ТАГАРСКАЯ КУЛЬТУРА, распространена в Минусинской котловине. В Ачинско-Мариинской лесостепи существовал ее локальный вариант, так называемая лесостепная тагарская культура. Первые тагарские курганы раскапывались Д.Г. Мессершмидтом и Р.И. Страленбергом в 1722. Первую периодизацию культуры, называвшейся тогда Минусинской курганной, разработал С.А. Теплоухов. СВ. Киселев предложил переименовать культуру в татарскую (по месту основных дореволюционных раскопок на острове Татарском у одноименного озера). Он же обосновал предложенную периодизацию. Впоследствии М.П. Грязнов дал более четкую характеристику предлагаемых этапов, названных им по наиболее характерным могильникам (баиновский, подгорновский, сарагашенский и тесинский). Т. к. представлена главным образом могильниками, а также поселениями, плавильнями, кладами, наскальными изображениями.
Памятники подгорного этапа выявлены по раскопкам свыше 400 могильников (более 1 тыс. захоронений). Это самые многочисленные среди тагарских памятников, причем отдельные могильники включают порой 100 курганов. Полностью исследованы некрополи Черновая-1 и Каменка-1. Курганы земляные, значительные диаметры, высотой до1 м. По периметру сооружение оконтурено низкой четырехугольной оградкой, в основании которой находятся 4—8 высоких камней, поставленных по углам ограды или по ее центру. Могильные ямы (1 или 2) сооружались в центре ограды. На дно неглубокой ямы помещался трехвенцовый сруб, реже каменный ящик. Конструкция перекрыта плитами или бревнами. Могила ориентирована по линии Запад-Восток. Детей хоронили в неглубоких ямах или каменных ящиках на поверхности.
Могил сарагашского этапа исследовано около 400. Могильники насчитывают по несколько курганов, иногда курганы одиночные. Диаметр земляных сооружений увеличивается, высота насыпи достигает 2 м и более. Каменные ограды монументальны и имеют от 8—10 до 15—20 угловых и простеночных камней. Сооружались либо 1 большая могила, либо 2—3 меньших размеров. На дне могилы ставились обширные срубы из лиственницы, бревенчатые рубленные «в лапу». На дне пол из досок либо береста, потолок дощатый или бревенчатый. Между взрослыми могилами устраивали детские захоронения (от 1 до 10). Монументальными размерами отличается курган Салбык, исследованный С.В. Киселевым. Высота его насыпи достигает 25—30 м, а размеры каменной ограды 70x70 м.
К тесинскому этапу относятся одиночные курганы, размеры которых еще более грандиозны, чем сарагашские Исследовано свыше 40 комплексов. Насыпи курганов от 2 до 4,5 м. Курган обнесен каменной оградой, в которую вмонтированы до 20—30 стелообразных плит. Внутри ограды расположена 1 могила. Погребальная камера представляет собой глубокую яму с обширным срубом, окруженным тыном, со входом с 3 (Барсучиха-1, Новые Мочаги). Вдоль стен встречаются деревянные полати, на которых укладывали покойников.
На баиновском и подгорном этапах хоронили по 1 человеку. Погребенные лежат на спине в вытянутом положении, головой на юго-запад. В могилу помещали 1—2 сосуда, украшения, куски мясной пищи, бронзовые ножи, шилья, зеркала, роговой гребень. Из предметов вооружения найдены бронзовые кинжалы, чеканы, топорики, лук и стрелы. На сарагашском этапе существуют коллективные усыпальницы, индивидуально хоронили только представителей знати, с которыми помещали уникальные золотые предметы. В коллективных могилах захоранивали от 10 до 100 человек. В курганах тесинского этапа хоронили не менее нескольких десятков людей, а зачастую более 100. Появляется новый ритуал предания погребальных камер огню. В коллективных усыпальницах личные вещи находятся при каждом умершем, а сосуды помещались для всех. Появляются вотивные бронзовые вещи — уменьшенные копии оригинальных предметов оружия и быта. Помимо появляющихся изделий из железа присутствуют имитации предметов из глины и дерева, облицованные фольгой. Распространяется мумификация трупов, а также обычай обмазывать голову глиной или накладывать на лицо маску. Иногда встречаются глиняные головы, обнаруживающие конкретное сходство с умершим. Так, в камере Берешского кургана похоронено не менее 62 мумий.
Тагарские захоронения содержат огромный комплекс бронзовых предметов, которых насчитываются тысячи. Наиболее представительны бронзовые ножи, на баиновском этапе с кольцом или полукольцом на рукояти, плоской рукоятью. Подгорные ножи представлены пластинчатыми формами с дугообразно изогнутым обушком, с каплевидным или круглым отверстием в торце рукояток. Сарагашские имели расширяющуюся кверху ажурную или петельчатую рукоять с тонким кольцом. На заключительном этапе появляются железные ножи, часто с кольцом — навершием. Баиновские кинжалы имеют перекрестие в виде прямоугольных выступов, у подгорных — перекрестия разнообразной формы, сарагашские отличают гарды в виде узких рельефных усиков. В это время бытуют и вотивные формы кинжалов. Бронзовые чеканы имеют длинную втулку, круглый или граненый стержень. На подгорном этапе обушковая часть украшалась фигурками зверей. Для сарагашского этапа характерны уменьшенные формы чеканов. Среди бронзовых и костяных наконечников стрел преобладают последние, наиболее часто встречающиеся на подгорном этапе. К массивным изделиям относятся бронзовые шильца, форма которых со временем изменяется. Керамика на баиновском этапе по форме весьма вариабельна. Чаще всего это плоскодонные банки, украшенные рядами каннелюров, насечек и жемчужин. На подгорном этапе баночные сосуды имеют утолщения венчика, встречаются и горшковидные профилированные сосуды. В сарагашское время распространены баночные неорнаментированные сосуды, появляются сосуды со сливом в виде котла или вазы на коническом поддоне. В тесинское время эти традиции сохраняются, появляются также небольшие сосудики различных форм, в т. ч. прямоугольные, кубические, в виде блюда с перегородкой. Зафиксировано наличие деревянной посуды (кубки и блюда). В качестве украшений использовались встречающиеся во всех курганах, кроме тесинских, головные повязки, обшитые бронзовыми бляшками. В сарагашских комплексах присутствуют бронзовые и золотые диадемы. Найдены шейные гривны, серьги, перстни, ножные браслеты. К поясу подвешивались в мешочке или чехле нож, шило, кинжал, предметы туалета, бронзовое зеркало, костяной гребень. На тесинском этапе появляются пряжки и застежки хуннского типа, наконечники стрел с расщепленным насадом. К культовым предметам относятся бронзовые фигурки оленей с подогнутыми под туловище ногами, служащие, вероятно, символом Солнца. Они появляются в конце подгорского и бытуют на всем протяжении сарагашского этапа. Встречаются так называемые поясничные пряжки колесничего или предметы неизвестного назначения. С солярным культом связаны бронзовые зеркала и диски. К разряду культовых относятся также колоколовидные предметы с навершием в виде горного козла и ажурные конические предметы, увенчанные несколькими фигурками козлов. Первые появляются на сарагашском этапе, вторые — на подгорском. Эти предметы служили навершиями погребальных лож и, возможно, боевыми штандартами военачальников — факельницами. На поселениях вскрыто около 10 жилищ. Это землянки подпрямоугольной формы, глубиной до 1 м. В сооружении стен использовался камень. Судя по наскальным изображениям, тагарцы в качестве домов использовали юрты и бревенчатые срубы. Основой хозяйства было скотоводство. Доминировал крупный рогатый скот. Значительную долю стада составляли мелкий рогатый скот и лошади. Домашние промыслы и ремесла (в т. ч. бронзолитные) развивались на поселениях. Имело место примитивное земледелие. Найдены обломки зернотерок и жернова, бронзовые серпы, зерно (ячмень, просо). Существовали примитивные ирригацкие сооружения. Социальные отношения в тагарском обществе были достаточно сложными. Наряду с возвышением вождей, для которых возводятся монументальные погребальные сооружения, возникают различные социальные группы и среди рядовых членов общества. На баиновском этапе выделяются могилы воинов. На подгорском этапе их число еще более увеличивается. Особую группу составляли колесничие. Коллективные захоронения отражали не только социальные, но и имущественные различия. Замечательно тагарское искусство, представленное в наскальных изображениях и богатейшем высокохудожественное бронзовое литье. Для него характерны монументальность, отсутствие вычурности, изображение одиночных фигур животных, отсутствие сцен борьбы животных. Так как автохтонна и возникла на основе карасукской культуры (каменоложского ее этапа, или, иначе говоря, лугавской). В антропольском материале, в меньшей степени в материальной и духовной сфере, наблюдаются элементы предшествующих и соседних культур, нуждающиеся в объяснении. Хронология тагарской культуры, по М.П. Грязнову, выглядит следующим образом: баиновский этап (VII—VI вв. до н. э.), подгорский (VI—V вв. до н. э.), сарагашский (IV—III вв. до н. э.), тесинский (II—I вв. до н. э.).
Лит.: Киселев СВ. Древняя история Южной Сибири. М., 1951; Вадецкая Э.Б. Археологические памятники в степях Среднего Енисея. Л., 1986; Мартынов А.И. Лесостепная татарская культура. Новосибирск, 1979.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей