств, используемых в Бурятии, представлены забайкальской флорой. Рецептурные справочники были самым распространенным видом медицинской литературы Забайкалья, при этом общепринятыми оставались название лекарства, структура и показания к применению, состав же ингредиентов подвергался значительными изменениям, иногда вплоть до полной замены всего списка.
Болезнь в тибетской медицине рассматривается как частное выражение особенности бытия (страдание страдания), причинами ее служат последствия совершенных деяний (закон кармы). Бытие определяется соотношением 5 элементов: огня, ветра, воды, земли и пространства, но не в физическом их понимании, а в энергетическом и функциональном значении. Нарушение баланса этих элементов на любом из уровней человеческого бытия - внешнего, внутреннего физико-химического или психического - приводит к болезни.
Тибетская медицина в Бурятии стала 1-й системой медицинского знания и практики, до ее проникновения и распространения в Забайкалье лечением занимались шаманы, костоправы, знахари-травники. Квалифицированная медицинская помощь оказывалась с 1808 только в виде оспопрививания, для чего по приказу Александра I в российских лекарственных школах были обучены 19 человек из населения Хоринского ведомства.
Первые врачи тибетской медицины в Бурятии - буддийские монахи, прибывшие из Монголии в смутное время правления Бошокто-Хана в 1712. Медицинская практика лам-лекарей немало способствовала распространению и укреплению буддизма среди бурят. Это сопровождалось строительством монастырей и становлением буддийского образования, в том числе и медицинского. Первый медицинский факультет появился в 1869 в Цугольском дацане (основан в 1850). Из Монголии был приглашен лама Чой-манрамбу, создавший школу манба и обучивший цугольских монахов проведению медицинских религиозных служб (хуралов). В основе школы лежала традиция тибетского медицинского монастыря Лавран в Амдо. В программу обучения входило заучивание канонического трактата тибетской медицины. «Чжуд-ши» с последующей сдачей экзамена, изучалась теория медицины. После достаточного усвоения теоретического материала начинались практические занятия. Критерием завершения теоретических и практических этапов обучения служило знание трактата «Лхантаб», написанного С. Жамсо (1653-1705). Позже медицинские школы стали формироваться в Агинском, Эгитуйском, Ацагатском, Джидинском, Тугнугалтайском, Янгажинском, Кыренском и других дацанах. Образовательный стандарт, разрешающий осуществлять врачебную практику, был одинаков для всех медицинских школ - знание «Чжуд-ши» и «Лхантаба».
К началу ХХ в. тибетская медицина получила широкое распространение в Забайкалье. По приблизительным данным, к концу XIX в. здесь насчитывалось около 500 лам-лекарей. Уровень их подготовки не был одинаков. По квалификации они делились на 3 категории - высшая, средняя и низшая. К высшей категории (около 3 % от общего количества всех лекарей) относились ламы, получившие полное медицинское образование и имевшие соответствующий стаж и опыт медицинской практики. Около 12 % лам-лекарей с неполнным образованием относились к средней категории. Остальные монахи-лекари были поверхностно знакомы с тибетской медициной и знания черпали в основном из рецептурных сборников. Даже в период наивысшего расцвета, достигнутого тибетской медициной в Забайкалье к началу ХХ в., помощь квалифицированных лекарей была практически недоступна широким слоям населения. Врачи с полным медицинским образованием большей частью вели прием в монастырях, а население, жившее вдали от дацанов и в большинстве своем неимущее, пользовалось услугами эмчи-лам низшей квалификации. К их помощи обращались не только люди, исповедовавшие буддийскую религию, но и эвенки и русские, проживавшие в Забайкалье.
После Октябрьской революции, когда началась борьба с буддийским духовенством как сословием, якобы угнетающим трудящиеся массы, в целях спасения и сохранения тибетской медицины была предпринята попытка ее реформирования. Предлагалось изменить систему медицинского образования: из монастырской она должна была полностью превратиться в светскую. В программу обучения наряду с традиционными знаниями включались элементы европейской медицины: по ее канонам студенты должны были изучать анатомию и физиологию, а также некоторые методы диагностики. Реформа касалась и системы выдачи лекарств: применять в лечебной практике дозволялось только лекарственные препараты, изготовленные в специально создаваемых централизованных аптеках. Предполагалось, что врач получает ежемесячный оклад, а пациент оплачивает только стоимость медикаментов. При каждой школе планировалось организовать лечебницы для стационарного лечения больных. Строго запрещалась медицинская практика ламам, не получившим медицинского образования. По форме это было полное отделение тибетской медицины от буддийской церкви, что, по мнению реформаторов, могло дать толчок к новому этапу ее распространения и развития.
Для осуществления реформы в первой половине 1920-х гг. под руководством известного путешественника профессора Г. Цибикова был создан Центр тибетской медицины и открыта 1-я школа нового образца при Ацагатском дацане - самая крупная в истории тибетской медицины в Бурятии. Однако попытки сохранения тибетской медицины даже путем отделения ее от религии и церкви не увенчались успехом. Руководством ВКП(б) тибетская медицина рассматривалась как сильнейшее средство эксплуатации и воздействия буддизма на население. Основой успешной борьбы с тибетской медициной должно было стать увеличение сети медицинских учреждений, их первоочередное открытие в отдаленных аймаках. Параллельно предписывалось проводить среди населения широкую кампанию за отказ от медицинских обслуживания у лекарей-лам, разоблачать все случаи их вредительства и устраивать общественные судебные процессы. Особое внимание сосредоточивалось на минимизации, а затем и полном исключении влияния руководителей ламства Ацагатской школы.
Мероприятия по дискредитации тибетской медицины в Бурятии, сопровождаемые усилением налогообложения лам, сузили их медицинскую практику. К концу 1930-х гг. практически все ламы, в том числе лекари, были заключены в лагеря или расстреляны. В начале 1940-х гг. закрыт центр тибетской медицины при Ацагатском дацане.
Гонения не привели, тем не менее, к полному разрыву в преемственности передачи медицинских знаний и опыта и утрате интереса к этой важнейшей составной части традиционной культуры. В послевоенное время ситуация изменилась. Патриотически настроенные бурятские буддисты в период Великой Отечественной войны получили разрешение восстановить свою церковь. Многие ламы, освободившиеся к этому времени из лагерей, нелегально проводили религиозные церемонии для односельчан и практиковали тибетскую медицину. Власти наблюдали за их деятельностью, но особых репрессий уже не применяли, ограничиваясь собеседованиями и предупреждениями.
В 1968 с научно-исследовательской работы по описанию лечебных свойств лекарственных средств тибетской медицины начался новый этап ее развития в Бурятии. С этого времени ведутся комплексного исследования в области тибетской медицины с целью внедрения ее многовекового положительного опыта в практику современного здравоохранения. В 1970 на базе тематической группы была организована лаборатория биологически активных веществ, а в 1975 создан отдел тибетской медицины. Изучение проводилось с участием носителей традиционных знаний - бывших эмчи-лам.
В 1989 в Бурятии при поддержке Министерства здравоохранения республики было организовано новое хозрасчетное медицинское учреждение - Центр восточной медицины, основными задачами которого являлись внедрение в практическое здравоохранение научных исследований Отдела биологически активных веществ Бурятского научного центра СО РАН, Института общей и экспериментальной биологии, С.-Петербургской химико-фармацевтической академии и других научных учреждений, а также систематизация огромного многовекового опыта традиционной медицины народов, проживающих на территории Забайкалья. Открыты поликлиника и фитоаптека, в 1990 - бюджетный стационар, где наряду с методами других направлений восточной медицины применяются и методы тибетской медицины, преимущественно в фитотерапии.
С 1990-х гг. в Бурятии возрождается монастырское медицинское образование. На базе Агинского и Иволгинского дацанов создаются медицинские факультеты манба-дацаны, в которые для преподавания приглашены специалисты тибетской медицины из Тибета и Монголии. В 1993 создана Агинская буддийская академия, которая начинала свою деятельность как филиал Института тибетской медицины и астрологии г. Дхармасалы (Индия). В 1998 филиалом получена лицензия Министерства общего и профессионального образования РФ на право ведения образовательной деятельности в сфере высшего религиозного образования; ему придан статус высшего духовного учебного заведения с 5-летним курсом обучения и присвоено новое название - Агинский Бурятский буддийский институт.
Развернувшиеся в 1960-х гг. в Бурятии комплексные исследования опыта тибетской медицины и внедрение в современную систему здравоохранения свидетельствуют о научной и практической значимости этой медицинской системы, ее методов диагностирования и лечения. При этом тибетская медицина сохраняет свои концептуальные основы, базирующиеся на буддийской философии, чем объясняется возрождение традиций получения медицинского образования в дацанах. Центры тибетской медицины функционируют не только в Бурятии, но и в Москве, Санкт-Петербурге и других городах.
Лит.: Базарон Э.Г. Очерки тибетской медицины. Улан-Удэ, 1984; Пупышев В.Н. Тибетская медицина: язык, теория, практика. Новосибирск, 1991; Грекова Т.И. Тибетская медицина в России: история в судьбах и лицах. СПб., 1998; Гармаева Ч.Ц. Историография тибетской медицины. Улан-Удэ, 2002; Дашиев Д.Б. Тибетская медицина в Бурятии // Буряты. М., 2004; Аюшеева Л.В. Тибетская медицина в России. Улан-Удэ, 2007.
Л.В. Аюшеева
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей