ГОРОДСКАЯ УПРАВА, исполнительный орган городского самоуправления, созданный в соответствии с Городовым положением 1870.
Функционировал под председательством городского головы и включал гласных, число которых определялось городской думой (не менее 2 человек). Городской голова и гласные управы избирались на 4 года. Каждые 2 года выбывшие члены управы могли замещаться вновь избираемыми. Городская дума избирала кандидатов для исполнения обязанностей членов управы в случае их отсутствия. В небольших городах по решению городской думы городская управа могла не создаваться, тогда ее функции возлагались на городского голову.
Городская управа вела текущие дела городского хозяйства, исполняла решения городской думы, составляла проекты городского бюджета, следила за их сбором и расходованием. В случае необходимости городская управа могла создавать специальные комиссии под председательством одного из ее членов. Выступала посредником между городской думой и правительственными учреждениями. При городской управе действовала канцелярия с должностями по найму. Городская управа могла давать разрешения на устройство в городе пристаней, общественных купален и бань, театров, промышленных производств, не относящихся к вредным. С разрешения городской думы она размещала городские капиталы под проценты, приобретала правительственные процентные бумаги и облигации. В начале XX в. к городской управе перешло утверждение фасадов и планов частных зданий, а также надзор за их строительством.
В 1892 в положении городской управы произошли изменения. По новому городовому положению число гласных управы должно было составлять 2 человек. Увеличение (до 6 человек) разрешалось только в отдельных случаях. Дальнейшее превышение требовало разрешения министра внутренних дел. Более четко формулировался порядок отчетности городской управы. Она должна была представлять думе отчеты о своей деятельности, денежных оборотах по городским суммам, состоянии подведомственных ей частей, заведений и имуществ. Необходимость усилить контроль объяснялась выявленными злоупотреблениями в городской управе: незаконным захватом земли, перерасходом или присвоением средств, лоббированием интересов отдельных социальных групп, прежде всего купечества. Расширялись полномочия правительственные администрации по контролю над деятельностью городской управы. Губернатор имел право проводить ревизии, требовать объяснений по отмеченным нарушениям, делать предложения по совершенствованию ее работы.
Лит: Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2. Отд. 1. Т. 45. № 48498; Свод законов Российской Империи. М., 1910. Т. 2, кн. 1; Нардова В. А. Самодержавие и городские думы в России в конце XIX — начале XX века. СПб., 1994.
В.Е. Зубов
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей