ЭВЕНКИЙСКИЙ ФОЛЬКЛОР. Наиболее значительный жанр эвенкийского фольклора — героический эпос (нимнгакан, нимкан). Основные его сюжеты — подвиги одиноких героев-первопредков, женщин-богатырок, эпическая биография 2 братьев или брата и сестры. В эпосе эвенков заметно сходство с эпическими традициями соседних народов — якутов, бурят.
Основные художественные приемы — богатые сравнения, параллелизмы, гиперболы, многочисленные эпические формулы. Нимнгаканы исполняются особым образом: монологи героев поются (у каждого героя свой уникальный напев), а повествовательные фрагменты сказываются. Эпос известен только в записях от эвенков Якутии и Приморья. Предания (улгур) повествуют в основном о межродовых распрях, реже — о ссорах между родичами, встречах со снежными людьми. Рассказывались они простым, разговорным языком. Мифологические рассказы объясняют происхождение традиционных обычаев и запретов, повествуют о появлении на земле различных животных, рождении человека и его родстве с медведем. Песенная поэзия эвенков изучена мало. Данных о лирических (индивидуальных) песнях немного; в известных образцах воспевается родная местность поющего, рассказывается о важном для него событии в жизни. Песни, предназначенные для праздника лета, исполняются одновременно с танцем. В них поется о пробуждении природы, надежде на то, что год будет удачным. Похожие песни-танцы исполняются и при встрече разных родов во время кочевки. К обрядовой поэзии эвенков относятся различного благопожелания: имты — благословение домашнего очага во время всех семейных обрядов; хулганни, алга — молитва духам природы (при переправе через реку, во время грозы и т. д.). Существуют и специфические хозяйственные заклинания — промысловые, оленеводческие. Шаманский фольклор представлен особыми песнями (дярин, дяр). Шаман исполнял их, обращаясь к своему духу-покровителю и к духам, которых заклинал (например, при лечении). Во время камлания ему могли подпевать помощники, повторявшие его слова на ту же или другую мелодию. В эвенкийском фольклоре распространены малые жанры — загадки, приметы (охотничьи и бытовые), пословицы и поговорки. Особый жанр составляют запреты (одё), которые в краткой форме указывают, как можно и как нельзя поступать, чтобы не навлечь несчастья.
Исследователи эвенкийского фольклора — Г.М. Василевич (этнограф, лингвист и фольклорист), А.Н. Мыреева (филолог, эпосовед), Г.И. Варламова (фольклорист), А.М. Айзенштадт, Ю.И. Шейкин (музыковеды).
Лит.: Сборник материалов по эвенкийскому (тунгусскому) фольклору. Л., 1936; Исторический фольклор эвенков: Сказания и предания. М.; Л., 1966; Фольклор эвенков Якутии. Л., 1971; Эвенкийские героические сказания. Новосибирск, 1990 (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока); Варламова Г.И. Эпические и обрядовые жанры эвенкийского фольклора. Новосибирск, 2002.
Ю.В. Лиморенко
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей