КАМЕРНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО. Распространяется в Сибири с конца XVI в., когда в регионе появляются первые инструменталисты — музыканты-скоморохи и военные музыканты, — выходцы из европейской части России.
В XVII в. искусство музыкантов-инструменталистов входит в быт представителей городских верхов.
Истоки формирования академических традиций камерно-инструментального исполнительства прослеживаются в XVIII в. (см. Шведские военнопленные в Сибири). В начале столетия растет число военных оркестров, в репертуар включаются танцевальная музыка, отдельные вокально-инструментальные пьесы. В Тобольске, Томске, Иркутске, Барнауле появляются ансамбли и солисты-инструменталисты. В доме тобольского губернатора существует музыкальный салон. Инструментальные сочинения исполнялись учащимися церковных и светских учебных заведений, в том числе частных музыкальных школ.
В XIX в. благодаря притоку ссыльных — поляков и декабристов в Сибири зазвучали камерно-инструментальные сочинения европейских и отечественных (в том числе местных) авторов. Значительный вклад в развитие камерного исполнительства внесли композитор А.А. Алябьев, профессиональные музыканты и руководители оркестров Савицкий, Киселев, А.М. Редров, К. Волицкий, известный литератор и музыкально-общественный деятель П.П Ершов, декабристы П.Н. Свистунов, А.П. Юшневский, Ф.Ф. Вадковский, М.И. Муравьев-Апостол и другие. Благодаря декабристам в регионе появились музыкальные инструменты известных мастеров — фортепиано, клавесины, альты, виолончели, скрипки, в том числе уникальные инструменты Гварнери и Страдивари (см. Декабристы в Сибири).
К середине XIX в. широко распространилось домашнее музицирование. Формировались ансамбли различных составов, включавшие инструменты как бытового музицирования — гитару, гармонику, так и профессионального искусства — фортепиано, флейту, скрипку, виолончель. Звучали произведения европейских композиторов: фуги Баха, каприсы Бертини, «Песни без слов» Мендельсона, мазурки Шопена. Развитию камерно-инструментального исполнительства способствовали приток нотных материалов, самоучителей, появление музыкальных магазинов, публикации в прессе.
В конце XIX — начале XX в. активизировалась деятельность местных отделений Императорского Русского музыкального общества, клубных центров, просветительских, благотворительных, литературно-музыкально-драматических обществ — устраивались концерты, музыкально-литерарурные вечера, где камерная музыка звучала наряду с хоровой и оркестровой. В Иркутске, Томске, Тобольске проводились тематические вечера, посвященные М. Глинке, П. Чайковскому, А. Рубинштейну, А. Даргомыжскому, А. Серову, А. Лядову. Продолжали действовать музыкальные салоны, кружки музыкантов-любителей, создавались мастерские по ремонту инструментов. Появились стабильные коллективы, например струнный и камерный оркестры в Красноярске. Развитие музыкального образования в Сибири способствовало росту мастерства и повышению исполнительного уровня музыкантов.
Начиная с середины XIX в. Сибирь посещают гастролеры из европейских стран и центральных городов России. Среди них известные исполнители-инструменталисты, выступавшие в камерных концертах. На рубеже 1840—50-х гг. во многих сибирских городах побывала французская виолончелистка Л. Христиани, в 1850-е гг. — флейтист А. Совле из Нидерландов, итальянский пианист Четтардини. Позже с концертами в разных городах Сибири выступали скрипачи Брассени, солист капеллы австрийского иператора, профессора Пражской консерватории Ф. Ондричек (1899), К. Думчев, солистка капеллы короля Италии Терезина Туа (1892), пианистка Штайн, пианисты А. Рейзенауэр (1859, ученик Листа), А. Контский, Р. Когальский, флейтист А. Тершак, виолончелисты А. Вербов, О. Аспергер и другие. Наиболее активно гастрольно-концертная деятельность развивалась в конце XIX — первые годы XX в. Исполнялись произведения композиторов-романтиков (Мендельсон, Шуберт, Вебер, Шуман, Лист), русская и зарубежная классика (Гайдн, Моцарт, Бетховен), музыка славянских композиторов (Дворжак, Монюшко, Падеревский, Шопен). В репертуаре доминировали западно-европейские авторы. Особенно часто исполнялись сочинения современников — Бруха, Браги, Венявского, Вьетана, Массне, Сарасате, Хубая, значительно реже — сочинения старых мастеров. В конце XIX в. появились талантливые местные исполнители — Е.А. Дмитриева-Мамонова, братья Медлины, Ф.Н. Тютрюмова и другие.
Камерно-инструментальное исполнительство в регионе в XX в. развивается в русле общего процесса становления профессиональной музыкальной культуры. Складывается система музыкального образования (см. Музыкальное образование в Сибири), появляется сеть стационарных музыкальных театров (см. Музыкальные театры в Сибири), государственных концертных организаций (см. Филармонии Сибири), игравших важную роль в формировании профессиональных музыкальных коллективов. Определенное место в развитии камерного музицирования и музыкального просвещения продолжает занимать деятельность любителей, музыкальных общественных кружков. Музыкальное просвещение вело Филармоническое общество в Красноярске (1928). В Томске в середине 1920-х гг. музыкальные вечера, лекции-концерты на музыкальные темы проводились местной секцией научных работников. В Иркутске в 1922—32 действовал своеобразный музыкальный лекторий («музыкальные пятницы»), который организовали профессиональные музыканты (Е.Г. Городецкая и другие) при активном участии и поддержке любителей, в том числе преподавателей и студентов Иркутского университета. В 1930-е гг. камерно-инструментальное исполнительство получило распространение в Кемерове и Кузнецке (Сталинске). Любительские камерные ансамбли (струнные квартеты, фортепианные трио) регулярно выступали с концертами в Новосибирске, Красноярске и других городах.
Большую роль в организации концертной и музыкально-просветительской деятельности в 1920—30-е гг. играли музыкальные учебные заведения (училища, техникумы, школы), регулярно проводившие концерты камерной и симфонической музыки. Значительный вклад в развитие камерно-инструментального исполнительства в 1930—40-е гг. внесли радиокомитеты. В годы Великой Отечественной войны высокий профессиональный уровень камерно-инструментального исполнительства демонстрировали эвакуированные в Сибирь музыкальные коллективы, в частности, квартет им. А. Глазунова. С концертами выступали пианисты М. Юдина, Р. Тамаркина, Э. Гилельс, Т. Гольдфарб, Я. Зак, виолончелист Д. Шафран и другие.
В 1940—50-е гг. в составе сибирских филармоний работали солисты-инструменталисты, в концертах участвовали, наряду с созданными на какое-то время, стабильные камерные ансамбли (трио, квартеты, квинтеты). Например, струнный квартет (С. Рудник, С. Гординер, Н. Новожилов, В. Вятских) и фортепианное трио (О. Ступина, С. Рудник, В. Вятских) — в Омске; инструментальное трио (А. Корбут, Е. Рабиль, В. Володин) — в Барнауле; струнный квартет (Ф. Копгеккер, Е. Яновский, В. Копгеккер, Г. Перемитин) и фортепианное трио (Ф. Копгеккер, Е. Рябцев, Т. Поляков) — в Новосибирске; струнный квартет (И. Каганов, А. Казакевич, Г. Ланэ, М. Погодаев) — в Иркутске и т. д. В 1960—70-е гг. выступали известные пианисты А.Е. Шварцбург (художественный руководитель Красноярской филармонии), М. Бирман (Тюмень), В. Лотар-Шевченко, виолончелист А. Лапкин (Новосибирск), скрипач А. Ривкин (Красноярск).
Мощный импульс развитию камерного исполнительства дало открытие в 1956 Новосибирской государственной консерватории (НГК). Профессорско-преподавательский состав НГК составил базу для обширной концертной деятельности. Среди видных солистов и ансамблистов — пианисты Е.М. Зингер, В.И. Слоним, М.С. Лебензон, З.Ш. Тамаркина, Д.Л. Шевчук, Л.Н. Синцев, Т.К. Бикис, скрипачи А.Н. Амитон, А.О. Старосельский, М.Б. Либерман, З.Н. Брон, В.М. Минасян, И.Е. Бялый, Л.М. Сквирский, альтист А.М. Азатян, виолончелисты Г.И. Пеккер, Л.М. Руханкин, М.А. Корн и другие.
Открытие органных залов в Новосибирске (1968), Иркутске (1978), Томске (1982), Красноярске (1982), Омске (1983), Кемерове (1983) и Барнауле (1984) способствовало появлению нового вида инструментального исполнительства — органного. Наряду с известными исполнителями-гастролерами, в том числе из европейских стран (Германии, Польши, Дании, Финляндии, Швеции, Англии и других), в 1980—90-е гг. стали активно выступать местные музыканты — О. Шиллер (Томск), Л. Янковская и Л. Мацюра (Иркутск), 3. Фельдгун, А. Чуловский, позже Н. Багинская и Г. Никулин (Новосибирск), С. Будкеев (Барнаул) и другие. В 1993—98 в Новосибирске функционировал Сибирский центр органного искусства (руководитель А.В. Чуловский).
В 1980—90-е гг. в составе филармоний возникли новые инструментальные коллективы (дуэты, трио, квинтеты, ансамбли), исполнявшие музыку академического направления. Среди них — ансамбль солистов под управлением заслуженного артиста России В. Карпенко, ансамбль «Барокко» (руководитель М. Крутикова), ансамбль «Камерата» в Иркутске; духовой квинтет «Классика» (руководитель заслуженный артист России В. Кузин) в Омске. Известные коллективы Новосибирской филармонии — струнный квартет «Filarmonika» (руководитель народный артист РФ В. Карчагин), ансамбль солистов «Новосибирская камерата» (художественный руководитель до 2007 народный артист СССР А. Кац), ансамбль ранней музыки «Insula magica» (руководитель заслуженный артист РФ А. Бурханов), исповедующий принцип аутентичного исполнения старинной музыки. На аутентических инструментах играют и участники томского ансамбля ранней музыки «Камерата» (образован в 1978 при Доме ученых, с 1995 муниципальный; руководитель Л. Казанская), исполняющие произведения мастеров Средневековья и Ренессанса, эпохи Барокко. Популярной формой камерного ансамбля стал брасс-квинтет (Барнаул, Иркутск, Красноярск, Новосибирск).
Создаются профессиональные камерные оркестры. В 1974 на основе струнного квартета организуется камерный оркестр Иркутской филармонии (руководитель заслуженный артист России Л. Касабов). В начале 2000-х гг. после смерти своего руководителя оркестр распался. С 2005 в Иркутске выступает новый камерный оркестр «Амадей» (руководитель Т. Акимова). В репертуаре произведения Баха, Гайдна, Моцарта, Глазунова. Организаторами камерного оркестра в Омске (1974) стали заслуженный артист РСФСР Г. Петренко и лауреат международных конкурсов М. Кугель. В 1987 оркестр распался, восстановлен в 1991 (художественный руководитель заслуженный работник культуры РФ В.Б. Ренкончинский). В репертуаре музыка разных стилей и эпох от Баха и Генделя до Шнитке и Шёнберга, музыкально-литературные композиции.
Красноярский камерный оркестр (руководитель заслуженный артист РФ М.И. Бенюмов) создан как оркестр Красноярского института искусств (1984), в 1993 он получил статус муниципального. Оркестр — активный участник и инициатор музыкальных фестивалей, которые проводятся в Красноярске. Совместно с камерным хором «Тебе поёмъ», другими хоровыми коллективами исполняет монументальные кантатно-ораториальные произведения Баха, Моцарта, Брукнера и других. Гастролировал в Италии, Испании, Германии. Самостоятельным концертным коллективом (с 1993) является камерный оркестр «Глория», организованный в 1983 как учебный коллектив Красноярского училища искусств (организатор и художественный руководитель В.П. Алексинцев). С 1990 существует красноярский камерный оркестр «Кредо», (организатор и художественный руководитель А.Г. Бетц, позже В.Ф. Третьяченко), с 1999 работает периодически с разными руководителями.
Первый камерный оркестр в Новосибирске создан в 1963 в НГК А.Н. Котляревским. С 1992 работает камерный оркестр Новосибирской филармонии (организатор и художественный руководитель заслуженный артист России М.И. Турич, с 2001 — заслуженный деятель искусств РФ А.И. Полищук). Оркестр — участник престижных международных фестивалей, много гастролирует в России и за рубежом. В репертуаре — произведения разных эпох, стилей, жанров: от миниатюры до оперных постановок, от Вивальди до современной музыки.
Высокого исполнительского уровня достигли некоторые любительские коллективы. Камерный оркестр Красноярского государственного медицинского института (1970—95, основатель и художественный руководитель Э.М. Прейсман) удостоен звания «народного», стал лауреатом всесоюзных фестивалей художественного творчества трудящихся (1977, 1985, 1990), награжден Дипломом Союза композиторов СССР «За активное участие в пропаганде советской музыки» (1985). Основу репертуара составила музыка XVIII—XX в. Свыше 30 лет (с 1970) существует и ведет активную концертную деятельность Ансамбль скрипачей Новосибирского государственного электротехнического университета под руководством заслуженного работника культуры РФ М.С. Блама. В репертуаре — произведения Баха, Вивальди, Брамса, Фибиха, Шостаковича, Чайковского, Рахманинова, Свиридова и других. В 1970—80-е гг. ансамбль много гастролировал по стране, за рубежом.
Панорама камерно-инструментального исполнительства в Сибири широка и многообразна — от концертов в музыкальных учебных заведениях, неотделимых от учебных процессов, до совместных международных проектов, конкурсов, фестивалей. Камерно-инструментальное исполнительство прирастает за счет студенческих коллективов. Среди них: оркестр «Юные виртуозы Сибири» (1992) под руководством заслуженного деятеля искусств РФ В.М. Минасяна и ансамбль «Блестящие смычки» (1993) под руководством заслуженного деятеля искусств РФ М.А. Кузиной в НГК, Ансамбль старинной и современной музыки Красноярской государственной академии музыки и театра (1990—2000, руководитель Э.М. Прейсман), ансамбль скрипачей «Виртуозы Якутии» (1994) Высшей школы музыки Республики Саха (Якутия) — лауреат нескольких международных фестивалей-конкурсов (Россия, Франция, Италия) и др. В камерно-инструментальное исполнительство активно включаются филармонические коллективы Тувы, Бурятии, Якутии, в репертуар которых, помимо русской, зарубежной и советской классики, входят произведения национальных композиторов — Р. Кенденбиля, А. Андреева, Д. Аюшеева, Ж. Батуева, Б. Дондокова, Ю. Ирдынеева, С. Манжигеева и других.
Лит.: Кривошея Б.Г., ЛаврушеваЛ.Г., Прейсман Э.М. Музыкальная жизнь Красноярска. Красноярск, 1983; Харкеевич И.Ю. Музыкальная культура Иркутска. Иркутск, 1987; Музыкальная культура Сибири: В 3 т. Новосибирск, 1997; Музыкальная культура Новосибирска. Новосибирск, 2005.
Л.Л. Пыльнева
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей