РЕФОРМА П.Д. КИСЕЛЕВА (1830-50), система мероприятий по унификации упразднения казенных деревней, повышению грамотности крестьян и распространению в их среде агрономных и зоотехнических знаний. Реформа Киселева сопровождали массовые организованные переселения государственных крестьян в Сибирь из малоземельных губерний России. В соответствии с Екатерины II национальным проектом ее внук император Николай I ближайшей задачей считал ликвидацию крепостного права, и в связи с этим внимание его доверенных лиц обращалось на социальную опору империи — лично свободное крестьянское население, ряды которого должны были пополнить после освобождения бывшие крепостные.
Свободное крестьянство России являлось гарантом самосохранения империи не только потому, что выступало политическим противовесом дворянству и условием относительной независимости верховной власти. Громадная протяженность сухопутных границ Российской империи обязывала иметь постоянную большую сухопутную армию. Для ее пополнения и содержания требовались людские и продовольственные ресурсы. Российский крестьянин был важен для империи в равной степени и как бездоимочный налогоплательщик, и как верноподданный, выступавший в роли охранителя ее границ — солдата и работника (на случай военной мобилизаций) вместе с его помощницей-лошадью, необходимой для перемещения людей, военных и казенных грузов.
Выполнять свою историческую миссию российский крестьянин мог, лишь имея свободный доступ к земле и гарантируя условия для воспроизводства здорового потомства. Производимый его семьей продукт в своей существенной доле должен был поступать на рынок, а не в закрома феодала или «мироеда». Между тем в ходе ревизий казенной деревни в 1830—40-х гг., в том числе в Сибири, обнаружили повсеместные нарушение узаконенных Екатерининской реформой норм. Этому способствовала непоследовательная внутренняя и особенно внешняя политика Александра I. Для их восстановления потребовалась незамедлительная реакция правительства. В 1837 создали Министерство государственных имуществ (МГИ) во главе с П.Д. Киселевым. Государственных крестьян отнесли в ведение МГИ, однако относительно сибиряков этот вопрос остался нерешенным. Принятые Екатериной II меры по предупреждению маргинализации крестьянства оказались способны лишь частично замедлить развитие грубых форм аграрного капитализма. Обнаружилось также, что их распространению вместе с сельской буржуазией во многом способствовала бюрократия, незначительная прежде, а теперь вполне сформировавшаяся из тех же податных разрядов населения — разночинцев.
Обуржуазивание сельской верхушки наиболее интенсивно протекало на Севере, в Поволжье, на Юге; в Сибири — в Зауралье и в восточных регионах. Одновременно с «мироедами» сформировался массовый слой неимущего и малоимущего населения с характерной для него слабой способностью к демографическому воспроизводству и хронической недоимочностью, так как большую часть производимого им прибавочного продукта присваивала закабалявшая его сельская буржуазия. Определенной частью своих накоплений она делилась с земскими чиновниками, под опекой которых находились до создания МГИ государственная деревня и ее выборные органы. Используя деньги, сельские богатеи вынуждали обслуживать свои интересы и выборных должностных лиц, и волостные сходы, не говоря уже о писарях; вмешательство земских властей также блокировалось взятками.
Фактически произошло сращивание интересов 2 «отрядов» доиндустриальной буржуазии — сельской и чиновничьей. Используя внешние формы «крестьянской демократии», они успешно осуществляли первоначальное накопление путем грабежа и крестьян, и казны. Закабаление рядовой массы крестьянства происходило в форме заемной кабалы, монополизации казенных и частных подрядов, аренды земли и угодий. В условиях социального разложения деревни блокированным оказался процесс ресоциализации принудительных мигрантов и пополнения ими казенного крестьянства; за счет ссыльных росли ряды неимущих и пауперов, усугублялось социальное неравенство (см. Крестьянство).
Проект Реформа П.Д. Киселева предусматривал в отдаленном будущем перенести налоги с души на землю. Таким образом предполагалось принудить сельских богатеев, захвативших землю бедняков, возвратить ее бывшим владельцам. Пока же полагалось усилить контроль над органами крестьянского самоуправления, создавая на местах, в губерниях и округах местные учреждения МГИ для попечения над жизнью казенной деревни. Одновременно выборные должностные лица должны были получить статус государственных служащих (в связи с чем предполагалось одеть их в униформу, назначить жалованье); писарские должности впредь предназначались исключительно для крестьянских мальчиков, проходивших обучение в специальных школах.
Для пресечения коррумпированности волостной администрации проектировалось распространить статус юридически признанных официальных органов самоуправления на сельские общества (сходы). Общественные расходы на содержание сирот, исправление натуральных повинностей наймом и т. п. могли производиться только по приговорам сельских обществ с разрешения губернского начальства, без передачи сумм в волостное правление. Для пополнения сельских хлебозапасных магазинов (на случай неурожаев и для выдачи ссуд малообеспеченным хозяевам) предполагалось ввести коллективную запашку.
Большая часть поставленных задач осталась нереализованной из-за сопротивления местных чиновников, высшей бюрократии, а также повсеместных выступлений казенного крестьянства, очевидно, спровоцированное противниками реформ (из среды богатой верхушки), захвативших и Западную Сибирь в 1840-е гг. Крестьяне увидели в планах правительства, о которых они знали только по слухам, попытку возвращения к системе комиссарско-приказчичьего управления XVII—ХVIII вв., а в предложениях по организации общественной запашки — аналог государевой десятинной пашни и даже помещичьей барщины. Вследствие этого П.Д. Киселеву пришлось проводить преобразования органов управления государственной деревни в Сибири в виде эксперимента: введения в отдельных волостях его образцов. Элементы новой системы, касающиеся делопроизводства и порядка сдачи мирских сборов, распространялись на все волости, поэтому единственным отличием образцовых волостей был расширенный штат волостных правлений. К 1853 количество таких волостей в Западной Сибири достигло 26 (в том числе 3 инородческих); к 1858 их насчитывалось 47 (17 %), при этом сельское управление вводилось лишь в одной волости. Сельская буржуазия и местное чиновничество, включало его верхушку во главе с генерал-губернатором П.Д. Горчаковым, совместными усилиями по существу саботировали реформу.
Во 2-й половине XIX в. была создана историографическая легенда, сильно преувеличившая как размах, так и степень сопротивления крестьянства (до размеров «восстания») киселевско-николаевским попыткам поставить на пути «дикого капитализма» некоторые преграды в виде государственного патернализма и облегчить жизнь рядовой массе сельского населения. Эта точка зрения оказала сильное влияние и на советскую историографию. На деле попечительные мероприятия 2-й четверти XIX в. реально способствовали укреплению общественного хозяйства, развитию производительных сил, повышению грамотности и в целом были одухотворены идеями развития гражданских качеств в крестьянстве. В частности, было положено начало строительству сельских школ, образцово-показательных хозяйств, распространению через «Земледельческую газету» научных агрономных и зоотехнических знаний.
Незавершенность административных преобразований сельского управления выразилась в «переходном состоянии», то есть отсутствии единой правовой базы, которое сохранялось до реформ 1879. В то же время в течение рассматриваемого периода успешно проведены массовые организованные переселения на восток. В 1837—52 только в Западную Сибирь прибыло до 100 тыс. новых колонистов, большая их часть поселилась в Курганском округе Тобольской губернии, в результате чего население здесь выросло вдвое. Переселенцам бесплатно отводились квартиры, места для кормления скота; заболевших лечили за счет казны. При водворении на отведенных землях безденежно отпускался лес (по 100 бревен) для строительства жилья, выдавались безвозвратное денежное пособие (20 руб. на семью), семенная ссуда на 3 года, пара волов на двор, плуг на 8 домохозяев. Переселенцы получали также освобождение от прежних недоимок, налогов и повинностей на новом месте, с уплатой в последние 4 года только 1/2 оброчной подати; льготу от рекрутчины — на 3 набора, от военного постоя — на 8 лет.
Лит.: Дружинин Н.М. Государственные крестьяне и реформа П.Д. Киселева. М.; Л., 1946. Т. 1; 1958. Т. 2; Мамсик Т.С. Административная реакция на расслоение сибирского крестьянства во второй половине XVIII — первой половине XIX в. // Социально-экономические отношения и классовая борьба в Сибири дооктябрьского периода. Новосибирск, 1987.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей