ЩАПОВ Афанасий Прокопьевич (17 октября 1831, село Анга Иркутской губернии — 28 февраля 1876, Иркутск), историк, профессор. Из духовного сословия.
Окончил Иркутскую духовную семинарию (1852) и Казанскую духовную академию (1856), в которой оставлен бакалавром по кафедре русской истории. Итоги научных поисков изложены в магистерской диссертации «Русский раскол старообрядчества, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием русской церкви и гражданственности в XVII и первой половине XVIII в.», изд. в Казани (1858, 1859). Опубликована отдельным изданием с подзаголовком «Опыт исторического исследования о причинах происхождения и распространения русского раскола», книга стала заметным явлением. С опорой на философию Гегеля Щапов рассматривал русскую историю как столкновение архаичных и модернистских тенденций. Под воздействием славянофилов Щапов стал последователем и теоретиком земско-областной теории, понимаемой им как выражение федерализма на русской почве, но основанного не на национальных различиях, как у Н.И. Костомарова, а на природно-климатических условиях жизни русского народа и процессе колонизации новых территорий. Федералистско-областническая концепция Щапова оказала влияние на программу сибирских областников и развитие федерализма в целом. Летом 1860 Щапов приглашен в Казанский университет для чтения курса истории России. Началом всероссийской известности Щапова стала его краткая речь 16 апреля 1861 на панихиде по крестьянам село Бездна Спасского уезда Казанской губернии. В этом выступлении Щапов осудил бездарную политику властей при проведении крестьянской реформы. Арестован и доставлен в Санкт-Петербург с установлением негласного надзора. Продолжал разработку земско-областной концепции. Федералистские идеи Щапова, особенно идея о созыве Земского собора, получили одобрение Н.П. Огарева и А.И. Герцена. Весной 1864 в административном порядке выслан в Иркутск; перебивался случайными заработками. В 1865 арестован, в связи с делом сибирских областников доставлен в Омск, но признан невиновным. С момента появления в Иркутске активно сотрудничал в Восточно-Сибирским отделом Русского географического общества. В 1866 принял участие в Туруханской экспедиции, в 1874 по собственной инициативе совершил поездку в Балаганский и Верхоленский округа для изучения русского и бурятского населения. Первым обосновал представление об особенностях Сибири с точки зрения природно-климатических, этнографических, географических факторов и процесса ее освоения, на основе федералистских представлений сформулировал концепцию Сибири как особой области, заявил о формировании сибирской народности как ветви славянского племени. Сильной стороной творчества Щапова являлось убеждение, что народ является движущей силой исторического процесса.
Соч.: Историко-географические и этнологические заметки о сибирском населении // Изв. Сиб. отдела РГО. 1872. Т. 3. № 3; 1873. Т. 3. № 5; Бурятская улусная родовая община // Там же. 1875. Т. 5. № 3—4; Сельская оседло-инородческая и русско- крестьянская община в Кудинско-Ленском крае // Там же. 1875. Т. 6. № 3; Физическое развитие верхнеленского населения // Там же. 1876. Т. 7. № 2—3; Социальные потребности Сибири накануне реформ // Сибирь. 1876. 18, 25 янв.; Общий взгляд на историю Великорусского народа // Изв. Об-ва археологии, истории и этнографии Казанского ун-та. 1926. Т. 33. Вып. 2—3.
Лит.: Маджаров А.С. Афанасий Щапов. Иркутск, 1992; Шиловский М.В. Судьбы, связанные с Сибирью. Новосибирск, 2007.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей