РУБЦОВСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД (РМЗ), ОАО. Один из крупнейших в Сибири производителей гусеничных машин высокой проходимости.
17 апреля 1959 принято постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР о строительстве в Алтайском крае завода по производству гусеничных тягачей. Датой рождения РМЗ является 26 декабря 1959, когда краевой СНХ определил место для будущего предприятия — Рубцовск. В мае—сентябре 1960 создан 1-й цех — механомонтажный. В 1961 вступил в строй 1-й производственный корпус с цехами: заготовительно-прессовым, сварочно-покрасочным, механическим, инструментальным и механосборочным, а также отделениями термическим и гальваническим. 1-й продукцей стало «изделие 21» — гусеничный транспортер-тягач (ГТТ), предназначенный для перевозки людей и различных грузов по бездорожью в условиях заснеженной лесисто-болотистой местности в районах Крайнего Севера. Позднее на базе ГТТ сконструировали лесосплавную машину, которая завоевала диплом 1-й ст. ВДНХ СССР. В 1963 объемы производства гусеничных тягачей составляли всего 10 машин в месяц. К концу 1966 РМЗ вышел на запланированные показатели — 110—120 машин в месяц.
Со 2-й половины 1960-х гг. на заводе строятся производственные мощности, которые составили основу развития завода в начале XXI в. В 1967 начался выпуск военной продукции. РМЗ производил отдельные детали и узлы для различных модификаций БМП-1 (разведывательные, командирские, эвакуационные), поставлявшиеся на Курганский машиностроительный завод. С 1973 РМЗ производил военные машины: боевые разведывательные машины БРМ-1К («изделие 676»). В 1968 в Семипалатинске появился филиал РМЗ (с 1983 — самостоятельное предприятие), куда в 1977 полностью передали произв-во транспортеров-тягачей и колесно-лыжных прицепов.
С 1979 на заводе изготавливались машины ПРП-3 (подвижной разведывательный пункт), созданные на базе БМП-1 и предназначенные для разведки наземных целей при любых метеорологических условиях. С 1980 начала производиться БМП-1КШ. Уникальной машиной, разработанной на заводе, стал 2-звенный многоцелевой транспортер («изделие 515»), который может транспортировать грузы до 200 т по любому бездорожью, гористой местности, использоваться как ракетный тягач. За создание этой машины группа конструкторов удостоилась Государственной премии СССР, завод награжден орденом Трудового Красного Знамени. С 1984 по 1999 РМЗ производил различные модификации ПРП.
В 1992 РМЗ приступил производству гусеничных путеремонтных летучек — ГПЛ-520. В 1993 начато серийное производство БРМ-ЗК (командирская боевая разведывательная машина «Рысь»), а в 1995 — РМ-Г (ремонтная гусеничная машина, предназначенная для технической разведки и текущего ремонта танков и БМП). С 1993 на базе узлов и агрегатов БМП-1 разработаны и пущены в серийное производство гусеничной машины гражданского назначения (специальная краново-бурильная машина, гусеничная грузовая и буровая машины, гусеничный транспортер-тягач, многоцелевой 2-звенный транспортер, универсальное гусеничное шасси). В 1997 по лицензии английской фирмы «BLAW-KNOX» РМЗ начал выпуск асфальтоукладчика РР-191. В 1998 завод приступил к серийному производству посевного почвообрабатывающего комплекса ППК-12,4. В 1999 освоено производство сеялок точного высева.
Лит.: ОАО «РМЗ». Историческая справка. 30 лет РМЗ. Из истории Рубцовского машиностроительного завода. Барнаул, 1989; Попов М.А. Рубцовск (1892—2000). Исторические очерки. Рубцовск, 2004.
А.Д. Бирюков
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей