Новости

Кеты // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

КЕТЫ, проживают в Обь-Енисейском междуречье от реки Кеть на юге до рек Таз (кроме его низовий) и Турухан на севере, а также собственно в долине Енисея с низовьями его крупных правых притоков — от Ангары, в низовьях иногда именуемой Верхней Тунгуской, до бассейна Нижней Тунгуски и Курейки.

По данным переписи 1959 в Красноярском крае — 984 человек; 1970 - 1 093, 1989 - 994, 2002 - 1 189 человек; в осталь­ных районах (областях) Сибири и Дальнего Востока — 158 человек.

Происхождение названия

Название «кеты» не является исконным самоназванием народа. Оно было введено официально и утвердилось только в 1920-х гг. В основу названия было положено слово «человек (кет/кэт). До этого Кеты были известны как «остяки», «енисейские остяки», «енисейцы». Сами же кеты именовали себя по родовой принадлежности и территории проживания той или иной группы (например, елогуйские люди, подкаменнотунгусские люди). В конце XIX — начале XX в. среди кетов выделялись береговые — жи­тели побережья Енисея и лесовые — находившиеся пре­имущественно на отдаленных угодьях. С некоторых пор в регионе стихийно распространилось и постепенно возобладало в официальной сфере и народной среде название кету, по происхож­дению является звательной формой от слова кет — «че­ловек»: так у кетов мужчина обращается к мужчине.

Язык кетов

Язык кетов считается лингвистической феноменом, т. к. об­ладает строем, не находящим соответствия в соседних языках. Условно его относили к палеоазиатской (па­леосибирской) группе. Общее название «палеоазиатские» эти языки получили в связи с гипотезой Л.И. Шренка о древнем аборигенном происхождении их носителей. С середины XIX в. известны 2 диалекта кетского: имбатский и сым­ский, но сымский ныне признается самостоятельным языком енисейской семьи. По самоназванию его носителей — остяков-югов — его чаще называют югским.

Этническая группа

Современные исследования, проведенные по независимым сис­темам краниологических маркеров, сближают кетов с североазиатскими монголоидами. В целом для кетов нетипично сходст­во с представителями какого-то одного народа. Из этнических групп Западной Сибири по обобщенной доле монголо­идного компонента они сближаются с ненцами, некоторыми угорскими и обско-татарскими группами. Большая часть антропологических материалов говорит о включенности харак­теристик кетов в широкий круг промежуточных евро-мон­голоидных комплексов, описанных у народов Западной и Южной Сибири. Монголоидный компонент у них в настоящее время безусловно преобладает; его южные истоки не уходят да­лее территории Южной Сибири и Центральной Азии и массива тюрко-язычных популяций.

Быт

[caption id="attachment_20529" align="aligncenter" width="270"] Рыба всегда сопуствует кетам.[/caption]

Рыболовство — основная отрасль традиционного хозяйства кетов до на­чала XX в. Рыба и рыбные продукты были не менее важны для пищевого рациона, чем мясная продукция охотничь­его промысла. Навыки изготовления предметов домашней утвари из рыбьей кожи, отражение промысла в народном календаре, духовной культуре также свидетельствуют о важной роли рыболовства в жизни кетов.

Основу охоты у кетов в конце XIX — начале XX в. состав­лял товарный пушной промысел; видную роль сохраняла добыча крупных копытных (лося, дикого оленя) и дичи — водоплавающей и боровой.

Оленеводство у кетов было подсобной отраслью. Оленей использовали исключительно как транспортное средство во время зимнего охотничьего промысла. Стада оленей были немногочисленны, везде рядом с оленными встре­чались безоленные семьи, а у подкаменнотунгусской груп­пы оленей не было совсем. Стада до 100 голов были для кетов исключением, владельцами их являлись обыч­но большие семьи, состоявшие из нескольких брачных пар и их детей. 10—20 оленей едва хватало для перекочевок. В аргише семьи шло 5—8 упряжек, в каждой упряжке по 2 (редко по 3) оленя. Часто оленей не хватало для всей семьи, в таком случае на оленях переезжали муж­чины-охотники, старики, а подростки и женщины пе­ребирались с места на место с ручной нартой, исполь­зуя в помощь собак.

С приходом русских на Енисей в начале XVIII в. пред­ки кетов — енисейские остяки — вошли в состав образован­ных Мангазейского и Енисейского уезда.

XVIII в. был отмечен расширением общего ареа­ла расселения кетов, усилением этнических контактов и, как следствие, существенными изменениями в социуме: появлени­ем эндогамных территориальных групп и развитием соседских отношений. Эти внутренние для кетского общества процессы вы­разились внешне в исчезновении в документах родовых наименований и утверждении новой, волостной, системы управления со стороны русской администрации.

Определяющая роль родственной (родовой) принадлеж­ности и дуальная экзогамия — характерные черты кетского социума. Ими определен весь механизм взаимо­отношений между отдельными лицами, семьями, патронимиями и родовыми группами, все основные сферы жизни — хозяйственная, семейная, идеологическая. В то же время это не исклю­чало сложившихся со временем соседских, территориальных отношений, но роль родства оставалась велика на всем протяжении известной истории кетов.

Мировоззрение кетов

Общими чертами кетской мировоззренческой традиции, как и многих иных, является восприятие всех частей окру­жающего мира живыми, его дуализм — положительное или отрицательное по отношению к человеку начало, а также ор­ганичное сочетание вертикальной (земля — небо) и го­ризонтальной (нижнее течение — верхнее течение реки) систем размещения антагонистических миров.

Шаманство кетов отличает сложная, но четкая система представлений — понятие о наследуемом в кровнородственной среде даре, 21-летний (7-кратный) цикл становления ша­мана, многозначность олицетворяемых им в ходе обря­да образов, пантеон, выделение особого сакрального верхнего мира и т. д., а также развитая символика выражения этих представлений (в мифологических стереотипах, атрибутике и облачении, иконографии и др.).

Лит.: Анучин В.И. Очерк шаманства у енисейских остяков // СМАЭ. СПб., 1914. Т. 2; Кривоногое В.П. Кеты на пороге III тыся­челетия. Красноярск, 1998; Алексеенко Е.А. Кеты (историко-этнографические очерки). Л., 1999; Народы Западной Сибири: Ханты. Манси. Селькупы. Ненцы. Энцы. Нганасаны. Кеты. М., 2005.

Е.А. Алексеенко

Читайте также:

ДОЛГИХ, Борис Осипович 

ИНСТИТУТ НАРОДОВ СЕВЕРА

КЕТСКИЙ ЯЗЫК 

КРАЕВЕДЕНИЕ 

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ

ЭВЕНКИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 30 января 2017

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Историческая энциклопедия Сибири | Сибирь | История Сибири