Новости

Екатерины II Национальный Проект (ЕНП) и сибирское крестьянство // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ЕКАТЕРИНЫ II НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ (ЕНП) И СИБИРСКОЕ КРЕСТЬЯНСТВО. Екатерининский проект переустройства России на началах национальной империи реализовался в комплексе реформ 1760— 90-х гг., направленных на унификацию разных сфер общественного быта как верхов общества — дворянства и духовенства, так и его низов — горожан и крестьянства.

На характер преобразований существенное влияние оказали международные события: распад Речи Посполитой (1772—95) и возник­новение нового государства, САСШ, в результате войны за независимость британских колоний (1776—84). Дворянство, как показала Уложенная комиссия 1767, добровольно от своей привилегии — душевладения — отказываться не собиралось, поэтому была поставлена задача сужения пространства помещичьего землевладения путем расши­рения зон, свободных от крепостнической системы хозяйства. Отдаленная цель ЕНП виделась в постепенном изжи­вании этого исторического феномена благодаря росту числа «сво­бодных хлебопашцев» и воспитанию их в духе импер­ской идеологии. Особая роль отводилась унификации процессов экономического, социального и гражданского развития на периферии империи — в Сибири, а также в Новороссии и Белорус­сии, вошедших в состав России. Соратники Екатерины восприняли факт «отпадения» от Британии ее заокеанских северо-американских колоний как предупреждение. Новороссия представляла регион, где усилиями наместника Г.А. По­темкина наиболее интенсивно формировалось «свобод­ное» крестьянство; в Белоруссии крестьянство было избавлено от полонизации и частью от крепостного гнета.

Вековой этап «свободного» развития аграрной экономи­ки Сибири и опыт самоорганизации ее крестьянства в усло­виях полиэтничности для реформаторов был особенно актуален. Часть ЕНП, касавшаяся Сибири, осуществля­лась генерал-губернатором Пермского и Тобольского наместничеств Е.П. Кашкиным (1780—88) в рамках так называемой областной реформы. В число его соратников входили юристы, окончившие Лейпцигский университет: С.Н. Янов — друг А.Н. Радищева, И. Г. Штейнгейль — отец будуще­го декабриста, а также просветители — единомышлен­ники известного масона Н.И. Новикова, в частности — сибиряк по происхождению Н.И. Панаев. Янов оставил пост дипломата в Варшаве ради должности директора экономии (домоводства) в казенной Тобольской палате, открытой одновременно с созданием наместничества (1782). Получив эту должность, он немедленно отправился на места для изучения положения сибирских крестьян и «разных родов ясашных народов». Опираясь на личные наблюдения, Янов предложил вводить новое административное устройство и налого­обложение, учитывая не только тип хозяйственной деятельности сельского населения в разных районах, но и характер его «душевных сил». А для того чтобы организовать «разумное» уп­равление, он полагал необходимым не ограничиваться информацией, обобщенной в «Описании Тобольского наместничества» (позже и Иркутского), но иметь «не токмо о каждой волости, но даже и о каждом селении подробное описание».

Эта идея позже нашла воплощение в формуляре окладных книг — подворных хозяйственных описаний сибирской дерев­ни. В свое время эти книги использовались не только для установления посильного налогообложения крестьянских семей, но и для «воспитания» крестьянских обществ в духе граж­данственности. Именно волостные «мирские» советы были призваны в качестве юридически полномочных органов решать проблему составления ежегодного кадастра дворохозяйств и осуществлять раскладку налогов через коллективно избираемых «добросовестных» окладчиков. В этом необычном термине, прижившемся в официальном до­кументе, оказались контаминированы, с одной стороны, философская категория «совести», столь любимая Новико­вым и Радищевым, с другой — просторечное выражение — символ добропорядка, вершения дел по добру, т. е. без принуждения начальства. Такая практика дожила в Сибири до 1860-х гг. По материалам окладных книг коллективно обсуждалось состояние волостного аграрно-хозяйственного комплекса в целом и определялись принципы раскладки повинностей на членов сообщества.

Законотворчество С.Н. Янова нашло отражение так­же в «Наставлении» сибирским крестьянским обществам, разосланном от имени Е.П. Кашкина в созданные волостные суды — органы нового крестьянского самоуправления. В основу «Настав­ления» положены новейшие для той эпохи юридические акты, в разработке которых личное участие принимала Екатерина II: Учреждение для управления губерний (1775), Устав благочиния (1782), а также формально не опубли­кованная Жалованная грамота крестьянству. Опираясь на эти документы, Янов и его соратники самостоятель­но придали модели «устройства быта» сибирских «поселян» окончательную форму. В 122 пунктах «Наставление» разъяс­няло сельским жителям те юридические основания, на которых следовало функционировать «крестьянскому обществу». Речь шла о самоуправляющейся волостной общине (см. волость). При этом документ был оформлен не в указном духе, а в виде рекомендаций и советов. Прежде сельские соседские общности имели пестрый корпоративно-сословный характер — в их состав могли входить служилые люди, мещане, крестьяне (пашенные, оброчные, монастырские и т. д.), разночинцы. При этом каждая категория жителей под­чинялась главам своих сословно-корпоративных организаций, в свою очередь находившимся под началом приказчи­ков и комиссаров, назначаемых воеводами. Имперские власти использовали соседские общины как вспомогательный инструмент управления и сбора налогов. Эти сообщества поддерживали порядок на обжитой территории, но земельными пра­вами не обладали. «Данные» на заимочные земли каж­дый дворохозяин получал непосредственно от воевод­ской администрации. В результате реформы крестьянская об­щина обрела статус юридически признанного государством коллективного субъекта права на землю. Одновременно ей делегировалась функция гаранта такого же индивидуального права для каждого члена сообщества на участок в раз­мере не менее 15 десятин на душу мужского пола. В перспек­тиве предполагалось размежевать границы волостных земельных владений, а в пределах последних — отвести в индивидуально-подворное владение участки, исходя из упомя­нутой нормы. Предусматривались также период, «по-равнения» в подворном владении, приуроченные к мо­менту народных переписей. Однако в дореформенную эпо­ху эту программу не реализовали, и в большей части волостей крестьяне владели землей и использовали ее в меру своих хозяйственных потребностей.

Наряду с гарантией на основное средство производства (зем­лю) для земледельцев работоспособного возраста вводилась система обложения налогами, учитывающая 4 степени имущественного состояния. В сферу юридического закона возводилась также важная нравственная норма — опека старых, малолет­них, вдов и сирот, возлагавшаяся на выборные власти. Значительная часть «наставлений» относилась к судопроиз­водству, которым занимался волостной суд (староста и 2 помощника). В соответствии с традицией этот выборный ор­ган обязывался разбирать дела, опираясь на коллективное мнение «лучших» людей. К числу просветительских новаций в судебной защите принадлежала попытка ввести в процессу­альный порядок институт адвокатуры («посредников»). Но и здесь «стык» между обычно-правовой культурой и европейским стандартом присутствовал в виде рекомендации употреблять в роли «посредников» тяжущихся сторон все тех же «лучших» людей. Основные положения «Настав­лений» дополнялись циркулярами Е.П. Кашкина, вво­дившими в быт крестьянства новые элементы сельского домовод­ства (запасные хлебные магазины, «мшенные» зимние хлевы для скота, меры на случай эпидемий и эпизоотии и т. п.). Новый «справедливый порядок» ориентировался на письменную культуру. Предполагалось, что овладение ею для крестьян — дело времени. В связи с этим откры­тые по инициативе И.И. Панаева в Тобольске и Пер­ми типографии предназначались для издания литературы для селян («Сельский лечебник» И. Петерсена, «Сельские экономические записки» Н. Шукшина и т. д.). К это­му следует добавить открытие школ и распространение собственно новиковских изданий.

Сибирский социальный эксперимент привел к конструктивно­му решению важнейших социально-экономических проблем на азиатской фронтире России и надолго определил относительно лояльные взаимоотношения крестьянства с центральной властью. Выработанная российскими просветителями модель правовой культуры, закрепленная в законодательной норме, послужи­ла важным политическим и социокультурным фактором ускорения интеграции и адаптации различных этнических групп сибирских або­ригенов в сообщества русскоязычных земледельцев. В отли­чие от Центра России, Западной Европы и САСШ, где раз­витие аграрной экономики определял частнособственнический принцип — либо феодально-крепостнический, либо буржуазный, в азиатской части России сложился особый порядок инди­видуально-подворного землевладения, опосредованного кол­лективно-общинным владением земельных угодий волост­ных и сельских обществ. Власть признала «естественное» право сибирских колонистов и аборигенов на освоенные ими пространства и обеспечила для них возможность развивать общественного отношения в соответствии с местными традициями. Вы­ходцы из Европейской России построили в границах азиатской территории империи оригинальное аграрное общество, изучение социальных основ которого долгое время блокировалось неадекватным понятием «государственный феодализм». Однако выработанный старожилами-сибиряками тип общественного строя с большим основанием можно квалифицировать как прообраз бу­дущего устройства России в целом.

См.: Аграрный вопрос; Землевладение; Община крестьянская; Социализма элементы в обществен­ном строе сибирской деревни.

Лит.: Мамсик Т.С. «Плоды» германской «учености»: сибирс­кий социальный эксперимент конца XVIII в. // Немецкий этнос в Сибири: Альманах гуманитар, исследований. Новосибирск, 2002. Вып. 3; Она же. «Русский проект» Екатерины Великой: государство как федерация самоуправляющихся общин // Местное самоуправ­ление в истории Сибири XIX—XX вв. Новосибирск, 2004.

Т.С Мамсик

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Историческая энциклопедия Сибири | Сибирь | История Сибири