Новости

Джадидизм // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ДЖАДИДИЗМ (от арабского джадид — новый), движе­ние модернизации, возникшее во второй половине XIX в. среди исповедующих ислам тюркских и ираноязычных этносов России.

В конце XIX — начале XX в. стало господствующим в об­щественно-политической жизни мусульман. Идеи Джадидизма распростра­нились и среди мусульман Сибирского региона, сыграв зна­чительную роль в развитии системы образования, общественной мысли, этических норм.

Недовольные отставанием российского мусульманского сообщества от мировых темпов в части реформирования социальной жиз­ни, татарские теологи аль-Курсави и аль-Маржани (который в своем труде «Мустафадель ахбар фи ахвали Казан ва Булгар» описывал и события в Сибири) выдвину­ли идею свободомыслия (иджтихад), в соответствии  с которой каждый мусульманин имел право самостоятельно трактовать суры Корана.

Движение Джадидизма не было ни чисто религиозным, ни светским. Оно утверждало неразрывную связь ислама с просвеще­нием и наукой, а в политичееской сфере — с демократическими и даже социалистическими идеями. Джадиды выступали за развитие искусства и литературы, расширение роли женщины в обществе, реорганизацию деятельности духовенства и т. д. При активном участии крымско-татарского просветителя И.Б. Гаспринского с конце XIX в. началась реформа в области просвеще­ния мусульманского населения России.

В Сибири Джадидизм распространялся первоначально с помощью получаемой литературы и благодаря выпускникам учебных заведе­ний Поволжья (в том числе местных уроженцев), ставших пре­подавателями в медресе и имамами в мечетях.

Особенно существенно трансформировалось под влиянием идей Джадидизма мусульманское образование в Сибири. Ес­ли в старометодных школах ученики обучались грамо­те за 3—5 лет, то в джадидских (новометодных) — за 1 год. Преподавание перешло с арабского на татарский язык, который обрел также статус учебного предмета; значительно расширилось изучение и других светских дисциплин. Был установлен твердый учебный год и осуществлен переход к классно-урочной системе преподавания. Только в То­больском уезде в 1909 насчитывалось 12 мектебов и мед­ресе, где обучалось 800 детей.

Среди активных поборников идей Джадидизма выделялась купеческая семья Сайдуковых, на средства которых была создана первая национальная библиотека сибирских татар и бухарцев и открыто первое  в Сибири Ембаевское новометодное медресе.

В джадидских учебных заведениях изучалась мировая и русская классическая литература, так же как и шедевры арабской и персидской поэзии. Под влиянием идей Джадидизма создали свои произведения, которые были очень популярны среди тюркского населения, выдающийся просветитель, преподаватель Ембаевского медресе М. Юмачиков (1891) и поэтесса из Томска Б.-Х. Ниязи (1897). Джадиды были ини­циаторами первых театральных постановок на татарском языке люби­тельскими объединениями, способствовавшими духовному развитию и расширению культурного кругозора мусульманского  населения края.

После Октябрьской революции советская власть была вынужде­на в работе с местным мусульманским населением использовать кадры, вышедшие из движения Джадидизм (так, Комиссариат по делам мусульман внутренней России при Наркома­те национальностей возглавлял бывший учитель-джадид Султан Талиев, который считал, что выросшие из Джадидизма крас­ные муллы с успехом осуществят революционные преобразования общества, так же как это сделали в отношении религиозных догм мусульманские модернисты). Однако в связи с переходом в 1919—20 к единой светской трудовой школе оказались фак­тически разрушены одна из основ Джадидизма — новометодная школа, а затем и медресе. Из татарских школ Сибири из­гонялись педагогические кадры, владевшие тюркским языком, только по причине принадлежности к Джадидизму.

Между тем Джадидизм, тесно связанный с идеологической деятельностью младотурок и пантюркистов, блокировал сопротивление мусульман советизации и внес серьезный разброд в умы зарубежной мусульманской элиты в 1920—50-е гг.

В 1990-е гг. отдельные идеи Джадидизма стали возрождаться, про­никая в мировоззрение некоторых слоев татарской интеллектуальной элиты, в том числе и в Сибири. Распространенное среди части общества отношение к исламу как к внутреннему духовному состо­янию, личной связи с Богом, а не обязательному соблюдению определенных норм («шариат должен быть в сердце»), факти­чески признается правомерным.

Лит.: Юрцовский Н. С. Очерки по истории просвещения в Си­бири (1703—1917 гг.) // Общий ход развития школьного дела в Си­бири. Новосибирск, 1923. Вып. 1; Нафигов Р.И. Формирование и развитие передовой татарской общественно-политической мысли: Очерк истории. 1855—1917. Казань, 1964; Валиев Ф. Себердэ белем учаклары // Казан утлары. 1990. № 9; Гарифуллин И.Б. Очерки истории татарского населения Тюменской области. Тюмень, 2000; Файзрахманов Г.Л. История сибирских татар с древнейших вре­мен до начала XX в. Казань, 2002.

А.В. Лямзин, А.П. Ярков

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Историческая энциклопедия Сибири | Сибирь | История Сибири