НАРОДНЫЕ ДВИЖЕНИЯ В СИБИРИ в XVII в. По Сибири в XVII в., как и по всей России, время от времени прокатывались выступления народных масс, недовольных своим положением. Специфика Сибири (особенно в первой половине века) состояла в относительной бесконтрольности со стороны центральной власти и поэтому крайней коррумпированности воеводского управления, в отсутствии крепостного права и помещичьего землевладения, слабой сельскохозяйтсвенной освоенности края и наличии обширного фонда незанятых земель. Все это накладывало свой отпечаток на отношения между населением Сибири и государственной властью.
Традиции сословно-представительной монархии, окрепшие во время Смуты и восстановления государственности силами земства (включая отряды сибирских казаков), еще оказывали влияние и за Уралом. Земские организации Сибири (казачьи «круги», сходы посадских и крестьян) сотрудничали с воеводским управлением в деле освоения региона, в профессиональных вопросах, и умные воеводы порой понимали, что без этого сотрудничества власть пока бессильна. Степень эффективности такого сотрудничества во многом зависела от личных и деловых качеств представителей воеводской администрации, а земские миры традиционно считали своим главным правом право на законность и действенность челобитья государю по поводу коррумпированности и непрофессионализма местных чиновников. Если возникавшие на этой почве народного движения протеста набирали силу, крупно проворовавшихся воевод, как правило, смещали, но и зачинщиков протеста, бывало, наказывали. Вероятность того, что коррупция чиновников вырвется в Сибири за все возможные рамки, была вполне реальной. В этих условиях складывалось хотя и ограниченное, но все же вполне объективное единство целей наиболее дальновидных представителей высшей власти государства и миров в борьбе с воеводской коррупцией. Отсюда и значительная успешность многих народных движений, нередко выходивших за пределы московского понимания законности, но соответствовавших массовому пониманию государственного интереса.
Казнокрадство и злоупотребления властью, воеводские притеснения и вымогательства вызывали острые протесты всех групп сибирского населения, но у разных социальных слоев были и специфические требования. Служилых людей, составлявших весьма влиятельную часть сибиряков, волновали проблемы недостаточного и неравномерного снабжения жалованьем, замены хлебного жалованья земельным наделом по реформе Ю.Я. Сулешова, влияния мнения «круга» на служебные назначения, военного профессионализма воевод. Миры государственных крестьян имели свое четкое представление о «законной» части податей и повинностей, взимавшихся с них «по старине», и резко протестовали против любого увеличения этих тягот, особенно - против увеличения государевой десятинной пашни, незаконных трудовых повинностей и корыстных воеводских поборов (см. Крестьянское движение). Церковные крестьяне отказывались пахать на монастырские и архиерейские власти дополнительные десятины. Посадское население протестовало против обременения различными натуральными повинностями, включая дополнительную разверстку на постройку городовых укреплений. Коренные народы Сибири были более всего недовольны притеснениями и прямым грабежом чиновников разных рангов при сборе ясака и тяжелой «подводной» повинностью по транспортировке через сибирские просторы тех или иных грузов.
Крестьянские войны XVII в. не получили распространения в Сибири. Можно отметить только массовый побег с Пелыма и Тюмени в 1608—10 сосланных туда участников движения И.И. Болотникова да попытки нескольких вооруженных отрядов беглых крестьян прорваться на соединение с казаками С. Разина.
Во многих выступлениях сибиряков против насилий местных чиновников (сам принцип монархической власти сибирские миры не оспаривали) действовали заодно представители всех сословных групп, как правило - с преобладающим влиянием «кругов» служилых. При этом сибиряки полагали, что, обличая воеводские неправды, корыстолюбие, они выступают в интересах государя, т. е. вполне законно и похвально. Нередко они характеризовали казнокрадство и насилия воевод как государственные преступления, объявляя «слово и дело государево». Воеводы, в свою очередь, так же аттестовали неповиновение подвластного населения, сообщая в Москву о «бунте, скопе и заговоре» против законной власти. Действительно, в ряде случаев челобитчики, сообщив в Москву о преступлениях воевод, переставали подчиняться им, не дожидаясь решения по своим челобитным.
В 1624-25 увенчался успехом протест служилых, посадских и крестьян Пелыма против насилий воеводы И.М. Вельяминова, обременившего их тяжелыми работами в его личном хозяйстве. Тобольский воевода Ю.Я. Сулешов встал на сторону челобитчиков, следуя московской политике пресечения попыток создания в Сибири частных вотчин с принудительным трудом. Царь, рассмотрев эту ситуацию, согласился с ним, и Вельяминов был смещен.
В 1626-33 перемеривание по реформе Сулешова земель пахотных и оброчных крестьян, связанное с неизбежным увеличением податей и повинностей, вызвало волнения в Туринске и нескольких слободах — Невьянской, Тагильской, Ницынской и других. Крестьяне писали царю о несправедливости увеличения тягла, не пускали воеводских «дозорщиков» на свои поля. В Ницынской слободе в 1626 даже убили приказчика. Проведение реформы Сулешова пришлось немного замедлить, приказчиков сменить, хотя правда, по мнению руководителей Сибирского приказа, была не на стороне крестьян: последние завели немало неучтенной пашни, с которой не шло ни обычной 20 %-ной подати, ни пахотной повинности.
Тот же 1626-й ознаменовался крупным выступлением служилого мира Енисейска, поддержанного посадскими, крестьянами, ясачными, даже промышленными людьми. Казаки во главе с атаманом не захотели идти в ненужный, по их мнению, поход на князца Тасея, собрали «круг» и отказали воеводе А.Л. Ошанину во власти; они отправили от каждого сословия челобитные царю с объявлением «слова и дела государева» на воеводу, а сам он был заперт в своем дворе. Из Тобольска прибыл вооруженный отряд во главе с Б. Аршинским, который провел следствие по жалобам сторон. Было арестовано 10 казаков, но и Ошанина сместили.
В 1636 служилые Тары после попыток убедить воевод князей Ф.П. Барятинского и Г.А. Кафтырева прекратить притеснения и злоупотребления, силой ворвавшись в съезжую избу, отказали им во власти, затем собрали «круг», составили «одиначную запись» (обязательство всему миру действовать заодно против воевод) и стали подписывать общемирскую челобитную царю, заранее обсужденную на сходках. В ней они подробно перечисляли воеводские злоупотребления, включая вредящие обороноспособности Тары, и заявляли, что более не могут ни одного часа быть под властью воевод. Служилые жаловались, в частности, что им приходится за немалые взятки, в том числе хлебом, «выкупать» у воевод свое законное жалованье, что воеводы занимаются ростовщическими операциями с полученным таким образом хлебом, разоряя их и даже заставляя продавать свою военную амуницию. Челобитную помог составить игумен Спасского Тарского монастыря Исайя, впоследствии свидетельствовавший на следствии об ее соответствии правде. Характерно, что, устранив воевод, челобитчики продолжали подчеркнуто исправно нести воинскую службу. Это не помешало воеводам в своих отписках в Москву обвинить их в бунте. На долгом следствии конца 1637 обвинения против воевод поддержали 318 служилых и вся община пашенных крестьян, не поддержало 12 человек верхушки служилых (преимущественно «детей боярских). Из города было временно выслано 14 «зачинщиков», исход следствия для воевод неизвестен, но в 1639 в Таре действовал уже другой воевода.
Неоднократно в XVII в. выступали против назначенных Москвой властей миры Томска. В 1606, вскоре после создания города, служилые и ясачные томичи начали борьбу с головами М. Ржевским и С. Бартеневым, объявив на них «государево слово и дело» за злоупотребления властью - присвоение части жалованья и пушнины. Долгая борьба завершилась указом 1608 о смещении голов. В 1634 пленные литовцы и поляки, сосланные в Томск в военную службу и в пашенные крестьяне, составили вооруженный заговор, намереваясь убить воевод и бежать на Яик и Дон. Расправа отличалась суровостью: 12 человек во главе с И. Белиловцем были повешены.
В 1635-36 в Томске вспыхнул новый «бунт» против законной власти, вызванный очередной попыткой перевести значительную часть служилых с хлебного жалованья на обеспечение землей, которую пришлось бы обрабатывать наряду с несением службы. Кроме воеводы И.И. Ромодановского, томские казаки с присоединившимися к ним посадскими и ясачными обвиняли и проворовавшихся дьяков, и подьячих, и наживавшихся вместе с ними воеводских «ушников, и шишимор» из числа некоторых «детей боярских». Начались столкновения на улицах; в ответ на попытку воеводы арестовать 7 казачьих пятидесятников вместе с ними в тюрьму пошло 150 казаков. Число восставших вскоре достигло 700, арестованные были освобождены, а воевода осажден на своем дворе. Реальная власть перешла к казачьему «кругу», который в апреле 1638 «формально» сместил воеводу особым постановлением «круга». Еще раньше в Москву была послана большая делегация выборных челобитчиков с жалобами сословий города на местные власти. Делегация вернулась с сообщением об уступках «милостивого царя»: замену хлебного жалованья земельным окладом временно отменили, проворовавшихся сторонников воеводы разослали по другим сибирским городам. Повальный сыск не дал никаких результатов. Казаки-«зачинщики» остались служить в Томске (многие из них позже приняли самое активное участие и в крупнейшем восстании 1648-49). В 1639 в Томск был направлен новый воевода.
Томское мирское движение 12 апреля 1648 — 19 августа 1649 явилось сибирским звеном в цепи городских восстаний середины XVII в., которые охватили целый ряд важных русских городов - Москву, Соль Вычегодскую, Устюг Великий, Воронеж, Новгород, Псков и другие. Все они носили характер борьбы миров за свои традиционные права, против притеснений и насилий московских и местных чиновников, бояр, дьяков. Эти восстания ознаменовали начало кризиса системы сословно-представительной монархии, который во второй половине XVII в. усиливался по мере нарастания явлений, характерных для абсолютистской монархии с ее полным подчинением миров бюрократическому аппарату.
Возмущение томичей было вызвано беззастенчивыми приемами незаконного крупномасштабного обогащения первого воеводы князя О.И. Щербатого за счет подвластного населения и казны и особенно - вызывающим ущемлением традиционных прав миров. Еще в 1647 и в начале 1648 томские крестьяне и служилые подавали в съезжей избе челобитные на царское имя, протестуя против незаконного увеличения размеров десятинной пашни и неполной выдачи жалованья даже за солидный выкуп (позднее сам воевода признал на следствии, что до служилых доходило меньше половины положенных им окладов). Крестьянскую челобитную князь порвал и потоптал ногами при челобитчиках, не отправил в Москву он и челобитную служилых, хотя обязан был сделать это.
Одно время воевода удерживал в повиновении томичей, опираясь на пару десятков детей боярских и подьячих, с которыми он делился наворованным. Но их влияние на мирскую организацию служилых стремительно падало, и 12 апреля 1648 они не смогли предотвратить подачу на шумном «круге» извета на Щербатого в «государеве слове и деле». Воеводу отстранили от власти и заперли на его дворе, сторонников воеводы избили и предали древнему наказанию - «потоку и разграблению». Десятерых из них побоями заставили написать покаянные челобитные с изложением всех своих и воеводских плутней.
Восставшие создали собственную («воровскую», по аттестации князя) приказную избу, назначили своих сторонников в таможню, к амбарам с припасами и т. д. На сторону восставших перешли 2-й воевода И. Бунаков и дьяк Б. Патрикеев, что придало происшедшему видимость законности. Важнейшим делом томичей было составление обширных челобитных с объяснением причин отстранения князя и перечислением нанесенных им обид. Среди многих челобитных, поданных царю за время томских событий, особое значение имеют 6 документов, обсуждавшихся еще накануне 12 апреля на «воровских кругах» на площадях и в трапезных приходских церквей. Они подписаны служилыми, посадскими, пашенными крестьянами и 3 группами аборигенов. Служилые жаловались не только на неполную выдачу окладов, но и на широкие незаконные операции князя по монополизации выгодного торга с «колмаками», на масштабную и опять же незаконную промысловую деятельность людей Щербатого по добыче пушнины, рыбы, бобров; подробно описывались действия воеводы, ослаблявшие военную силу войска, в их числе замена добрых боевых коней на худых и отправка первых за Урал в княжеские вотчины. Крестьяне сообщали о самочинном увеличении размеров десятинной пашни, о наложенных на них многочисленных отработках в большом личном хозяйстве князя, земледельческом и скотоводческом (эти вотчинные замашки князя не были одобрены в Москве). Посадские рассказывали о вымогательствах денег и имущества с использованием важного государственного учреждения - тюрьмы, об отработках на князя, присвоении оброков, уплачиваемых ими государству, и т. д. Ясашные жаловались прежде всего на непосильность транспортной повинности по перевозке не столько государственных грузов, сколько княжеских, обеспечивавших его широкую торговлю.
Представительская делегация всех миров Томска во главе с одним из руководителей движения Ф. Пущиным прибыла в Москву недели через две после кровавых событий московского восстания 1648, когда центральная власть лавировала и не прибегала к репрессиям. Челобитчиков поэтому обласкали, им дали обещание во всем разобраться. Но по мере консолидации власти в Москве ее отношение к томским событиям становилось все жестче, уверения казаков, что они продолжают честно служить царю, уже не смягчали для Сибирского приказа бунтовскую сущность происшедшего.
Между тем новая томская власть действительно успешно справлялась с управлением городом - назначались обычные караулы, проходили регулярные военные смотры, упражнения в стрельбе, работала таможня, выполнялись «законные» службы, повинности, «изделья», собирались государевы и мирские налоги, велось делопроизводство. При И. Бунакове действовали избранные миром «советники», собирались «круги». Но позицию «мирских советников», заявлявших, что они воюют за государевы интересы против изменников и казнокрадов, радикально подорвал царский указ от 19 августа 1648. В нем хотя и обещалось произвести сыск над Щербатым, одновременно приказывалось до прибытия только что назначенных новых воевод вернуть его к управлению городом и выпустить его арестованных сторонников. Указ этот был получен в Томске 15 февраля 1649, но «мирские советники» объявили его подложным и отказались ему подчиняться. Однако часть восставших не одобрила это радикальное решение, а И. Бунаков стал осторожно искать пути к отступлению. В результате после нескольких острых кризисов и нарастания в городе хаоса Бунаков сумел 19 августа 1649 мирно передать город новым воеводам. Долгое следствие закончилось сравнительно мягким наказанием: Бунакова били кнутом и оставили в службе; то же наказание постигло 31 «заводчика» бунта, но и их оставили в службе в прежних чинах, 11 человек из них перевели служить в Якутск. Щербатый не пострадал и благополучно увез все награбленное.
Томские события нашли отклик в Нарыме и Сургуте, где, однако, воеводам удалось довольно быстро справиться с ситуацией. Гораздо более упорный характер носили выступления против воевод в Верхотурье. Они начались еще в 1646, когда посадский мир протестовал против незаконных поборов и присвоения части налогов воеводой М.Ф. Стрешневым, родственником царицы Евдокии Лукьяновны. Воеводу сменили, но вместо него поставили шурина Стрешнева, Б.С. Дворянинова, возобновившего прежние притеснения. 20 октября 1648 делегация посадского, крестьянского и служилого миров в съезжей избе объявила об отстранении Дворянинова от власти, передав ее подьячему И.И. Недовескову и отправив челобитную царю. По этой общегородской челобитной в январе 1649 в Москве вынесли решение отправить на Верхотурье нового воеводу Р.Р. Всеволожского, но одновр. наказать кнутом Недовескова и «сущих воров» из числа посадских, служилых, крестьян и ямщиков. Жители Верхотурья сопротивлялись осуществлению наказаний и отстранению Недовескова, и лишь в июне 1649 тобольскому воеводе В.Б. Шереметеву удалось сообщить в Москву об исполнении царского указа; 26 человек наказали кнутом.
Дважды, в 1654 и 1668, выступали против притеснений воевод миры Тюмени. Здесь действовала очень сплоченная верхушка служилых, тесно связанная с другими городскими сословиями. В 1654 по мирскому требованию, подкрепленному подробным перечислением воеводских злоупотреблений, был сменен воевода И.Т. Веригин. Но и приехавший на его место Никифор Елдезин уже месяца через два вызвал острое недовольство тюменских миров. В стрелецкой избе составили «одиначную запись», а вскоре на воинском смотре утвердили и подписали общегородскую челобитную с требованием удаления воеводы, которому перестали подчиняться. Присланные из Тобольска следователи, хотя и выявили элементы «скопа и заговора», решение вынесли не в пользу воеводы. Это решение Сибирский приказ быстро утвердил, постановив: «для городцкой смуты велено ево, Никифора, с Тюмени переменить».
Сходно развивались события в Тюмени и в 1668. Воевода И.И. Лодыгин перед этим не обратил внимания на несколько жалоб крестьян, служилых, татар, после чего в сентябре 1668 все миры Тюмени поднялись против него. Ворвавшись в приказную избу, жители города отказали воеводе от власти - «з большим невежеством, крыком и шумом». Тут же была составлена общегородская челобитная и выбрана из представителей всех тюменских миров делегация для доставки ее в Москву. Тобольский воевода П.И. Годунов отпустил челобитчиков в Москву и назначил следствие в Тюмени. Следователи получили от миров богатые документальные подтверждения насилий и казнокрадства Лодыгина, и Сибирский приказ сместил его. Впрочем, и сам Годунов не избежал подобной участи. Он слишком рьяно стал проводить одобренные Москвой изменения, направленные на извлечение значительной дополнительной прибыли казне со всех сибирских сословий. В марте 1668 служилые пришли к приказной избе, учинив «мятеж и возмущение». Воеводе удалось тогда силой подавить этот мятеж. Он даже добился от служилых, которым Годунов сократил на треть жалованье, подписания «сказок», что «о том они радуютца, а не плачют». Однако победа воеводы была временной: тоболяки сумели отправить в Москву 10 челобитных от служилых, крестьян и татар. В Тобольск прибыли следователи, отстранившие Годунова от власти и отменившие почти все его нововведения.
В конце XVII в. укрепление аппарата госудерственной власти в Сибири сопровождалось принявшими невиданный размах должностными преступлениями, открытым грабежом населения с применением насилия со стороны возглавлявших этот аппарат воевод, целыми кланами сидевших во многих городах Сибири. Все это вызвало резкую ответную реакцию: поднялась практически вся Восточная Сибирь. Центральной силой являлись служилые люди, составлявшие тогда большинство русского населения и принимавшие решения, используя органы самоуправления, в частности, «круги». Крестьяне, посадские и ясачные в подавляющем большинстве случаев поддерживали служилых. В мае 1695 в Красноярске началось одно из самых длительных и крупных восстаний. Служилые люди города «отказали» воеводе А. Башковскому, конфисковали его имущество в счет недоданного жалованья, отправили в Москву жалобу и организовали собственное управление, которое возглавили выбранные «судьи» и местная служилая верхушка. На смену изгнанному воеводе в августе того же года прибыл его родной брат, М. Башковский, попытавшийся расправиться с восставшими, чем спровоцировал в ноябре новое вооруженное выступление служилых. Воевода заперся в крепости города и 10 месяцев находился в осаде. Попытка енисейского воеводы внедрить в Красноярске временного заместителя А. Башковского не удалась. Присланный Сибирским приказом в августе 1696 новый красноярский воевода стольник С.И. Дурново прибег к жестким мерам, но в результате тоже оказался в крепости на осадном положении. Через некоторое время ему удалось бежать, город же оставался в состоянии восстания до 1700, когда прибыл назначенный воеводой в Красноярск М.С. Мусин-Пушкин, сумевший справиться с народным возмущением.
Красноярчский «бунт» послужил катализатором: 8 октября 1695 восстал Нерчинск. Нерчинские служилые и остальное население арестовали воеводу Афанасия Савелова; управление городом, как и в Красноярске, было передано выборным из числа служилой верхушки. Против восставших выступил местный тунгусский князь П. Гантимуров, но часть ясачного населения все же поддержала служилых. Новый воевода С. Николев с большим трудом привел город и округу в мирное состояние. Однако осталось немало недовольных, которые в 1700 собирались уйти на острова Тихого океана, избегая власти воевод.
Из первых 2 восставших городов сразу стали рассылаться вести в другие восточно-сибирские города и остроги. В 1696 в состоянии восстания оказалось все Прибайкалье и Забайкалье: 6 января — Братск, спустя месяц — Удинский, Селенгинский, Ильинский, Кабанский и Баргузинский остроги. Восстание в Братске отличалось тем, что служилая и ясачная верхушка не приняла в нем участия; «бунтовали» местные служилые и посадские люди, пашенные крестьяне и ясачные буряты, отказав приказчику енисейского воеводы Х. Кафтыреву, за короткий срок сумевшему довести их до отчаяния. Все они выступили совместно, избрали общую администрацию во главе с «судейками», регламентировав ее права и обязанности в особом документе, по обычаю скрепленном подписями участников. В апреле 1696 в Братском остроге появился новый приказчик, А. Галкин, который старался не озлоблять местное население и долгое время фактически находился в зависимости от выборных властей острога.
В восстании забайкальских острогов ярко проявились черты казацкого движения, направленного на установление войскового самоуправления. Оно охватило приборных людей, среди которых к тому же разгорелась острая борьба между казачьей голытьбой и «домовитой» верхушкой. Местные приказчики изгонялись, в ряде случаев захватывалось их имущество. Более 200 забайкальцев в мае 1696 предприняли военный поход на Иркутск с целью расширения движения, а также ареста воеводы Аф. Савелова, удерживавшего их жалованье и занимавшегося незаконной торговлей. Иркутская служилая верхушка воспрепятствовала проникновению отряда в город, побоявшись действий «голытьбы», и отряд вернулся назад, пограбив по дороге заимки зажиточных иркутян. Восстание в забайкальских острогах продолжалось почти 3 года и прекратилось только в 1699. А. Савелов, несмотря на неудачу военного похода забайкальцев против Иркутска, не избег участи восточно-сибирских коллег: натерпевшиеся от его «насильств» служилые сместили его в 1697, провозгласив воеводой младенца, сына умершего по дороге в Иркутск воеводы С. Полтева, посланного на смену Афанасию. «Воевода», разумеется, обеспечивал только видимость легальности, а городом управляли выборные власти во главе с местным сыном боярским И. Перфильевым. Лишь приезд в октябре 1698 нового воеводы И.Ф. Николева постепенно вернул ситуацию в городе к норме.
Под влиянием красноярских событий и с участием некоторых красноярцев в июне 1696 вспыхнуло восстание в Илимске, где точно так же местная служилая верхушка объединила вокруг себя сословные миры: служилых, посадских и уездное крестьянство. Воевода Б. Челищев, тесно связанный с винокурами (частное предпринимательство воевод строго запрещалось), не обращая внимания на протесты населения и его жалобы в Москву, занимался незаконной деятельностью «для своих прибытков» и 18 июня получил от города «отказ». Местная выборная администрация, ответственная перед «мирскими людьми», санкционировала уничтожение в уезде всех винокуренных предприятий, конфискацию имущества и хлебных запасов воеводы, раздачу хлеба нуждающимся. В Москву отправилась делегация с ежегодной «соболиной казной», а также жалобой на свергнутого воеводу и винокуров-приказчиков. Воеводская власть была восстановлена лишь в сентябре 1698 с приездом нового воеводы Ф. Качанова.
Правительство с большим трудом и не сразу справилось с восстаниями в Восточной Сибири. Далеко не каждое новое лицо воеводской администрации признавалось восставшими. Не имел успеха и сыщик думный дьяк Д.Л. Полянский, присланный в Восточную Сибирь по жалобам на преступления воевод, получивший личный наказ от Петра I соблюдать объективность, но поддержавший нескольких наиболее ненавистных восставшим воевод. Правительству пришлось действовать весьма осторожно: в ряде городов и острогов признавалась власть (хотя и временно, до приезда нового воеводы) выборной администрации, которую обязывали посылать на места только «добрых приказчиков». Вина за восстания повсеместно возлагалась на воевод. Все они были смещены, часть подверглась серьезному наказанию. Так, после «сыска» над воеводой Аф. Савеловым на него была «начтена» огромная по тем временам сумма в 4 тыс. рублей, воеводу Ан. Савелова наказали кнутом в Енисейске и сослали в Якутск в казачью службу. Однако и восставшим не отпустили вину полностью, самые радикальные из них не избежали наказания. Так, смертная казнь постигла 3 забайкальских казаков, благоразумно обвиненных не в политическом, а в уголовном преступлении: убийстве иркутских казаков на Ангаре. С выборных людей А. Березовского и М. Борисова после окончания «бунта» взыскали крупную недостачу государственных денег и пороха. Эти примеры - не единственные.
Восстания в очередной раз показали правительству опасность для него действовавшей еще в полной мере на востоке страны системы сословно-представительной монархии с опорой на выборные органы миров, с их правом коллективной жалобы на воевод и даже «отказа» им. Считаясь с пограничным положением многих восточно-сибирских городов и острогов, с влиянием восставших на ясачное население, правительство молодого Петра предпочло спустить ситуацию «на тормозах». Управленческая практика следующие столетия показала, что это было сделано едва ли не в последний раз, а выборные учреждения населения последовательно изживались государством, поменявшим к началу XVIII в. свою политическую форму, ставшим абсолютистским.
Лит.: История Сибири. Л., 1968. Т. 2; Александров В.А., Покровский Н.Н. Власть и общество. Сибирь в XVII в. Новосибирск, 1991.
Н.Д. Зольникова, Н.Н Покровский
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей