ОБЩЕСТВА ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ (ОХ). Самостоятельному существованию художественного общества в Сибири предшествовало длительное вызревание их под крылом социально более сильных общественных организаций. Первой такой организацией был Сибирский отдел Русского географического общества (СО РГО), основанный в Иркутске в 1851, в 1877 от него отпочковался Западно-Сибирский отдел (ЗСО РГО) с центром в Омске. Географические общества охватывали широкий круг вопросов физической и экономической географии с включением вопросов этнографии. Полевые исследования нуждались в художниках.
Так, еще до образования ЗСО РГО П.П. Семенов-Тян-Шанский брал в свои экспедиции жившего в Томске художника П.М. Кошарова. Живописцы Сибири и сами охотно совмещали в своем творчестве художественные и этнографические задачи. Точка зрения, согласно которой пути науки и искусства едины и лишь методы исследования у них разные, содействовала солидарности ученых и художников. Помимо СО РГО (после 1877 — Восточно-Сибирский отдел) художников поддерживали Иркутское благотворительное общество (Иркутск, 1890), Общество попечения о начальном образовании (Томск, 1880-е гг.), Общество распространения образования и народных развлечений (Иркутск, 1900). В то же время в состав официально зарегистрированного независимого Томского общества любителей художеств (ТОЛХ, 1909—19) входили профессора Томского университета, промышленники, публицисты. Среди них — редактор газеты «Сибирская жизнь» А.В. Адрианов, книготорговец, просветитель, меценат П.И. Макушин, исследователь Центральной Азии и публицист Г.Н. Потанин. По состоянию на январь 1912 ТОЛХ насчитывало 118 человек, собственно художников в нем числилось менее четверти. Подобная широта представительства сибирской общественности в художественных обществах наблюдалась и в других городах Сибири, в частности в Иркутском обществе художников (ИОХ, 1915—22), в Обществе художников и любителей изящных искусств Степного края (ОХЛИИСК, Омск, 1916—20). ТОЛХ, возникшее раньше других сибирских обществ, могло считаться образцом для них.
Согласно уставу, ТОЛХ имело целью «объединение томских художников и любителей искусства на почве художественных интересов», взаимную материальную и духовную поддержку, воспитание в публике эстетические чувства посредством устройства регулярных художественных выставок, создания художественного музея, организации художественных вечеров, чтения докладов по вопросам искусства. Важнейшим пунктом программы общества значилась организация художественной школы. ИОХ, а за ним и ОХЛИИСК разработали такие же программы действия с незначительными вариациями, вызванными местными условиями.
С первых дней существования ТОЛХ завязывает связи с художниками других городов Сибири, приглашая их вступить в него. В списочном составе ТОЛХ — художники Барнаула, Красноярска, Иркутска, Омска, что свидетельствует о его стремлении создать всесибирское объединение художников и любителей искусства. Соответственно и практика периодических выставок охватывала иногородних художников, насколько это было возможно при дальности сибирских расстояний и стоимости перевозки картин по железной дороге ТОЛХ планировало сделать периодические выставки передвижными по примеру столичного Товарищества передвижных художественных выставок. Препятствовал выполнению этих планов недостаток материальных средств и невозможность в условиях Сибири возместить их за счет входной платы на выставки и продажи картин. И все-таки иногда передвижные выставки удавалось организовать. С 1910 ТОЛХ завязывает деловые связи с художниками Москвы и Санкт-Петербурга, с И.Е. Репиным в частности. На периодической выставке ТОЛХ 1912 в Томске появились картины столичных художников. Тенденция к всесибирскому объединению дополнилась включением сибиряков в общероссийскую художественную жизнь.
В 1910-е гг. приобрели публицистическую остроту опыты создания «сибирского стиля». Основу его должны были составить мотивы искусства народов Сибири: алтайцев, хакасов, бурят, манси, ненцев. Сказалась многолетняя практика этнографических зарисовок в научно-исследовательских экспедициях и собственных индивидуальных поездок на Алтай, Байкал, Сибирский Север. Русская народная культура, в частности старообрядческая, внимание художников Сибири привлекала значительно меньше, поскольку воспринималась как обыденная и привычная. Проблема «сибирского стиля» сопровождала деятельность художественных обществ до конца 1920-х гг., но оставалась неразрешенной.
Более результативной стала та часть деятельности художественного общества, которая имела конкретную материальную основу. Художники Иркутска, Красноярска, Омска, Томска немало потрудились над организацией в Сибири художественных школ. Во всех названных городах ориентация была на художественно-промышленные школы с расчетом на удовлетворение как собственно эстетических потребностей, так и потребностей нарождавшейся сибирской промышленности. Однако в дореволюционное время ни в одном из сибирских городов художественно-промышленная школа не была создана, поскольку для этого требовались значительные затраты на оплату штата преподавателей, приобретение или долгосрочную аренду больших помещений под мастерские и оборудование мастерских. Личные пожертвования членов художественного общества и плата за обучение оказывались недостаточными. Везде возникали только рисовальные школы, поддерживаемые Академией художеств и городским самоуправлением. Благодаря такой поддержке иркутская, красноярская, омская художественные школы просуществовали десятилетия и стали основой художественного образования в Сибири.
Дореволюционный период существования сибирского художественного общества ни в одном городе не достигает 10 лет. Ни одно из художественных обществ не успело накопить достаточно средств на приобретение собственное помещений, где бы оно могло хранить документацию, иметь библиотеку, собрание художественных произведений. Однако собирательство все же происходило и дало свои результаты. ТОЛХ, например, от каждого художника, желавшего стать его членом, в качестве вступительного взноса получало безвозмездно картины. Картины накапливались, им находили временное пристанище. Впоследствии они составили художественный отдел краеведческого музея, откуда в свое время перешли в музей художественный. То же можно сказать и о библиотеке общества.
Творческая эволюция сибирских художественных обществ в целом протекала в русле эволюции искусства России. Профессиональное образование сибиряки получали в Казанской художественной школе, находившейся под контролем Академии художеств, в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и в самой Академии. Авангард, получивший широкую известность в 1910-х гг., благодаря публикациям в периодической печати и устным выступлениям членов художественного общества, был известен и в Сибири. Однако ни одно сибирское художественное общество не культивировало новации, как их не культивировали передвижники и члены Союза русских художников, имевшие в Санкт-Петербурге и в Москве бесспорный авторитет.
Облик художественных выставок художественного общества, в первую очередь ТОЛХ, в течение 1909-19 изменялся за счет участия в них учившейся в Москве сибирской молодежи. Эскизность письма и некоторые признаки постимпрессионизма или экспрессионизма начали проникать в творческую практику отдельных художников. Однако общий пейзажно-жанровый уклон выставок, как и пленэрная основа живописи, оставались неизменными. Они перешли и в 1920-е гг., время радикал. перемен в художественной жизни России.
После революции в Томске была создана Народная Академия художеств (1918), в Иркутске - Народный институт изящных искусств с отделениями театра, музыки и живописи (1918), в Омске - Практический художественно-промышленный институт (1920) с отделениями живописи, графики, архитектуры, текстиля, деревообработки. Все названные учебные заведения прекратили свое существование вскоре после проведения первого набора учащихся. И лишь в Омске исчезнувший институт продолжился в виде среднего учебного заведения - художественно-промышленного техникума (1923) с тем же количеством факультетов.
Самую краткую историю существования пережило Алтайское художественное общество (АХО, Барнаул, 1918), созданное молодыми художниками. Его программа совпадала с программой ТОЛХ (школа, выставки, художественный музей, библиотека). АХО успело открыть художественную школу и приступить к созданию художественного музея. Но 7 января 1920 оно сдало Алтайскому губОНО все накопленное имущество и прекратило свое существование.
При советской власти ТОЛХ, ИОХ, ОХЛИИСК, как и АХО, исчезли. В 1920-23 их заменили секции ИЗО губОНО, привлекавшие художников к агитационно-массовой работе. Однако стремление сибирских художников к самоорганизации не исчезло. Их общественная активность возросла, подогреваемая верой в наступление новой эпохи Возрождения. Материальная необеспеченность живописцев, графиков, скульпторов, оказавшихся в критическом положении вследствие уничтожения свободной купли-продажи художественных произведений, тоже заставляла искать пути к взаимопомощи.
В Москве в начале 1920-х гг. возникла Ассоциация художников революционной России (АХРР, 1922). С конца 1925 в Новониколаевске (Новосибирске), Омске, Томске стали образовываться филиалы АХРР, с 1926 началась их административно разрешенная деятельность. ВосточнаяСибирь к Ассоциации не примкнула.
АХРР начала активную деятельность - устраивались краткосрочные, нередко на 1 день, выставки для рабочих, красноармейцев, рабфаковцев. Томскому филиалу удалось единожды (1928) организовать выставку с приглашением небольшого числа художников Москвы. «Новая Сибирь» занялась подготовкой всесибирской выставки и съезда художников. Краткосрочные выставки она тоже устраивала, но с показом материалов и техники живописи, графики, скульптуры с целью ознакомления зрителей с характером труда художников. Планами проведения всесибирской выставки и съезда правление «Новой Сибири» сумело заинтересовать Общество изучения производительных сил Сибири (ОИС), Союз сибирских писателей, руководство СибОНО, в результате нашлись средства на их проведение. Явный успех деятельности «Новой Сибири» заставил членов новосибирского филиала АХРР самоликвидироваться (1926), полным составом войти в «Новую Сибирь» и тем самым принять участие в организационной работе.
Организаторы всесибирской выставки пригласили для участия в ней всех художников Сибири, независимо от их творческих и общественных позиций. Открытая 1 января 1927, она стала важнейшим событием художественной жизни Сибири 1920-х гг. Произведения живописи, графики, скульптуры, архитектуры общим числом в 600 ед. наглядно показали состояние изобразительного искусства Западной и Восточной Сибири. Выставка удовлетворяла и тех, кто искал на ней отражение революционных событий («Партизаны» И.И. Тютикова), и тех, кому были дороги мирные сибирские мотивы («Шаманство над больным ребенком» А.В. Вощакина). Среди выставленных были произведения, авторы которых получили добротную профессиональную подготовку в столичных учебных заведениях: Б.И. Лебединского, А.П. Лекаренко, Н.Н. Нагорской, Н.А. Надольской. Здесь же размещались картины самоучек из бурят: Р. Мэрдыгеева, И. Дадуева, А. Хангалова, Г. Эрдынийна, Ц. Сампилона, алтайца Н.И. Чевалкова; их работы приветствовались как выражение своеобразия искусства Сибири и как обещание его скорого расцвета. Выставку удалось показать в Омске, Томске, Красноярске, Иркутске. Во всех городах она дополнялась картинами местных художников. Разными учреждениями Новосибирска с выставки было закуплено более 50 произведений с целью закладки основы художественного музея. Закупки, хотя и в меньших размерах, продолжились в других городах Сибири. Для отвыкших от вознаграждения за свою работу художников этот факт был едва ли не самым оптимистичным.
Съезд художников состоялся 3—6 января 1927. Кроме художников, на нем выступали заведующий Сибполитпросветом А.А. Ансон, писатели, представитель ОИС, заведующий краевым профессиональным образованием, председатель краевого совета национальных меньшинств Сибири. Все они, каждый по-своему, поддержали «Новую Сибирь». На съезде обсуждался широкий спектр вопросов художественной жизни Сибири. Из них можно выделить 2 основных: революционность как содержание и форма художественных произведений; сибирский колорит в творчестве сибиряков. Обе темы конкретизировались представленными на выставке картинами.
Сибирский колорит в дальнейшем развить не удалось ввиду решительного крена всей художественной культуры края в пропаганду индустриализации. К «Новой Сибири», сумевшей вовлечь в активную деятельность художников всей Сибири, отношение стало прохладным. В рядах сочувствовавшей художникам общественности появилась осторожность. Без поддержки писателей, ученых, органов народного образования продолжение запланированных периодических всесибирских выставок оказалось невозможным. Правлению «Новой Сибири» пришлось искать опору в складывавшихся общероссийских художественных структурах: кооперативном товариществе «Художник» и Федерации работников пространственных искусств. Федерация составляла планы выставок, исходя из производственных программ индустриализации. АХРР добровольно, «Новая Сибирь» вынужденно оказались в одном ряду политизированного искусства, что, однако, не прибавило им успехов в их выставочной и просветительской деятельности. Томская АХРР, не имея сил активизироваться, самоликвидировалась (1931), «Новая Сибирь» была упразднена в административном порядке (1931). Художественная жизнь Сибири на некоторое время затихла. Ситуация разрешилась постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 «О перестройке литературно-художественных организаций». Время художественных обществ кончилось, началась история Союза художников СССР.
Лит.: Муратов П.Д. Изобразительное искусство Томска. Новосибирск, 1974; Он же. Художественная жизнь Сибири 1920-х годов. Ленинград, 1974.
П.Д. Муратов
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей