Новости

Ненцы // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

НЕНЦЫ, среди народов, населяющих Крайний Север России, ненцы в численном отношении являются самым круп­ным. Самоназвание ненэць - «человек», ненэй ненэць - «настоящий человек» было введено в официальное употребле­ние в 1930. Первоначально ненцев называли самоедами или самоедами-юраками.

Делятся на 2 этнотерриториальные группы - тундровые, рас­селяются в зоне тундры от Кольского полуострова (с конца ХК в.) до правобережья низовья реки Енисей (территория Мурманской области, Архангельской области - Ненецкий автономный округ, Тюменской области — Ямало-Ненецкий автономный округ, Красноярского края — Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ), лес­ные (самоназвание нещанг «человек») расселяются в таежной зоне междуречья Оби и Енисея. Основная часть лесных ненцев живет в бассейне реки Пур, а также в верховьях реки Надым и по северным притокам рек Лямин, Тромъеган и Аган.

По данным переписи 1939, в РФ - 24,7 тыс. человек, 1959 - 22,8; 1970 - 28,5; 1979 - 29,5; 1989 - 34,2 тыс. человек; 2002 - 41,3 тыс. человек, в том числе  в Тюменской области - около 28,8, в Красноярском крае - 3,2 тыс. человек.

Ненецкий язык относится к самодийской (самоедской) группе уральской языковой семьи и делится на 2 диа­лекта - тундровый, который распадается на западный и восточный говоры, общение между их носителями не мешает вза­имопониманию, и лесной, отличающийся своеобразием фонетического состава, что затрудняет языковой контакт с носи­телями тундрового диалекта. Лесной диалект также делится на ряд говоров. Письменность существует с 1932 на основе латинской, а с 1937 - на основе русской графики.

В антропологическом плане ненцы относятся к уральской контактной малой расе, для представителей которой свойственно соче­тание антропологических признаков, присущих как европеоидам, так и монголоидам. В связи с широким расселением ненцев антропологически делятся на ряд групп, демонстриру­ющих основную тенденцию понижения доли монголоидности с востока на запад. Небольшая степень выраженности монголоидного комплекса фиксируется у лесных ненцев. Общая картина сопровождается дискретной, очаговой локали­зацией европеоидных и монголоидных черт, что объясняется как межэтническими контактами, так и относительной изоляцией отдельных территориальных групп ненцев.

Ненцы относятся к хозяйственно-культурному типу оленеводов тун­дры. Важную роль в хозяйственных занятиях играют рыболовст­во и охота.

Основным традиционным средством транспорта у ненцев является оленья упряжка. Транспортное нартенное использование оленя осуществляется в тундре и лесотундре практичес­ки круглогодично.

Особенности устройства ненецких поселений обус­ловлены традиционным образом жизни: кочевым - у тундровых групп и полукочевым - у лесных. К настоящему времени зна­чительная часть тундрового ненецкого населения проживает в крупных и малых поселках. Кочевой образ жизни ненцев и окружа­ющая природная среда определили условия использова­ния ими в качестве жилищ переносных, разборных пос­троек - чумов.

Комплекс мужской одежды состоит из малицы, сшитой из оленьих шкур ворсом внутрь, совика с капюшоном, глухого «балахона», сшитого мехом наружу, и обуви - меховых пимов, изготовленных из шкур с ног оле­ня, и прилагающихся к ним чулок-подкладов, оленьей шерстью внутрь. Традиционная женская одежда также широко употребляема у ненцев в настоящее время. Зимой женщины но­сят меховую распашную одежду типа шуб. В Большеземельской тундре и в Сибири распространены женские головные уборы в виде капоров - с затылочными частями из оленьего меха и опушкой вокруг лицевой части из меха песца - с многочисленными медными ажурными бляшками, подве­шенными на цепочках или металлических трубочках.

Пищей ненцев издавна служили мясо и рыба. Приго­товление пищи и ее заготовка впрок также были делом женщин. Мясо оленя употребляется в пищу главным образом в зимний период. Помимо мяса оленя зимой добывают и едят куропаток. Весной и летом промышляют птиц — гусей, уток, турпанов, гагар, поморников. В период промысла линных гусей мясо этих птиц составляет основное питание ненцев. Его едят главным образом в вареном виде, используют также полученный бульон.

Социальная система ненцев структурирована на 3 уровнях — мяд’тер (семья), еркар (род), тэнз (племя, фратрия, на­род), обеспеченных традиционными нормами гендерных и межпоколенных связей, собственности, лидерства, межродо­вых и межэтнических отношений. Эта система унаследовала старые самодийские традиции, но существенно обновилась, особенно в структурах рода и народа, 3—4 столетия на­зад в ходе «оленеводческой революции», когда ненецкие роды дробились, объединялись и смешивались под вли­янием российской колонизации, войн, преобразования торговых и миграционных путей. В череде конфликтно-контактных отноше­ний с соседями и российской администрацией они образовали сообщество, называемое ненецким народом.

Ненцы верили в существование большого числа духов, которые принимали непосредственное участие в жизни людей, принося им удачу или неудачу в промыслах, доставляя радости или огорчения, нacылая различные болезни и т. п. Желание задобрить этих духов, привлечь их на свою сторону вызывало к жизни такие явления, как создание священных мест и жертвоприношение.

Наиболее известными у ненцев священными местами были Болванский Нос на острове Вайгач, Козьмин перелесок в районе рек Несь, Яв’мал на Ямале, гора Манисей на Северном Урале, ряд священных мест на Канинском полуострове. Помимо этих широко известных мест во всех районах расселения ненцев имелись небольшие священные места, где приносили жертвы члены одного рода или семьи, а иногда и прос­то проезжающие мимо этого места ненцы. Обычно эти жерт­венные места располагались возле камня какой-нибудь особенной формы, на вершине сопки, которая в разную погоду меняет свои очертания, на берегу озера.

Помимо принесения жертв духам существовал еще способ общения с ними — через шаманов. Шаманы яв­лялись посредниками между людьми и духами. Одна­ко шаманы могли общаться с духами не постоянно, а лишь в процессе камлания, когда, находясь в состоянии транса (экстаза), они встречались с добрыми и злыми духами разных миров, могли узнавать у них скрытые от людей события.

Лит.: Васильев В.И. Проблема формирования северосамодий­ских народностей. М., 1979; Головнев А.В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. Екатеринбург, 1995; Хомич Л.В. Ненцы: очерки традиционной культуры. Л., 1995; Народы Запад­ной Сибири: Ханты. Манси. Селькупы. Ненцы. Энцы. Нганаса­ны. Кеты. М., 2005.

Л.В. Хомич

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири