ЕДИНОВЕРИЕ. Учреждено с целью присоединения старообрядцев к РПЦ в октябре 1800 императорским указом на основании «Правил единоверия», составленных Московским митрополитом Платоном.
Старообрядческим общинам, принявшим единоверие, разрешалась служба по старым обрядам, двоеперстие, но в целом они поступали в подчинение епархиальным архиереям РПЦ, которые рукополагали по «дониконовским» книгам священников для единоверцев. Обязательным для единоверия было также моление за императора по утвержденной Синодом форме. Тенденции к организации единоверия складывались во второй половине XVIII в. Его возникновение обусловлено социальной и идеологической дифференциацией староверия, стремлением отдельных старообрядческих обществ легализовать переход православных священников в старообрядчество, иметь свою независимую иерархию. Единоверие использовалось церковной и светской властью как инструмент борьбы против старообрядчества.
Единоверческие приходы в Сибири начинают образовываться в 1830—50-е гг., в период активной борьбы властей со староверием, в местах с наибольшей концентрацией старообрядческого населения, прежде всего в Томской губернии, среди «семейских» Забайкалья. В большинстве случаев под единоверческие церкви отбирались старообрядческие часовни и моленные. В 1836 в единоверческий храм переделана беглопоповская часовня в деревне Усть-Янцево (Каннский округ Томской губернии). В 1837 указом Синода образован один из самых больших единоверческих приходов Томской губернии — Секисовский (Бийский округ). По указам Томской духовной консистории к единоверию причислено 60 деревень Барнаульского и Бийского округа. Вскоре заканчивается строительство единоверческого храма в Томске, практически на месте бывшего старообрядческого подворья, основанного в конце XVIII в. В конце 1844 обращена в единоверческую «соборная» поморская часовня в деревне Шипицино, объединявшая к 1850-м гг. более 10 тыс. человек (Барнаульский округ; перестроена в единоверческий храм в 1856). Томский епископ Афанасий в 1845 освятил единоверческую церковь в крупном центре томских беглопоповцев в деревне Суенга (Кузнецкий округ). В конце 1850-х гг. при активном содействии местных властей присоединяются к единоверию старообрядцы ряда деревень Бийского округа, построены единоверческие церкви в селах Алтайском и Сибирячиха, открыт очередной приход в Барнаульском округе — в селе Батуровском. В 1860-е гг. делалась неудачная попытка открытия мужских и женских единоверческих монастырей на Алтае. Тогда же единоверцы Западной Сибири подавали императору просьбу, оставшуюся не удовлетворенной, о преобразовании единоверия с целью достижения его независимости от Синода, получения самостоятельной иерархии и т. п. На рубеже 1870—80-х гг. формируются еще 2 единоверческих прихода в Кузнецком и Змеиногорском округах: в селах Межугорном (1879) и Орловском (1892). По официальным данным, в Томской губернии в 1836 единоверцев числилось 12 496 душ обоего пола, в 1899 — 26 635 душ обоего пола. К 1910 на территории современного Алтайского края находилось 12 единоверческих церквей. Запись в единоверческие приходы вызывала массовые протесты старообрядческого населения. В 1920—30-е гг. единоверцы подверглись репрессиям на тех же основаниях, что и остальные конфессии. В эти же годы складывается «катакомбное» (подпольное) направление единоверия: появляются «климентовцы» — последователи епископа Климента (Логинова, по другим сведениям — Логвинова) и «андреевцы» — сторонники епископа Андрея (Ухтомского). Мирские и иноческие общины последних на сегодняшний день существуют автономно. В конце 1990-х гг. в европейской части России было 8 единоверческих приходов, с приблизительной численностью верующих 6—12 тыс. В отличие от европейской части страны в сибирских епархиях РПЦ «актуализации» единоверия не наблюдается.
Лит.: Беликов Д.Н. Томский раскол. Томск, 1901; Старообрядчество. Опыт энциклопедического словаря. М., 1996; Документы по истории церквей и вероисповеданий в Алтайском крае. Барнаул, 1997.
Н.А. Старухин
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей