ОКУНЁВСКАЯ КУЛЬТУРА. Распространена в Минусинской котловине Южной Сибири. Памятники окуневской культуры найдены в Туве, отдельные захоронения — к северу от Минусинской котловины, в лесостепи. Первые погребения раскопаны в начале XX в. у села Батени (Ермолаев, 1913).
С.А. Теплоухов, М.Н. Комарова, В.П. Левашова и другие исследовали памятники окуневской культуры, однако интерпретировали их по-разному и, как выяснилось, не вполне корректно. В 1960-е гг. после раскопок могильника Черновая VIII Г.А. Максименковым выделена как особая культура. Он же достаточно исчерпывающе охарактеризовал окуневскую культуру. Анализ памятника Черновая VIII позволил отнести к окуневской культуре монументальную скульптуру, ранее также датированную по-иному. Основными памятниками окуневской культуры являются погребальные комплексы. Могильники состоят из 1, реже 4 курганов, также встречаются некрополи, состоящие из оград. Часты случаи вторичного использования погребальных комплексов афанасьевской культуры. Погребальные ограды окуневской культуры четырехугольные (квадратные), сооружены из плитняка или валунов размерами от 2,5*3 до 40*40 м. Количество могил — от 1 до более 20. Могильная яма небольших размеров, рассчитанная на погребение 1—2 человек, лежащих на спине с ногами, согнутыми коленями вверх. Стенки ям часто облицованы плитами в виде ящика, дно выложено мелкими плитами. Перекрытие могилы также часто изготовлено из плит. Типичны одиночные, парные, реже коллективные захоронения, с последующим подхоронением в могильную яму. Встречаются захоронения черепов со следами трепанации. Детей хоронили вместе со взрослыми. В могилу чаще всего клали глиняные горшки и орудия труда. Лицо и тело покойника раскрашивались красной охрой. Умерших хоронили в одежде с большим количеством культовых предметов. В могилу помещали кости животных и птиц, явно не служивших продуктами питания. Найдены следы поминальных тризн. Оружие и орудия труда: бронзовые ножи, шилья с костяными ручками, наконечник копья и проушный топорик, каменные наконечники стрел, топоры, булавы, тесла. Из кости изготовлены игольники, иглы, гарпуны, орудия для вязки сетей. Украшения: бронзовые височные кольца, подвески из зубов животных, каменный бисер и бусы. Керамика плоскодонная, баночной формы, порой слабо профилирована. Единичны граненые сосуды на поддоне. Своеобразны вазочки-курильницы. Тулово и часто дно сосуда покрыты орнаментом предельно простой композиции. Иногда выражена зональность. Узор наносился гладким и гребенчатым штампом. Венчик нередко обозначен пояском ямок. Окуневская культура особенно богато представлена культовыми предметами. Это каменные и костяные подвески в виде фигурок медведя, головок лося, птиц, антропоморфических личин, миниатюрные каменные и костяные изображения женского лица с характерной прической и украшениями, костяной жезл, увенчанный головой медведя, пожирающего барана, ритон с изображениями бычьих рогов, каменные луновидные подвески. На каменных ящиках погребений встречаются выбитые, гравированные и раскрашенные изображения человеческих личин, фантастических хищников, крупного рогатого скота, реже других животных, фигуры антропоморфических существ, изображенных в динамике, в характерной одежде и головных уборах. Многие изображения находят на культовых предметах из погребений и монументальных каменных изваяниях. Для окуневской культуры характерна монументальная каменная скульптура, в которой, по-видимому, воплощались родовые божества.
Наиболее распространены трехглазые личины с несколькими полосками поперек лиц и сложными звериноподобными головными уборами. Наскальные рисунки и изображения на плитах отличаются своеобразным реализмом и динамизмом. Это фигуры домашних, реже диких животных, фантастических хищников, антропоморфные личины и т. д. Носители окуневской культуры занимались охотой. Не менее интенсивное развитие получило скотоводство. Разводили крупный и мелкий рогатый скот. У окунёвцев имелся колесный транспорт. Подсобными отраслями экономики являлись рыболовство и собирательство. Анализ окунёвских кладбищ свидетельствует о высокой детской смертности, а также женской в репродуктивном возрасте. По-видимому, укреплялась система парной семьи. В мужских погребениях довольно часто встречаются захоронения служителей культа. Окуневская культура датируется первой половиной II тыс. до н. э.
Лит.: Вадецкая Э.Б., Леонтьев Н.В., Максименков Г.А. Памятники окуневской культуры. Л., 1980; Вадецкая Э.Б. Археологические памятники в степях среднего Енисея. Л., 1986; Окуневский сборник. Культура. Искусство. Антропология. СПб., 1997; Окуневский сборник 2. СПб., 2006.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей