ИГАРКА, город районного подчинения в Туруханском районе Красноярского края. Расположен на берегу Игарской протоки Енисея, в 1 779 км к северу от Красноярска, в 163 км к северу от Полярного круга.
Речной порт. Аэропорт. С 1929 — рабочий поселок статус города с 1931. Численность населения (тыс. человек): 1860-е гг. — около 0,02; 1939 — 23,3; 1959 - 14,2; 1970 - 15,6; 1979 - 16,9; 1989 - 18,8; 1996 -12,1; 2002 - 8,6; 2006 - 7,7.
Игарская протока была известна русским с XVII в. В 1704—18 в зимовье Игарском проживали семьи мангазейских посадских людей Шадриных и Панковых. В 1720 поселение Игарское было нанесено на карту. В конце 1730-х гг. эти места исследовали участники Великой Северной экспедиции. В 1826 упоминается станок Игарский, в 1878 деревня Игарка нанесена на адмиралтейские карты. В 1920-х гг. потребовалось место для строительства порта, в который могли бы заходить большие морские суда для погрузки древесины на экспорт. В 1928 по предложению капитана теплохода «Тобол», гидрографа П.Ф. Очеретько решено основать такой порт на Нгарской протоке. В 1929 началось строительство города и лесопильно-перевалочного комбината. С 1929 Игарка — крупный гидропорт, с 1936 ведется строительство сухопутного аэродрома. Силами заключенных построены рыбопромышленный комбинат (1941), судостроительная верфь (1941), участок железной дороги до Салехарда (1949—53; впоследствии заброшен). На острове Самоедском (Полярном) открыт совхоз «Полярный», в конце 1930-х гг. ставший призером ВДНХ. В совхозе действовала опытная сельскохозяйственная станция Всесоюзного института растениеводства (в дальнейшем на ее базе в Норильске был создан НИИ сельского хозяйства Крайнего Севера). В конце 1940-х гг. под Игаркой открывается Ярцевский леспромхоз. С упразднением в 1938 Управления Главсевморпути производство в Игарке приходит в упадок: с 1940 экспорт леса полностью прекратился. Следующий этап в развитии города пришелся на 1960-е гг., когда стали отгружать до 1 млн куб. м древесины в год (1969). В 1963 пущена ТЭС. С 1975 жители Игарки принимали активное участие в строительстве Курейской ГЭС. С середины 1990-х гг. экономическое значение города и порта падает; на лесопильно-перевалочном комбинате проходят забастовки, растет задолженность по зарплате. Основными предприятиями современной Игарки являются Игарский лесопромышленный комплекс, рыбозавод. В начале 2000-х гг. на Таймыре открыто крупное Ванкорское нефтяное месторождение, с разработкой которого связывают перспективы дальнейшего развития.
Расцвет культурной жизни Игарки приходится на середину 1930-х гг.: построены 2-этажные дома, дороги, парк культуры и отдыха, стадион, педагогический техникум, универмаг, театр, для работы в котором приглашены московские актеры (в том числе В.Н. Пашенная), открыт интерклуб, изготовлен макет порта к Парижской выставке, издавались газеты «Пионер Заполярья» и «Большевик Заполярья», вкладыш к газете на английском языке для иностранных моряков. В 1979 город награжден орденом «Знак Почета». В Игарке находятся: уникальный историко-краеведческий комплекс «Музей вечной мерзлоты», Игарская научно-исследовательская мерзлотная станция СО РАН, педагогическое училище народов Севера, филиал Института экспериментальной медицины, народный театр, 7 общеобразовательных школ, школа искусств, дом культуры, 4 библиотеки, издается газета «Игарские новости». Имеется памятник игарчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. С Игаркой связаны судьбы начальника Управления Главсевморпути О.Ю. Шмидта, партийного и общественного деятеля В.П. Остроумовой, писателя В. П. Астафьева.
Первый герб утвержден в 1977: на зеленом щите плывущий по синей воде с видимыми в ней льдинами черный пароход. В центре щита древесный срез и 3 пилы. В верхней части синяя волнистая полоса с надписью «ИГАРКА». Герб символизирует основную хозяйственную функцию Игарки: заготовка леса и перевозка его на судах.
Современный герб утвержден в 2003: в лазоревом поле золотой морской и речной якоря, переплетенные кольцами в стропило. Якоря символизируют Игарку как центр освоения Енисейского Севера, крупный порт, доступный для захода морских судов из Енисейского залива. Основной мотив герба «Игарка — ворота Арктики». Соединение якорей кольцами выражает единство и сплоченность людей, создававших и создающих город; соединение якорей в стропило (в виде крыши дома) аллегорически воспринимается как крыша дома — символ защищенной и упорядоченной жизни, в котором царят покой, дружелюбие и гостеприимство. Лазоревый цвет указывает на географическое расположение Игарки на берегах Игарской протоки Енисея и нахождение в Игарке уникального и единственного в мире Музея вечной мерзлоты.
Лит.: Мы из Игарки. Красноярск, 1979; Енисейский энциклопедический словарь. Красноярск, 1998; Вся Россия. Города и населенные пункты: Энциклопедия. М., 2001; Игарка древняя, Игарка загадочная: Сб. очерков. Красноярск, 2004.
Е.В. Комлева
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей