СИБИРСКАЯ ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ, первое постоянно действующее военно-морское подразделение России на Дальнем Востоке.
Создана как Охотская флотилия в связи с указом Сената от 10 мая 1731 об учреждении Охотского военного порта. В состав флотилии вошли парусные корабли, строительство которых велось в Охотске с 1714. 1-й командир порта и флотилии Г. Г. Скорняков-Писарев. Флотилия осуществляла дозорную службу и охрану рыбных промыслов на Дальнем Востоке, принимала участие в 1-й (1725—30) и 2-й (1733—43) Камчатских экспедициях под руководством В. Беринга. К середине XVIII в. насчитывала 7 боевых кораблей и судов. В последующие годы пришла в упадок и боевой силы не представляла. В 1799 в Охотск направлены 3 фрегата и 3 малых корабля под командованием контр-адмирала И.К. Фомина для формирования постоянно действующей военной флотилии. С 1850 базировалась в Петропавловском порту (ныне — Петропавловск-Камчатский). В период Крымской войны (1853—56), в августе 1854, корабли флотилии принимали участие в боевых действиях против англо-французской военной эскадры, сыграв важную роль при обороне Петропавловска. С 1855 главной базой флотилии являлся Николаевский пост (ныне — Николаевск-на-Амуре). В это время в ее состав входили только транспортные суда.
Матросы Сибирского экипажа приняли активное участие в демонстрациях во Владивостоке. 17 октября 1907 года произошло восстание на миноносцах флотилии. На миноносце «Скорый» был убит командир лейтенант А. П. Штер, корабль отошел от причала и обстрелял здания военно-окружного суда, дом губернатора, казармы стрелкового полка. Красные флаги взвились также на миноносцах «Бодрый» и «Тревожный». В подавлении восстания приняла активное участие канонерская лодка «Манчжур», которая нанесла «Скорому»сильные повреждения. Столкновения восставших с оставшимися верными правительству войсками продолжались двое суток, после чего беспорядки прекратились. Несколько десятков матросов Сибирского экипажа были расстреляны, многие получили различные сроки каторги.
Несмотря на плохое техническое состояние, корабли флотилии продолжали нести постоянную стационерную службу и выполнять заграничные плавания с гардемаринами. В 1910-1912 годах все боевые корабли флотилии прошли ремонт и модернизацию с перевооружением.
Наиболее боеспособные корабли флотилии в 1915-1917 годах были переведены на Северный Ледовитый океан и включены в состав Флотилии Северного Ледовитого океана:
в 1915 — минный заградитель «Уссури»;
в 1916 — эскадренные миноносцы «Властный» и «Грозовой», транспорт «Ксения», а также устаревшая подводная лодка «Дельфин»;
в 1917 — эскадренные миноносцы «Капитан Юрасовский», «Лейтенант Сергеев», «Бесшумный» и «Бесстрашный».
Эскадренные миноносцы переводились на Северный Ледовитый океан несколькими группами, при этом большую часть пути они прошли на буксире.
На 1 января 1917 года личный состав Сибирской флотилии насчитывал 6055 матросов и кондукторов.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей