Новости

Кропоткин, Петр Алексеевич // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

КРОПОТКИН Петр Алексеевич, князь (27 ноября 1842, Москва, — 8 февраля 1921, Дмитров), географ, гео­лог, теоретик анархизма.

Биография Кропоткина

Окончил Пажеский корпус (1862). По собственному желанию назначен офицером в Амурское казачье войско, до 1867 чинов­ник по особым поручениям Главного управления Восточной Сибири (казачье отделение). Во время служ­бы путешествовал: в 1864 по неизученным районам Северной Маньчжурии, в 1865 по северному склону Восточного Саяна; в 1866 иссле­довал Патомское нагорье и Витимское плоскогорье (Олёкминско-Витимская экспедиция Русского географического общества (РГО)). В 1867 вышел в отстав­ку, учился на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета, позже — секретарь отдела физической географии РГО.

[caption id="attachment_17916" align="aligncenter" width="100"] Витимское плоскогорье[/caption]

Соч.: Собрание сочинений. СПб., 1906—1907. Т 1, 4, 5, 7; М., 1918—1919. Т. 1—2; Дневник. М.; Пг., 1923 (Дневники разных лет. М., 1992); Переписка Петра и Александра Кропоткиных. М.; Л., 1932-1933. Т. 1—2; Записки революционера. М.; Л., 1933; М., 1966 и др.; Великая Французская революция. 1789—1793. М., 1979; Пись­ма из Восточной Сибири. Иркутск, 1983; Этика. М., 1991.

Лит.: Анисимов С.С. Путешествия П.А. Кропоткина. М.; Л., 1943; Соколов Н.Н. П.А. Кропоткин как географ //Тр. Ин-та ис­тории естествознания АН СССР. М., 1952. Т. 4; Пирумова Н.М. П.А. Кропоткин. М., 1972 (библ.).

Н.П. Матханова

Происхождение

Родился 27 ноября (9 декабря) 1842 в Москве. Его семья принадлежала к древнему роду князей Смоленских в тридцатом колене, а фамилия происходила от прозвища князя Дмитрия Васильевич Крапотки (Кропотки), современника Ивана III, внука Ростислава Удалого. Отец, князь Алексей Петрович Крапоткин (1805—1871) — генерал-майор, владел в трёх губерниях имениями с более чем 1200 крепостных мужиков с семьями. Мать, Екатерина Николаевна Сулима, умерла, когда Петру было три с половиной года. По линии матери Пётр — внук героя Отечественной войны 1812 года генерала Н. С. Сулимы. Князь является прямым потомком атамана украинских казаков Ивана Михайловича Сулимы, заслужившего у украинского народа добрую память, тем что он уничтожил со своим отрядом крепость Кодак, стоявшую на пути беженцев с Речи Посполитой на запорожскую вольницу.

Семья

  • Жена — Софья Григорьевна Ананьева-Рабинович (с 1878).
    • Дочь — Александра Петровна Лебедева (1888? — 1968, США). Возлюбленная Сомерсета Моэма в 1912 году. Выведена Моэмом в его книге «Эшенден, или Британский агент» (1928) под именем Анастасии Александровны Леонидовой. Приехала в Россию из Англии весной 1917 вместе с мужем эсером-литератором Борисом Леонидовым после Февральской революции. Эмигрировала из РСФСР после смерти отца в 1921 году. Вторично вышла замуж в США за журналиста Л. Хаммонда.

П. А. Кропоткин об анархизме и государстве

По мнению П. А. Кропоткина, анархизм происходит из того же революционного протеста, того же людского недовольства, что и социализм; и результатом революции он видит установление «безгосударственного коммунизма», новый общественный строй виделся ему как вольный федеративный союз самоуправляющихся единиц (общин, территорий, городов), основанный на принципе добровольности и «безначалья». Предполагалось коллективное ведение производства, коллективное распределение ресурсов и вообще коллективность всего, что относится к экономике, к сфере услуг, к человеческим взаимоотношениям. Коллектив представлял бы собой группу заинтересованных в своей деятельности людей, которые понимали бы, зачем и для кого они все это делают, чего было бы достаточно для их добровольной деятельности.

Будучи пытливым учёным, талантливым историком, высокообразованным человеком, П. А. Кропоткин пытался подвести под анархизм какую-либо научную основу и аргументированно показать его необходимость, для него анархизм представлялся философией человеческого общества. Метод познания П. А. Кропоткина основан на едином для всех законе, законе солидарности и взаимной помощи и поддержки. Он стремился доказать, что дарвиновскоеположение о борьбе за существование следует понимать как борьбу между видами и взаимопомощь внутри видов. Взаимная помощь и солидарность — двигатели прогресса.

Им была исследована взаимопомощь среди племен бушменов, готтентотов, эскимосов, выявлена её роль в создании таких форм человеческого общежития как род и община; в период Средневековья — цехи, гильдии, вольные города; в новое время — страховые общества, кооперативы, объединения людей по интересам (научные, спортивные и др. общества). В таких человеческих организациях отсутствуют начальники, отсутствует какая-либо принудительная власть, как мы сейчас понимаем это слово, а все основано на необходимости, понимании, увлеченности людей своим делом. Нередко возникает такая ситуация, что человек не может развить свои способности и склонности, либо вообще не имеет представления о том, что ему дается лучше всего. Все это происходит оттого, что государство ориентировано скорее на интересы некой идеальной, несуществующей в реальности личности, а не на людей, способности которых различны, что естественно.

В Германии существовала школа писателей, которая смешивала государство с обществом, которая не могла представить себе общества без государственного подавления личной и местной свободы, отсюда и возникает обычное обвинение анархистов в том, что они хотят разрушить общество и государство и проповедуют возвращение к вечной войне каждого со всеми. Но государство — лишь одна из форм, которые принимало общество в течение своей истории. — Кропоткин П. А. Государство и его роль в истории (изд. 1921).

По мнению П. А. Кропоткина, совершенно недопустимо отождествлять правительство и государство, ведь последнее включает в себя не только существование власти над определённой частью общества, но и сосредоточение управления, общественной жизни в одном центре. Наличие государства, помимо всего прочего, предполагает возникновение новых отношений как между различными группами населения, так и между отдельными членами общества.

П. А. Кропоткин смотрит на историю как на две параллельные «враждебные традиции: римская и народная, императорская и федералистская, традиция власти и традиция свободы, — и когда возникает вопрос о выборе, — мы пристаём к тому течению, которое ещё в XII веке привело людей к организации, основанной на свободном соглашении, на свободном почине личности, на вольной федерации тех, кто нуждается в ней. Пусть другие стараются удержаться за традиции канонического императорского Рима»!

В обосновании этого он отмечает, что в XII—XVI веках Европа была покрыта множеством богатых городов, их ремесленники, учёные, зодчие производили чудеса искусства, открывали многое в различных областях знаний, их университеты закладывали основу науки, караваны, пересекая океаны, не только пополняли казну, но и возлагали новые знания на алтарь географии. Современное же искусство, по мнению П. А. Кропоткина, превосходит средневековое только в скорости, в динамике своего развития, а отнюдь не в качестве.

Характерной чертой всех работ П. А. Кропоткина является придание единичной человеческой личности особого значения. Личность — душа революции, и только учитывая интересы каждого отдельного человека и давая ему свободу самовыражения, общество придёт к процветанию.

Народные массы всегда склонны к взаимопомощи, в рамках одной формации постоянно создаются, воспроизводятся и поддерживаются горизонтальные связи и соответствующие учреждения, основанные на координации и на согласовании интересов: род, обычное право, средневековый город, гильдия.

История не представляет собой непрерывной линии развития, скорее неизбежную цикличность. Египет, Азия, берега Средиземноморья, Центральная Европа — поочередно пребывали ареной исторического развития, и каждый раз по одному и тому же сценарию. Всё начиналось с первобытного племени, затем перерастало в стадию сельской общины, далее следовал период вольных городов, а затем государство, во время которого развитие продолжалось недолго, а потом и вовсе замирало…

Например, Древняя Греция: первобытно-племенной период, медленная смена на общинный строй, период республиканских городов, сопровождавшийся расцветом, но «с Востока повеяло дыханием восточных деспотических традиций», и войны поспособствовали построению Великой Македонской империи Александра. «Водворилось государство, которое начало выжимать жизненные соки цивилизации, пока не настала смерть» — писал П. А. Кропоткин, — и таких примеров бесчисленное множество: Древний Египет, Ассирия, Персия,Палестина и т. д.

Обосновывая тенденции, характерные для народных масс, П. А. Кропоткин говорит о крестьянах, сельской общине, где имеется тысяча общих интересов: хозяйственные, соседские; объединение с целью совместного орошения, осушения болот, пахотных работ и т. д. И, соответственно, данные проблемы проще решать сообща. Аналогичная ситуация с гильдиями купцов, цехами ремесленников. Анархическая теория П. А. Кропоткина очень интересно критикует капитализм и поведение государства в таком состоянии экономики. Традиционно считают, что государство есть утверждение идеи высшей справедливости в обществе и что капитализм привносит теорию невмешательства («laisser faire, laissez passer») — пусть делают, что хотят. Но в той же революционной Франции правительство позволяет нажиться за счёт рабочих, попросту не вмешиваясь. Якобинский конвент: за стачку, за образование государства в государстве — смерть!

Из ситуации возникает неизбежная дилемма, как пишет П. А. Кропоткин: «Или государство раздавит личность и местную жизнь, завладеет всеми областями человеческой деятельности, принесёт с собой войны и внутреннюю борьбу из-за обладания властью, поверхностные революции, лишь сменяющие тиранов, и — как неизбежный конец — смерть. Или государство должно быть разрушено, и в таком случае новая жизнь возникнет в тысяче и тысяче центров, на почве энергической, личной и групповой инициативы, на почве вольного соглашения… Если вы хотите, как мы, чтобы полная свобода индивидуума и его жизни были уважаемы — вы поневоле принуждены будете отвергнуть владычество человека над человеком, какого бы вида оно ни было; вы будете принуждены принять принципы анархизма, которые вы так долго отвергали».

В своих философских воззрениях Кропоткин был последователем Огюста Конта и Герберта Спенсера. Критически относился к «метафизической» традиции. Упрекал в «схоластике» представителей немецкого классического идеализма, в первую очередь Гегеля. На смену «отвлечённому философствованию», считал Кропоткин, должен прийти «истинно научный метод». Общественным идеалом Кропоткина был анархический (безгосударственный) коммунизм, в котором революционным путём (социальная революция) будет полностью ликвидирована частная собственность. Будучи убеждённым противником любой формы государственной власти, Кропоткин не принимал идею диктатуры пролетариата.

Научная деятельность Кропоткина по геологии и географии

Пётр Кропоткин сделал выдающийся вклад в геологические и географические науки. Его деятельность началась с научных экспедиций в Сибири, позднее он занимал должность секретаря отдела физической географии Русского Географического общества. Получал также предложение занять оплачиваемую должность секретаря РГО, но отказался.

Кропоткин заложил основу теории четвертичных оледенений и ввёл термин вечная мерзлота. Доклад о существовании в недалёком прошлом ледниковой эпохи он сделал 21 марта 1874 года, а на следующий день был арестован за принадлежность к тайному революционному кружку и заключён в Петропавловскую крепость, где учёному была предоставлена возможность свободно читать и работать, благодаря чему он подготовил ещё несколько трудов.

Сочинения

Социально-политические

  • «Речи бунтовщика» 1885
  • «В русских и французских тюрьмах» 1887
  • «Хлеб и воля» 1892
  • «Современная наука и анархия» 1892
  • «Государство и его роль в истории» 1896
  • «Анархия, её философия, её идеал» 1896
  • «Поля, фабрики и мастерские» 1899
  • «Записки революционера» 1902
  • «Взаимопомощь как фактор эволюции» 1902
  • «Идеалы и действительность в русской литературе» 1905
  • «Нравственные начала анархизма» 1906
  • «Великая французская революция 1789—1793» 1909
  • «Этика» 1921 (Из задуманного автором двухтомника был закончен только первый)
  • «Дневник Кропоткина» Государственное издательство Москва Петроград 1923 год

Естественнонаучные

  • Общий очерк орографии Восточной Сибири, «Записки РГО по общей географии», т. 5, 1875
  • Доклад комиссии по снаряжению в северные моря, 1871 (в соавторстве)
  • Исследования о ледниковом периоде (т. 1, 1876; т. 2 не изд.)
  • The Desiccation of Eur. -Asia, «Geographical Journal», 1904, v. 23, № 6
  • Kropotkin P. Mutual aid: a factor of evolution. N. Y.: New York University Press. 1972 (1st edition 1902).
  • Статьи по географии России для «Британской энциклопедии» (9-11 изд., 1875—1911)

Память

Названы (переименованы) в честь Кропоткина и носят его имя:

  • город Кропоткин в Краснодарском крае (с 1921 года);
  • посёлок Кропоткин в Иркутской области (c 1930 года);
  • станция «Кропоткинская» Московского метрополитена (с 1935 по 1957 год называлась «Дворец Советов»);
  • Кропоткинский переулок в Москве (площади, набережной и улице его имени были возвращены дореволюционные названия в 1994 году);
  • потухший вулкан «Вулкан Кропоткина» в пади Хи-Гол на территории Бурятии;
  • Улицы во многих городах.
  • В 1988 году на киностудии «Центрнаучфильм» был создан фильм «Мятежный князь» о Кропоткине (режиссёр Томберг, Владимир Эрнестович)

В Дмитрове в 2004 году был установлен памятник Кропоткину (скульптор — Александр Рукавишников)

О написании фамилии

Во всех дореволюционных официальных документах Пётр Алексеевич, как и брат его Александр, упоминался как Крапоткин. Так же была написана фамилия революционера в большинстве газетных публикаций о его кончине 8 февраля 1921 года. Лишь в газете «Беднота» в сообщении «Памяти борца» фамилию бывшего князя воспроизвели через «о». После того как 15 февраля 1921 года пленумом Моссовета рабочих и крестьянских депутатов было принято постановление «Об увековечивании памяти товарища Петра Алексеевича Кропоткина», в историографии закрепилось современное написание. Несмотря на это, на многих табличках с названиями улиц долгое время сохранялось первоначальное написание фамилии, а один из селигерских пароходов, названный в честь революционера при его жизни ещё в 1918 году, вплоть до 1945 года носил на борту название «Крапоткин».

Читайте также:

АНАРХИСТЫ

ЗАБАЙКАЛЬЕ

КРУГОБАЙКАЛЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА 

КРУГОБАЙКАЛЬСКИЙ ТРАКТ

НАУКА НА ВОСТОКЕ РОССИИ

Читайте в книгах:

В русских и французских тюрьмах

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 30 января 2017

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Историческая энциклопедия Сибири | Сибирь | История Сибири