НОВОАЛТАЙСК, город краевого подчинения в Алтайском крае, административный центр Первомайского района. Расположен в центральной части края, в 15 км к северо-востоку от Барнаула, с которым соединен автомобильным и железнодорожным мостом через реку Обь.
Через Новоалтайск проходят федеральные автомагистрали: Новосибирск—Барнаул—Семипалатинск; Новосибирск— Бийск—Ташанта. В 1745 — деревня Чесноковка. С 1895 — село, с 1939 — рабочий поселок, с 1942 — город Чесноковка (до 1944 районного, затем краевого подчинения). В 1962 переименован в Новоалтайск. Численность населения (тыс. человек): 1939 — 9,0; 1942 — 26,0; 1959 - 33,9; 1970 - 49,5; 1979 - 50,0; 1989 - 53,6; 1998 - 59,1; 2002 - 60,0; 2007 - 73,6.
В начале XVIII в. переселенцами образована заимка на берегу Чесноковки. Первые сведения о Чесноковке как о деревне относятся к 1745. В 1763 — 84 души мужского пола. В 1893 насчитывалось 182 двора, 979 человек. В 1913 образована станция Алтайская как начальный пункт железнодорожной магистрали на Бийск. Станционный поселок слился с деревней Чесноковкой. В 1920—30-е гг. Новоалтайск специализировался на переработке сельскохозяйственной продукции. Единственное крупное предприятие — деревообрабатывающий завод. Эвакуация в сентябре 1941 Днепродзержинского вагоностроительного завода «Правда» способствовала изменению экономического облика: город становится единственным в Западной Сибири центром по выпуску грузовых и пассажирских вагонов. Становление крупного промышленного производства обусловило рост численности населения. Возникновение градообразующего предприятия вызвало расширение комплекса смежных промышленных предприятий — мачтопропиточного, железобетонного заводов. Пуск в эксплуатацию железнодорожной ветки Алтайская— Камень-на-Оби (через станцию Среднесибирскую) завершил процесс формирования Новоалтайска как одного из ведущих железнодорожных узлов в крае. Экономика современного Новоалтайска представлена ведущими отраслями промышленного производства: машиностроения, строительных предприятий: «Алтайвагон», Белоярский мачтопропиточный завод (деревянные опоры, шпалы для железной дороги), «Новоалтайский завод ЖБИ» (железобетонные изделия, бетон), «Алтайкровля» (рубероид, картон, линолеум), домостроительный комбинат. «Алтайвагон» — крупнейшее в России вагоностроительное предприятие. Пищевая промышленность представлена хлебокомбинатом, молокозаводом.
В Новоалтайске действуют 15 детских дошкольных учреждений, 16 общеобразовательных школ, художественное училище, 7 клубов и дворцов культуры, 12 библиотек, 3 поликлиники, больница.
Герб утвержден в 2005: в лазоревом поле расторгнутая вверху составная черно-серебряная внутренняя кайма и серебряный развернутый свиток, обремененный вверху черным холмом с серебряными обрывами, ограниченным снизу бегущими влево волнами в 3 лазоревых и 2 серебряных ряда. Лазоревое поле символизирует живую красоту новоалтайской земли и ее рек. Развернутый свиток (грамота служивого дворянина Ивана Максюкова о начале строительства крепости на Белом Яру) с изображением обрывистого холма над волнами реки — символ исторической преемственности культурных традиций. Холм с серебряными обрывами, Белый Яр — место, положившее начало Новоалтайску. Черно-серебряная внутренняя кайма говорит о значении Новоалтайска как крупного железнодорожного узла.
Лит.: Батаева О.Н. 50 лет со времени основания города Но- воалтайска // Страницы истории Алтая. 1992; Энциклопедия Алтайского края: В 2 т. Барнаул, 1996.
Г.В. Кидяева, Т.К. Щеглова
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей