Новости

Самодийские языки // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

САМОДИЙСКИЕ ЯЗЫКИ (устаревшее название - самоедские). Составляют подсемью (ветвь) уральской языковой общности, в пределах крой родственны финно-угорским языкам, а, по мнению ряда лингвистов, — также юкагирским.

Выделяется 6 самодийских языков: 4 живых — не­нецкий, энецкий, нганасанский, селькупский и 2 мерт­вых — камасинский и маторский. По географическому признаку самодийские языки принято подразделять на 2 территориальные группы: северно-самодийскую, включающую ненецкий, энецкий, нганасанский языки, и южно-самодийскую, куда входят селькупский, камасинский, маторский языки. Последние 2 объединяются, кроме того, в территориальную груп­пу саяно-самодийских языков. Северно-самодийские близко­родственны и составляют, в отличие от южно-самодийских и саяно-самодийских, не только территориальную группу, но и особую генетическую общность (ветвь) внутри самодийской подсемьи. Территория их распространения — север Сибири и Европейской России (зоны тундры и северной тайги) от полуострова Таймыр — на востоке до реки Мезень и Кольского полуострова — на западе. По данным переписи 2002, общая численность северно-самодийских этносов составила 42,3 тыс. чел., в т. ч.: ненцев — 41 тыс., энцев — 300, нганасан — 1 тыс. Считается, что названные северные территории не являются исконными для самодийцев, предки которых мигри­ровали на север из более южных районов Сибири примерно в середине 1 тыс. н. э. Селькупский язык в настоящее время тоже локализован на севере Сибири, в бассейне Таза и Турухана, но стал рас­пространяться здесь только с XVII в. Его историческим ареалом, остаточно сохранявшимся почти до конца XX в., являет­ся Томско-Нарымское Приобье. По данным переписи 2002, общая численность северных (тазовско-туруханских) и южных (среднеобских) селькупов составляла 4 тыс. чел. Кама­синский и маторский языки в XVIII—XIX вв. были представлены несколькими живыми диалектами на территории Саянского нагорья и прилегающих районов. С учетом документированных диалектов их также называют камасинско-койбальским и маторско-тайг.-карагас. (МТК). Носители этих языков и диалектов вследствие длительной тюркизации сменили язык и вошли в состав тюркоязычных этносов Южной Сибири.

Самодийские языки генетически восходят к прасамодийскому. Принятая хронология его истории гипотетична, пос­кольку базируется на косвенных данных. Выделение прасамодийской языковой общности (ПЯО) из прауральской предположительно датируется началом IV тыс. до н. э., а распад — рубежом н. э. Язык, данные указывают, что прасамодийцы обитали в таежных и горно-таежных районах, занимаясь рыболовством, охотой и оленеводством. Вместе с тем во всех Самодийских языках сохранились рефлексы прасамодийского названия коня, которое имеет параллели в древне-тюркских, и ряде современных тюркских языков. Традиционно доминировало представление о первоначальном распаде ПЯО на 2 ветви — северную и южную, из которых постепенно выделились отдельные Самодийские языки. Но установлено, что южно-самодийские языки по определяющим критериям генетической языковой связи равноудалены как от северно-самодийских, так и друг от друга. Это аргументирует вывод о быстром распаде ПЯО с одновременным выделением 4 ветвей: северно-самодийской, селькупской, камасинской и маторской. Объединение 3 последних в промежуточную южно-самодийскую генетическую общность (ветвь) не имеет достаточных научных оснований.

Типологическое сходство Самодийских языков существенно в сферах мор­фологии и синтаксиса, а их фонологические системы заметно различаются. Фонетическая структура слова имеет ряд общих черт, в частности, не допускается, как правило, сочетание согласных в начале и конце слова. Типология грамматических систем Самодийского языка характеризуется доминировани­ем агглютинативного морфологического типа; синтетических средств выражения грамматических значений; суффиксального способа формо-, словообразования и словоизменения; номина­тивного контенсивного строя; порядка слов в простом предложении — субъект, объект, предикат; полипредика­тивных предложений с инфинитными формами глагола (именами действия, причастиями, деепричастиями) в роли зависимых предикатов. Из более специфических типологических черт следует отметить наличие предикативных форм имени, изменяющихся по лицам, числам, а в ненец, и энецком языке даже по временам (энец.: у" эсэд 'ты отец'; у" эсэдо сь 'ты был отцом'); лично-притяжательного, а в северно-самодийском также лично-предназначительного склонения имен (ненец.: нгано 'лодка'; нганор 'твоя лодка'; нганодар 'лодка для тебя'); серий личных показателей глагола: субъектной, объектной и рефлексивной (последняя сохранилась только в северно-самодийских языках); способа общего отрицания со спрягаемым вспомогательным отрицательным глаголом и неизменяемым смысловым глаголом, совпа­дающим с формой 2 л. ед. ч. императива (селькуп, яз. этот способ отрицания утрачен); морфологически вы­раженного двойственного числа имен существительных. В словарной составе Самодийского языка преобладает исконная лексика, в т. ч. восходящая к прасамодийской и прауральской эпохам. Вместе с тем прослеживаются лексического заимствования из тунгусо-маньчжурских, тюркских, монгольских, енисейских, обско-угорских и коми-зырянских языков. В северно-самодийских языках предполагается наличие палео-арктического лексического субстрата. В аспекте изучения истории сибирского этногенеза и лингвогенеза важно, что в Самодийском языке не обнаружено заимствований из индоевропейских языков, за исключением древних урало-индоевропейских лексических параллелей и поздних многочисленных заимствований из русского языка.

В настоящее время реально функционирующую письмен­но-литературную форму имеет только ненецкий язык, другие живые Самодийские языки используются только в устном общении. Бесписьменными были и исчезнувшие саяно-самодийские языки. Они наименее изучены, особенно маторский язык, известный только по нескольким словарным спискам XVIII — начала XIX в.

Лит.: Castren M.A. Grammatik der samojedischen Sprachen. St.- Petersburg, 1854; Jbid. W rterverzeichnisse aus den samojedischen Spachen. St.-Petersburg, 1855;Языки и письменность народов Севера. М.; Л., 1937. Ч. 1; Castren M.A., Lehtisalo T. Samojedische Sprachmaterialien. Helsinki, 1960; Языки наро дов ССР . М., 1966. Т. 3: Финно-угорские и самодийские языки ; Терещенко Н.М. Синтаксис самодийски х языков . Л., 1973; Janhunen J. Samojedische Wortschatz: Gemeinsamojedische Etymologien. Helsinki, 1977; Хелимский Е.А. Древнейшие венгерско-самодийски е языков ые параллели. М., 1982; Хайду П. Уральские языки и народы: Пер. с венг. М., 1985; Уральские языки . М., 1993. (Языки мира).

Л.А. Ильина

Проблемы сохранения и возрождения самодийских языков

В России обучение самодийским языкам ведётся как предмет в некоторых школах.

Помощь российским педагогам в организации преподавания самодийских (и финно-угорских) языков по системе «языковых гнёзд» оказывает общество «Финляндия-Россия», однако одна из проблем, связанных с этой методикой, заключается в том, что для её использования требуются высококвалифицированные специалисты, как педагоги, так и методисты, в которых ощущается острая нехватка. По мнению Анники Пасанен, руководителя программы «языковых гнёзд» в Саамском регионе Финляндии, дети могут быстро и эффективно выучить язык лишь в том случае, когда это происходит естественным образом и когда им это интересно, а потому сохранение и возрождение языков национальных меньшинств возможно лишь в том случае, если эта методика применяется как в дошкольных учреждениях, так и в школах. Двух часов в неделю, которые отводятся на изучение родного языка в школьных программах во многих районах проживания национальных меньшинств в России, для выживания языков, по мнению Пасанен, совершенно недостаточно, а низкий статус родного языка в школе, по её словами, является для детей чётким сигналом, что «на родном языке можно петь на концерте, но языком образования, цивилизации является русский язык».

Читайте в Сибириаде:

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири