СИМФОНИЧЕСКИЕ ОРКЕСТРЫ в Сибири. Традиции симфонического исполнительства формируются в сибирских административно-культурных центрах в конце XVIII — 1-й трети XIX в. Первые симфонические оркестры состояли из военных музыкантов и в случае необходимости дополнялись любителями и немногочисленными профессионалами из числа гражданского населения (в том числе. ссыльными). В середине XIX в. оркестры Тобольска, Омска, Иркутска, Томска, имея необходимый состав инструментов, квалифицированных исполнителей и капельмейстеров, исполняли весьма сложные партитуры. Во 2-й половине XIX в. растет роль светских театральных оркестров. Получают распространение музыкальные вечера в клубах, театрах, в собраниях любителей драматического искусства, литературы, музыки, в программы которых, как правило, входил симфонический концерт. Активизация симфонического исполнительства в 1880—90-е гг. связана с деятельностью в Сибири отделений Императорского русского музыкального общества. Деятельность оркестров в составе 20—35 чел., как правило, носила временный характер. Наряду с небольшими оркестровыми пьесами, увертюрами исполнялись симфонические произведения Гайдна, Моцарта, Бетховена, Чайковского.
В начале XX в. возникают более стабильные и многочисленные (до 40—50 человек) коллективы. Вырастает профессиональный уровень музыкантов, репертуар пополняется произведениями Грига, Шуберта, Сен-Санса, Глинки, Рубинштейна,Мусоргского, Глазунова, Калинникова, Шопена и др. В Томске, Иркутске, Красноярске, Омске «симфонические собрания» и «симфонические вечера» приобретают регулярный характер. В 1900—10-е гг. в Сибири возникает много любителей музыкальных коллективов, в том числе оркестров (например, в Барнауле и Тобольске), в основном недолго существовавших. Все более активное участие в развитии музыкальной культуры в разных ее проявлениях принимает сибирская периферия (уездные города). В начале 1920-х гг., помимо оркестров оперативных трупп, существовали симфонические оркестры, находившиеся в ведении музыкальных отделов Наркомата просвещения (Музо). В Иркутске работал симфонический оркестр, созданный в 1916 Я. М. Гершковичем. В Верхнеудинске (Улан-Удэ) и Чите в 1920—21 действовали оркестры, сформированные в основном из иностранцев — бывших военнопленных.
Большую роль в организации концертной жизни и просветительской деятельности в 1920—30-е гг. играли музыкальные учебные заведения (техникумы, училища). В Омском музыкальном техникуме в 1924 был организован оркестр (руководитель Н.П. Самгин), выступавший в течение нескольких лет с симфоническими концертами. Во 2-й половине 1920-х гг. выступал с симфоническими программами оркестр Томского музыкального техникума. Организатором симфонических концертов в Красноярске было филармоническое общество (1928). Во 2-й половине 1930-х гг. оркестр Красноярского музыкального училища исполнял произведения Шуберта, Бетховена, Россини, Вебера. В конце 1940-х — начале 1950-х гг. в Красноярске работал симфонический оркестр, организованный Л.Н. Шевчуком на базе музыкального училища.
Один из этапов становления симфонических коллективов в регионе связан с деятельностью оркестров радиокомитетов. Организованные в начале 1930-х гг. симфонические оркестры при радиокомитетах в Иркутске (1930) и Новосибирске (1931) существовали до 1953. С Иркутским оркестром работали Б. Врана (1-й главный дирижер), Н. Факторович, В. Патрушев, С. Огарев и другие, выступали известные музыканты Р. Глиэр, Г. Гинзбург, Л. Оборин и др. Исполнялась русская и зарубежная классика, произведения современных композиторов, звучала театральная и оперная музыка. В 1950-е гг. оркестр осуществил ряд работ совместно с хором Иркутского радиокомитета («Песнь о лесах» Шостаковича, «Весна» Рахманинова, «Александр Невский» Прокофьева» и др.). Симфонический оркестр Новосибирского радиокомитета в 1933 насчитывал 50 человек (дирижер М. Милынтейн). Во время Великой Отечественной войны коллектив был расформирован в связи с эвакуацией в Новосибирск симфонического оркестра Ленинградской филармонии и возобновил работу в сезоне 1947/48. В репертуаре — симфоническая, оперная, ораториальная музыка русских и западно-европейских классиков, композиторов XX в., советских (в том числе сибирских) авторов. Оркестр одним из первых в стране исполнил Десятую симфонию Шостаковича (1954). С ним работали дирижеры Л. Гинзбург, И. Зак, П. Вальгардт, Н. Факторович, М. Бухбиндер, А. Копылов. После формальной ликвидации (1953) состоялось несколько концертов (последний 26 декабря 1955). Возникший в 1939 симфонический оркестр Омского радиокомитета существовал до 1948, был закрыт вскоре после смерти своего организатора, дирижера И. Теслера.
Свыше 50 лет существовал симфонический оркестр Якутского радиокомитета, впоследствии симфонический оркестр Якутского радио и телевидения (1943—97). Почти все эти годы его возглавляла заслуженный деятель искусств РСФСР, народная артистка Якутии Г.М. Кривошапко (1948—60 — дирижер, с 1965 — главный дирижер и художественный руководитель). В обширном репертуаре оркестра — произведения композиторов эпохи барокко, венских классиков, романтиков, отечественных композиторов. Оркестр являлся 1-м исполнителем симфонической и кантатно-ораториальной, балетной и оперной музыки якутских композиторов. Вел активную концертную деятельность, участвовал в фестивалях («Северное сияние», «Музыка олонхо»), Днях литературы и искусства Якутской АССР в Москве (1957, 1972, 1982) и др.
Большое влияние на развитие культуры исполнительства в Сибири оказал симфонический оркестр Ленинградской филармонии под управлением Е.А. Мравинского, во время Великой Отечественной войны эвакуированный в Новосибирск и выезжавший с гастролями в другие города региона (см. Филармонии в Сибири). Симфонические концерты проводились также оркестрами эвакуированных в Сибирь оперных театров (Киевским в Иркутске, Объединенным Днепропетровским и Одесским в Красноярске).
В середине XX в. ведущей формой профессиональных симфонических оркестров в Сибирском регионе становится филармонический оркестр. Первым организован симфонический оркестр Томской филармонии (1946; см. Томский академический симфонический оркестр). В 1950-е гг. — симфонические оркестры в Барнауле, Новосибирске (см. Новосибирский академический симфонический оркестр), Иркутске. В 1960-е гг. — в Омске (см. Омский академический симфонический оркестр) и Кызыле. В 1970-е гг. организованы симфонические оркестры в Красноярске (см. Красноярский академический симфонический оркестр) и Улан-Удэ (1977, по существу — оркестр Бурятского государственного академического театра оперы и балета, выступающий с симфоническими концертами). Позже появляются оркестры в Кемерове (1982) к Абакане (2000). В начале XXI в., как и в середине 1980-х гг., в регионе действуют 10 профессиональных симфонических оркестров (включая бурятский).
Симфонический оркестр Алтайской краевой филармонии создан в 1955 на основе симфонического ансамбля (1951; руководитель А.С. Анохин). В разные годы оркестром руководили дирижеры В. Данилов, Б. Берман, А. Романько, Я. Кайяк, О. Зверев, О. Бураков. С 1999 художественный руководитель и главный дирижер — народный артист Бурятии В.А. Рылов. В 1980-е гг. оркестр участвовал в крупных художественных акциях (выезд, пленумы Сибирского отделения Союза композиторов, Дни культуры и искусства Ленинграда на Алтае, декада искусств Азербайджана и др.). В 1980—90-е гг. проводились фестивали, посвященные творчеству Д. Шостаковича, А. Шнитке, П. Чайковского, Г. Свиридова, С. Рахманинова, фестивали «Молодые звезды Барнаула», «Звезды третьего тысячелетия» и др. С оркестром выступали известные музыканты (дирижеры, инструменталисты, певцы) К. Кондрашин, М. Паверман, А. Кац, Ю. Николаевский, А. Людмилин, С. Скрипка, Д. Башкиров, Г. Гринденко, М. Хомицер, Г. Фейгин, Э. Грач, К. Родин, И. Ойстрах, Г. Аксельрод, А. Наседкин, Л. Власенко, Л. Сметанников, С. Байков, М. Касрашвили и др., музыканты из США, Польши, Франции. Гастрольная деятельность в 1960—70-е гг. ограничивалась Алтайским краем. В конце 1980-х гг. оркестр гастролировал по городам Западной Сибири, Забайкалья и Казахстана. В 1995 состоялись 1-е гастроли в Москве, в 1997 — в Испании.
Иркутский симфонический оркестр (ныне Губернаторский симфонический оркестр) создан в 1958 при Иркутской филармонии. Организатор и художественный руководитель В. Патрушев, 1-й главный дирижер И. Соколов. Позже с оркестром работали В. Барсов, Э. Гульбис и др. С 1990 его возглавляет заслуженный деятель искусств РФ О. Зверев. В репертуаре — русская и европейская классика, произведения современных отечественных и зарубежных композиторов разных стилей и жанров. Поддерживается традиция концертного исполнения оперной классики. С оркестром выступали известные музыканты: дирижеры Н. Рахлин, К. Элиасберг, М. Кажлаев, В. Дударова, Э. Хачатурян и другие, солисты (инструменталисты и певцы) Е. Могилевский, А. Слободяник, Л. Исакадзе, В. Третьяков, В. Пикайзен, И. Монигетти и др.; зарубежные исполнители — дирижеры и солисты из Ливана, Бразилии, Италии, Германии, Польши, Чехии, Венгрии, Болгарии, Канады, Японии, Республики Корея и др. Гастрольная деятельность охватывала города Восточной Сибири, Забайкалья, Урала, Средней Азии. С 2004 начались зарубежные гастроли (Япония, Германия, Швейцария).
Тувинский государственный симфонический оркестр создан в 1966 при Гостелерадио Тувинской АССР (руководитель Л.И. Карев), в 1969 вошел в состав Тувинской государственной филармонии. В 1970-е гг. оркестр возглавлял В.С. Тока, с начала 1980-х гг. — Б.Н. Нухов. В репертуаре симфонического произведения русской и зарубежной классики, современных композиторов (в том числе тувинских), джазовой и эстрадной аранжировки.
Кемеровский симфонический оркестр (ныне Губернаторский симфонический оркестр Кузбасса) создан в 1982 (организатор И. Симонович). В 1984 художественным руководителем оркестра стал народный артист России В. Барсов, 2-м дирижером — Д. Лисе (с 1992 — главный дирижер). С 2000 — художественный руководитель и главный дирижер Линь Тао (Китай; выпускник Московской консерватории). В репертуаре — симфонические произведения отечественной и зарубежной классики XIX—XX вв. В концертном исполнении опер участвуют Губернаторский камерный хор, солисты сибирских оперных театров. Среди музыкантов, выступавших с оркестром, дирижеры и солисты: В. Синайский, В. Понькин, Л. Власенко, Р. Керер, В. Постникова, Д. Шафран, А. Корсаков, Д. Башкиров, Государственный академический хор СССР, хоровая капелла А. Юрлова, хоровая капелла им. М. Глинки и другие. Оркестр много гастролирует по стране и за рубежом (Венгрия, Германия, Швейцария, Бельгия, Франция, Испания, Австрия, Китай, Мальта).
Хакасский симфонический оркестр организован в 2000 при Хакасской республиканской филармонии. Дирижер и художественный руководитель В. Инкижеков. В репертуаре отечественная и зарубежная классика. Работают циклы абонементов для детей и юношества. Оркестр сотрудничает с музыкантами из других городов региона (Новосибирск, Красноярск, Улан-Удэ), ведет активную концертную деятельность в Хакасии.
Лит.: Мохонько А.П. Кузбасс музыкальный. Кемерово, 1996; Музыкальная культура в Сибири. Новосибирск, 1997. Т. 3, кн. 1, 2; Головнева Н.И. Становление Якутской профессиональной музыкальной культуры (1920—1985). Новосибирск, 1994.
Л.И. Пыстина, Б.А. Шиндин
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей