Сын солдата. По окончании арифметической школы (1742) поступил на службу на должность механического ученика. С 1748 — на Алтае. Привлекался к реконструкции Барнаульского завода. Работал на Змеиногорском руднике. С 1759 командовал рудовозной флотилией. В 1761—64 руководил лесными делами. В 1763 Екатериной II жалован чином механикуса 9 класса. В 1763—65 изобрел и построил пароатмосферную 2-цилиндровую машину (1-й в мире действующий тепловой промышленный двигатель). С 7 августа по 10 ноября 1766 машина находилась в регулярной эксплуатации по обслуживанию 3 сереброплавильных печей автономного металлургического завода. После поломки медного котла не работала; разобрана в 1782.
Лит.: Данилевский В.В. И.И. Ползунов. Труд и жизнь первого русского теплотехника. М.; Л., 1940; Сергеев А.Д. Слово об И.И. Ползунове. Барнаул, 1999.
А.А. Пережогин
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей