ГУСИНООЗЁРСКИЙ ДАЦАН, памятник истории и культуры федерального значения (1960), поселок Гусиное Озеро Селенгинского района Республики Бурятия (ныне — Тамчинский дацан).
Основан в 1741 (тибетское название — Даши Гандан Дарджилинг). Статус центра буддизма Восточной Сибири получил после длительного соперничества с Цонгольским дацаном. С 1809 по 1930 в Гусиноозёрском дацане находилась резиденция официального главы буддистов Восточной Сибири — пандито хамбо-ламы, поэтому его иногда называли Хамбинским. Гусиноозёрский дацан расположен в Тамчинской степи на юго-западном берегу Гусиного озера (название — Хулун-нор), отсюда еще 2 названия: Тамчинский и Хулуннорский.
Деревянные сооружения Гусиноозёрского дацана не отличались долговечностью, поэтому неоднократно заменялись и перестраивались. Кроме того, в связи с изменением положения и размеров озера дацан пришлось трижды переносить на новые места. Вначале он представлял собой большую войлочную юрту. Деревянный храм появился у Гусиного озера в 1750. Это было первое стационарное здание бурятского культового зодчества. В период между 1790 и 1820 произошла замена существовавшего ранее сравнительно небольшого храма на более крупный. Это можно расценивать как следствие того, что борьба за лидерство между Цонгольским и Гусиноозерским дацанами, длившаяся около 50 лет, завершилась в пользу последнего. Главный храм и 16 сумэ окружали деревянные ограды. Священнослужители (свыше 80 лам) проживали в домиках и юртах рядом с дацаном. В 1858 иерархи монастыря решили соорудить вместо деревянного главного храма каменный, в чем отразилось их стремление поднять значение Гусиноозёрского дацана, который, хотя и был резиденцией главных буддистов Восточной Сибири, но ни по размерам, ни архитектурными достоинствами не выделялся среди других дацанов. Разрешение на строительство датировано тем же годом. Новое здание возводили местные буряты под руководством русского мастера Воронина. Вслед за главным постепенно были заменены все 16 малых храмов (позже их стало 18). Процесс постепенного обновления был характерен для бурятских монастырей. Здания в соответствии с менявшимися вкусами приобретали новый архитектурный облик. Поскольку бурятский буддийский монастырь — это совокупность храмовых и жилых зданий, то постепенно изменялся и разрастался весь комплекс. К началу XX в. Гусиноозёрский дацан превратился в большой поселок с правильной сеткой улиц. Ядром его планированной структуры являлся прямоугольник (60x70 саженей) двора главного храма. Последний возвышался в центре полихромным массивом пирамидально-уступчатого силуэта, завершенным золочеными украшениями. Его окружали 7 малых храмов (сумэ и дуганов) и до 10 вспомогательных строений типа русских изб. Среди прочих выделялся 2-ярусный храм Майдари. В нем помещалась высотой 6 саженей позолоченная скульптура бодхисатвы Майдари (санскр. Майтрейя), выполненная из дерева бурятскими мастерами. Вторым по величине был храм Чойры, размещавшийся в отдельном дворе западнее центрального комплекса. Другие храмы образовывали в общей прямоугольной сетке улиц местные композиционные узлы, выделялись объемом, архитектурой и цветом среди скромной жилой застройки. Упорядоченность размещения малых храмов относительно главного как внутри ограды центрального комплекса, так и среди кварталов поселка, свидетельствует о том, что при строительстве руководствовались одним из аспектов концепции мандала, часто встречающейся в тибетской иконописи. Взаиморасположение храмов символизировало неразрывность центральной единой сущности с порожденной ею путем эманации множественностью и неизбежностью возврата к первоначальному состоянию. В 1903 в монастыре насчитывалось около 300 домов.
В 1938 Гусиноозёрский дацан был закрыт, а часть его храмов разрушена. В 1957 взят под охрану как памятник истории и архитектуры. В 1957—63 здесь велись реставрационные работы, по завершении которых 2 храма были вывезены: храм Дэважин — в Этнографический музей Улан-Удэ, храм Аюши — в Историко-архитектурный музей Новосибирска. На месте остались 2 сооружения комплекса: Цогчен-дуган и Чойра-дуган.
В 1990 дацан возвращен буддийской общине. В 1991 в связи с торжествами, посвященными 250-летию официального признания буддизма в России, его посетил и освятил Далай-лама XIV.
Лит.: Историко-культурный атлас Бурятии. М., 2001.
Сокр. перепеч.: Забайкальская энциклопедия. Новосибирск, 2000. Т. 2.
Д.С. Жамсуева
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей