ДЖАДИДИЗМ (от арабского джадид — новый), движение модернизации, возникшее во второй половине XIX в. среди исповедующих ислам тюркских и ираноязычных этносов России.
В конце XIX — начале XX в. стало господствующим в общественно-политической жизни мусульман. Идеи Джадидизма распространились и среди мусульман Сибирского региона, сыграв значительную роль в развитии системы образования, общественной мысли, этических норм.
Недовольные отставанием российского мусульманского сообщества от мировых темпов в части реформирования социальной жизни, татарские теологи аль-Курсави и аль-Маржани (который в своем труде «Мустафадель ахбар фи ахвали Казан ва Булгар» описывал и события в Сибири) выдвинули идею свободомыслия (иджтихад), в соответствии с которой каждый мусульманин имел право самостоятельно трактовать суры Корана.
Движение Джадидизма не было ни чисто религиозным, ни светским. Оно утверждало неразрывную связь ислама с просвещением и наукой, а в политичееской сфере — с демократическими и даже социалистическими идеями. Джадиды выступали за развитие искусства и литературы, расширение роли женщины в обществе, реорганизацию деятельности духовенства и т. д. При активном участии крымско-татарского просветителя И.Б. Гаспринского с конце XIX в. началась реформа в области просвещения мусульманского населения России.
В Сибири Джадидизм распространялся первоначально с помощью получаемой литературы и благодаря выпускникам учебных заведений Поволжья (в том числе местных уроженцев), ставших преподавателями в медресе и имамами в мечетях.
Особенно существенно трансформировалось под влиянием идей Джадидизма мусульманское образование в Сибири. Если в старометодных школах ученики обучались грамоте за 3—5 лет, то в джадидских (новометодных) — за 1 год. Преподавание перешло с арабского на татарский язык, который обрел также статус учебного предмета; значительно расширилось изучение и других светских дисциплин. Был установлен твердый учебный год и осуществлен переход к классно-урочной системе преподавания. Только в Тобольском уезде в 1909 насчитывалось 12 мектебов и медресе, где обучалось 800 детей.
Среди активных поборников идей Джадидизма выделялась купеческая семья Сайдуковых, на средства которых была создана первая национальная библиотека сибирских татар и бухарцев и открыто первое в Сибири Ембаевское новометодное медресе.
В джадидских учебных заведениях изучалась мировая и русская классическая литература, так же как и шедевры арабской и персидской поэзии. Под влиянием идей Джадидизма создали свои произведения, которые были очень популярны среди тюркского населения, выдающийся просветитель, преподаватель Ембаевского медресе М. Юмачиков (1891) и поэтесса из Томска Б.-Х. Ниязи (1897). Джадиды были инициаторами первых театральных постановок на татарском языке любительскими объединениями, способствовавшими духовному развитию и расширению культурного кругозора мусульманского населения края.
После Октябрьской революции советская власть была вынуждена в работе с местным мусульманским населением использовать кадры, вышедшие из движения Джадидизм (так, Комиссариат по делам мусульман внутренней России при Наркомате национальностей возглавлял бывший учитель-джадид Султан Талиев, который считал, что выросшие из Джадидизма красные муллы с успехом осуществят революционные преобразования общества, так же как это сделали в отношении религиозных догм мусульманские модернисты). Однако в связи с переходом в 1919—20 к единой светской трудовой школе оказались фактически разрушены одна из основ Джадидизма — новометодная школа, а затем и медресе. Из татарских школ Сибири изгонялись педагогические кадры, владевшие тюркским языком, только по причине принадлежности к Джадидизму.
Между тем Джадидизм, тесно связанный с идеологической деятельностью младотурок и пантюркистов, блокировал сопротивление мусульман советизации и внес серьезный разброд в умы зарубежной мусульманской элиты в 1920—50-е гг.
В 1990-е гг. отдельные идеи Джадидизма стали возрождаться, проникая в мировоззрение некоторых слоев татарской интеллектуальной элиты, в том числе и в Сибири. Распространенное среди части общества отношение к исламу как к внутреннему духовному состоянию, личной связи с Богом, а не обязательному соблюдению определенных норм («шариат должен быть в сердце»), фактически признается правомерным.
Лит.: Юрцовский Н. С. Очерки по истории просвещения в Сибири (1703—1917 гг.) // Общий ход развития школьного дела в Сибири. Новосибирск, 1923. Вып. 1; Нафигов Р.И. Формирование и развитие передовой татарской общественно-политической мысли: Очерк истории. 1855—1917. Казань, 1964; Валиев Ф. Себердэ белем учаклары // Казан утлары. 1990. № 9; Гарифуллин И.Б. Очерки истории татарского населения Тюменской области. Тюмень, 2000; Файзрахманов Г.Л. История сибирских татар с древнейших времен до начала XX в. Казань, 2002.
А.В. Лямзин, А.П. Ярков
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей