МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИБИРИ. Основы музыкального образования заложили военные оркестры, при которых проводилось обучение музыкантов. Как система музыкальное образование начало складываться в XVIII в. и было связано, преимущественно, с просветительской деятельностью церкви.
Приезд в Тобольск митрополита Филофея (Лещинского) (1702-26) знаменовал открытие архиерейской школы - одной из первых в России, в которой учащиеся изучали «пение по ноте». Открылись школы при Верхотурском, Далматовском и Туруханском мужских монастырях. Дело Филофея продолжили последующие митрополиты. В 1741 исследователем Г.В. Стеллером организована первая на Камчатке школа для казацких детей и новокрещеных. Вторую создали В.И. Беринг и А.И. Чириков. Митрополит Антоний (Нарожницкий) (1743-48) не только открывал школы по всей Сибири, но и преобразовал тобольскую духовную школу в семинарию. Учащимся преподавали уроки пения, а с 1763 они читали в церкви и пели на клиросе. К середине XVIII в. обозначились основные типы музыкального обучения: конфессиональное, военное, гражданское, частное, муниципалитетное, государственное, домашнее и школьное. Последнее было не только духовным, но и светским, не только общеобразовательным, но и специализированным.
Светское музыкальное образование представлено в военных учебных заведениях. В них обучали «музыке барабанщичьей, науке играть на флейте», хоровому пению. К 1713 в Тобольске существовала военная школа низшего разряда (гарнизонная) для детей солдат и военнослужащих - одна из первых в России. В начале 1730-х гг. такая же была создана в Якутске. Во второй половине XVIII в. военные учебные заведения открылись в Иркутске, Селенгинске, Красноярске, Енисейске, Томске, Бийске. Они обогатили регион подготовленными исполнительными кадрами, укреплявшими местные исполнительные коллективы.
Гражданское музыкальное образование, связанное с церковным пением «по ноте», существовало в частных школах Кузнецка, Ялуторовска, Кургана, в первой городской школе Иркутска. В 1789 городские школы были преобразованы в главные народные училища (Тобольское, Колыванское, Иркутское). В них преподавалось нотное пение. В 1805 открытие гимназии в Иркутске и Тобольске. В Иркутской гимназии проводилось 2-часовое занятие по «изящным наукам» в 1 и 2 классах, а в 3 читался курс эстетики.
В первой половине XIX в. обязательное музыкальное образование сохранялось только в духовных учебных заведениях Сибири, количество которых неуклонно росло. На протяжении 1811-18 в Тобольской семинарии велось преподавание теории музыки и сольфеджио. Сибирские семинарии подготовили несколько выдающихся ученых и общественных деятелей, сыгравших значительную роль в развитии музыкальной культуры (А.П. Щапов, отец и сын Шашковы).
В XIX в. особо значимым становится гражданское музыкальное образование в школах, казачьих училищах, гимназиях. В учебной программах большое количество часов отводится пению и танцам, например, в Тобольской гимназии. С 1836 в ней преподавал П.П. Ершов, который большое внимание уделял развитию «умственных сил» и музыкального вкуса учащихся. В 1837-38 гимназистов обучал партесному пению учитель искусств Г.П. Мертлич. С 1848 церковное пение было введено в качестве обязательной дисциплины. В 1845 в Иркутске открыт Девичий институт. Музыкальные занятия в нем вели выдающиеся специалисты: С. Шашков, В.П. Быкова - воспитанница Смольного института (преподаватель фортепиано), позже - выпускники Санкт-Петербургской консерватории А.Ю. Генита-Пилсудский, И.А. Анин, С.Г. Румшийский, Е.Г. Городецкая, Р.А. Иванов, М.Н. Синицин.
В этот же период начала развиваться музыкально-общественная деятельность декабристов. В Ялуторовске М.И. Муравьев-Апостол занимался с детьми по образцу: пение - слушание музыки — танцы. М.Н. Волконская, жена декабриста, принимала участие в работе хора Девичьего института. Существовали индивидуальные формы обучения на различных инструментах. Самым значительным вкладом декабристов явилось создание музыкальных школ в Петровске-Забайкальском и Тобольске.
Во второй половине XIX - начале ХХ в. в Сибири начала складываться принципиально новая форма специальной музыкальной подготовки. После неудачных попыток организации школ в Омске, Нерчинске, Иркутске и Томске первом жизнеспособном учебном заведением стали музыкальные классы в Томске (1894) . Обучение осуществлялось по программам, соответственно первым 5 годам обучения в Московской консерватории. «Проверочные» испытания проводились в присутствии дирекции Томского отдела Императорского русского музыкального общества. Первоначально обучение велось по классу скрипки и фортепиано. Наибольшего расцвета учебное заведение достигло при директоре В.А. Цветкове — певце, бывшем артисте Императорских театров. При музыкальных классах были открыты регентские курсы. Их программа включала сольфеджио, элементарную теорию музыки, гармонию, историю церковной музыки, основы игры на скрипке и фортепиано, дирижирование. В январе 1912 Томские музыкальные классы были преобразованы в музыкальном училище.
Позже открылись: Иркутские музыкальные классы (1901), функционировавшие 13 лет (первый директор — выпускник Санкт-Петербургской консерватории С.Г. Румшийский), музыкальные классы в Тобольске (1903), Омские музыкальные классы (1910). Первым директором и преподавателем по классам скрипки и духовых инструментов в Омске стал И.Ф. Гровес. Педагогический состав был укомплектован выпускниками разных консерваторий. Среди них О.Д. Семенова, у которой в советское время в детской музыкальной школе № 1 учился известный советский композитор В.Я. Шебалин. Его имя носит Омское музыкальное училище.
Существовали частные музыкальные школы в Томске (1901), Иркутске (1905), Новониколаевске (1916). Открылась школа при Филармоническом обществе в Омске, классы Первого сибирского хорового певческого общества (1909), Народная консерватория в Томске (1917), которая должна была давать музыкальное образование широким слоям населения и готовить народных учителей музыки. Ее возглавил профессор Томского университета Н.А. Александров (отец советского композитора А.Н. Александрова) — известный в городе общественный и музыкальный деятель. Однако это учреждение, как и аналогичные учебные заведения, созданные в 1920 в Барнауле, Иркутске, Чите, Красноярске и других городах, не могло дать полноценного высшего музыкального образования. Позже они были повсеместно закрыты или преобразованы в музыкальные техникумы или школы.
Другим достижением культуры второй половине XIX - начале ХХ в. является становление массового музыкального воспитания и образования, связанного с введением уроков пения и инструментальной музыки в общеобразовательных учебных заведениях, главным образом в церковно-приходских школах. Среднее духовное образование давали 6 семинарий и 5 училищ, которые готовили учителей. Светские ученые заведения также пополняли корпус педагогов, в том числе в области музыкального воспитания и образования. В этом деле особенных успехов добился Девичий институт, в котором в 1880-е гг. преподавал В.С. Шевич — один из прогрессивных методистов, автор работы «О преподавании музыки» (первой, созданной в Сибири).
1920—21 — переломные в истории развития музыкального образования в Сибири. Организуются учебные заведения, раздельно выполняющие задачи профессионального и общего музыкального образования: музыкальные техникумы и консерватории — с одной стороны, народные консерватории, музыкальные школы, студии, кружки - с др. Показательно наличие 3 высших учебных заведений, сочетавших в себе 3 ступени музыкального образования: Высшее музыкальное школы в Томске, Иркутского музыкального университета, Единой музыкальной школы 3 ступеней (Сибирская государственная консерватория) в Омске. Однако вследствие экономического кризиса вместо Единой школы создан Омский музыкально-педагогический техникум (1921), Высшая музыкальная школа в Томске переименована в музыкальный техникум (1922), а Иркутский музыкальный университет — сначала в Народную консерваторию, затем в музыкальный техникум.
С 1933 базу профессионального музыкального образования в Сибири составляли музыкальные техникумы (позже училища) Омска, Томска, Иркутска, Красноярска, Читы. С отделением от них музыкальных школ начинает формироваться сеть начальных учебных заведений — детский музыкальных школ (ДМШ). Активному развитию ДМШ способствовало открытие в 1934 Новосибирской школы № 1 под руководством М.И. Невитова. В 1936 появились первые ДМШ в Прокопьевске и Новокузнецке, в 1938 в Анжеро-Судженске и Кемерове, в 1941 в Ленинске-Кузнецком. Завершившаяся реформа музыкального образования унифицировала учебные заведения и ориентировала их на профессионализацию. В 1940-е гг. открыты: новые отделы в Иркутском музыкальном училище, музыкальные училища в Кемерове, Новосибирске; увеличивается количество ДМШ.
В середине 1930-х гг. начинает повсеместно складываться система подготовки кадров для дошкольных, общеобразовательных учреждений и самодеятельности: открыты музыкальные отделения при педагогических училищах и институтах, создаются культурно-просветительские училища.
С 1920-х гг. активно развивается музыкальное образование в автономных республиках. В Бурятии первая музыкальная школа появилась в 1920. В 1931 там готовились кадры средней квалификации на музыкальном отделении техникума искусств, с 1934 — в музыкально-театральном училище. Музыкальное образование в Якутии в 1920-е гг. существовало в виде студийного движения. В 1931 создана Музо-мастерская при Якутском драматическом театре, в 1944 — музыкальная школа. В конце 1940-х гг. в Якутске открыто музыкально-худужественно-хореографическое (с 1958 — музыкальное) училище. В 1942 начала работать первая ДМШ в Хакасии (Абакан). В 1947 организована ДМШ в Туве (Кызыл). Первая музыкальная школа в Горно-Алтайской АО появилась в 1952.
1950-е гг. стали переломными в развитии профессионального музыкального образования, что было обусловлено открытием в 1956 Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки (НГК) — первого сибирского музыкального вуза, существенно изменив культурный статус всего региона. Ключевое положение НГК связано с завершением формирования целостной 3-звенной системы подготовки кадров (школа — училище — вуз.) В 1960—80-е гг. открыты музыкальный факультет Иркутского педагогического института (1962), Восточно- Сибирский институт культуры в Улан-Удэ (с 1964 ведется обучение по музыкальным специальностям), Кемеровский (1969) и Алтайский в Барнауле (1975) институты культуры, Красноярский государственный институт искусств (1978; см. Красноярская государственная академия музыки и театра). Действуют 22 музыкальных училища, несколько училищ культуры и педагогические училища с музыкальными отделениями, более 1 тыс. музыкальных школ. Открываются музыкальные училища в Барнауле и Тюмени (1956), Чите (1957), Абакане и Кызыле (1960), Прокопьевске (1962), Бийске и Норильске (1967), Братске, Рубцовске и Барабинске (1969), Сургуте (1972), Новокузнецке (1974), Кяхте (преобразованное в 1977 из училища культуры, в 1989 вернулось к первоначальному статусу).
В 1990-е - начале 2000-х гг. открыты: Высшая школа музыки Республики Саха (Якутия) (1993) и Арктический государственный институт культуры и искусств (Якутия, 2000), Ханты-Мансийский филиал Российской академии музыки им. Гнесиных (2001). Некоторые высшие учебные заведения получают статус университета, академии. Высшее музыкальное образование начали осуществлять многие учебные заведения Сибири: Алтайский государственный институт искусств и культуры, Алтайский государственный университет, Томский государственный университет, Новосибирский государственный педагогический университет, Омский государственный педагогический университет и другие. Открыты новые музыкальные училища (Курган, Тобольск), некоторые преобразованы в училища искусств, становятся колледжами. Совершенствуется система дополнительного образования, связанные с повсеместным открытием ДМШ, детских школ искусств, детских художественных школ.
Лит.: Головнева Н.И. Становление Якутской профессиональной музыкальной культуры (1920—1985). Новосибирск, 1994; Музыкальная культура Сибири. Новосибирск, 1997. Т. 2, кн. 2; Музыкальная культура Новосибирска. Новосибирск, 2005; Справочник для поступающих в вузы. М., 2005; Музыкальная культура Сибири: учебник. Новосибирск, 2006.
Л.П. Робустова
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей